Питание в пост: что можно и нельзя есть. Постная колбаса, паштеты и иные продукты, в которых мясной компонент заменён растительным

Во время Великого поста веганам наступает раздолье. В магазинах как никогда множество продуктов с пометками “постный”, “для поста”.
Подразумевается, что данные яства должны быть абсолютнейше “чисты” от животных составляющих. И, таким образом, входить в линию этичных (веганских) товаров.

Однако на практике все не так радужно. Расскажу про подобный момент.

Купила я два постных продукта производства “Микоян” - оба на фото.
Сегодня поделюсь своим личным мнением о колбасе.

1. Что это?
Во-первых, друзья, это не колбаса - и, если можно так выразиться, в общепринятом смысле, и фактически.
Настоящее обозначение продукта, то бишь, что он представляет из себя (читаем информацию на упаковке) - Крем на растительных маслах . Он крем. Запомнили?
А крем ведет себя в определенных условиях как крем, не как колбаса. Об этой характеристике чуть позже.


2. Там есть жуки

Во-вторых, и это, по сути, главное - продукт нельзя назвать веганским.
Как, скорее всего, и постным.
В составе присутствует компонент отнюдь не растительного происхождения - кармин . Он обозначен в самом конце описания состава, и, к счастью (иначе я не писала бы сейчас этот текст), при покупке я весь этот абзац не дочитала - доверилась же, наивная, производителю, клюнула на “постность”.

Кармин - краситель, который придает продуктам (а также тканям, некоторым медикаментам, парфюмерии и пр.) симпатичный красный цвет. Прозводят кармин из кошенили - самок насекомых кактусовой ложнощитовки. В определенный период года насекомых собирают, сушат, толкут - в итоге получается красненький порошок. Кармин зарегистрирован как пищевая добавка E120. Более подробно о кармине можно почитать, например, в Википедии .

Не в курсе я всех тонкостей, которым должна соответствовать пища великопостная. Однако очень сомневаюсь, что адекватный человек, живущий в нормальных условиях нынешнего времени, даже в непостный день возжелает по доброй воле лопать останки жуков.

И резонный вопрос к производителю.
Ежели по стоимости кармин “дороже, чем другие красители ” - на кой ляд не используется в производстве постного продукта родимая свеколка - совершенно растительная да копеечная? Окрашивающая просто “на ура” в шикарный цвет всё что угодно. Да и эстетичнее оно - всё ж не жуки перетёртые, а, товарищи из “Микояна”?


3. Еще раз о составе

Он широк, разнообразен и кое-где таинственен. Без Википедии большинства значений простому смертному не разобрать. Да, тут честно значится глутамат натрия - но не так страшен он, как кот в мешке. Лично меня вот, к примеру, заинтриговало то, что на разных строчках в описании состава указан некий “ароматизатор”, а также некие “ароматизаторы”. Что они за ароматизаторы такие, из чего они (растительные ли? иль вновь подвох непостного происхождения?), по какой причине расселены в разные строки - сие производитель скромно умалчивает. Момент этот мне, как покупателю, совершенно непонятный, оттого не внушающий доверия.

4. Вкус и аттрактивность
Известно, что в повальном большинстве случаев вкусовые предпочтения зависят от расположения духа дегустатора, да и его характера. Однако факты есть факты. К счастью, ранее я пробовала веганские колбасные продукты популярного среди вегетарианцев и веганов российского производителя “Малика” (с перечеркнутой коровкой на упаковках). До которых, положа руку на сердце, постная колбаса “Микоян” не дотягивает ну совершенно никак по многим параметрам - и со мной, как выяснилось, согласны люди мне знакомые, да и незнакомые.

Если пшеничные колбасы “Малики” - уж колбасы так колбасы, упругие, плотные, с откровенной “колбасной” мясно-слоёной консистенцией, то постный продукт “Микоян”, повторюсь - крем. По текстуре это паштетообразная субстанция, - да, ее возможно нарезать ножом, она чуть плотнее, чем паштет. Однако податлива более, чем того колбасе положено.

Во вкусе - навязчивая тональность некоего разбухшего, до конца не растворившегося порошка. В послевкусии ощущается горечь. Кусочки грибов внутри есть, и их много - но в общем восприятии их роль нулевая. Кстати, выковырянный из колбасы и отдельно съеденный кусок гриба - по вкусу маринованный шампиньон.

5. Как крем на сковородке
Кто любит покороче - после обнаружения кармина вопрос-то и закрыл бы. Но мне желалось хоть какой-то мало-мальской сатисфакции. Так или иначе, возникла шальная мысль поджарить эту колбасу - может, румяная корочка способна спасти положение, приподнять вкусовые качества? Тут же явилась мысль вторая: “Как жарить-то? Оно же КРЕМ!”. Однако руки у меня работают всегда скорей головы - колбаса уж нарублена, брошена в сковороду с разогретым растительным маслом…

И что? И то. Вместо постепенного появления поджаренной корочки мне предстала трансформация иного рода. Как ни старалась я аккуратно переворачивать лопаткой кусочки колбасы, они скоропостижно начали терять свои острые уголки, таять, как свеча, изнеженно разваливаться и размазываться по дну сковороды. Я - скорей соскребать лопаткой… “Оно же КРЕМ!” - победоносно пронеслось в голове…

На фото - поджаренная постная колбаса “Микоян”, которую я смешала с тушеной капустой.
Там, где розовенькое желеобразие - это и есть колбаса. Дегустационную проверку этой смеси стойко провел мой супруг. Его мнение: “С капустой - еще более-менее как-то можно… Но не могу сказать, что это - вкусно”.

Минутка откровенности:
первая реакция супруга была
“Да ну ее в баню! Горькая! Фигня какая-то!”

Это то, что можно, так сказать, реально прощупать, куснуть на зуб, узреть воочию.
Обозначу еще пару моментов, имеющих место быть.

6. Мнение кошек
Меня удивила разница в реакции моих кошек. Кошки, будучи сытыми по макушку, устраивали непрекращающийся трехголосый ор, стоило мне лишь вытащить “Малику” из холодильника. Глаза вытаращены, носы ритмично пишут круги в воздухе. При этом каждый хвост делал отчаянные попытки взлететь на стол, где режется колбаса - да, мне постоянно приходилось делиться с котами веганской вкусняшкой.
Постную колбасу “Микоян” кошки тоже чуяли, но образом обычным - как любой другой продукт, что вынимается из холодильника. Криков нет, полётов тоже. Подошли к столу - мол, что там у тебя? Дала на пробу по куску - лениво пожамкав, съели. Вторые куски мне пришлось выбрасывать - кошки начали гонять их лапами по полу. Ау, кошки, вы чё, это же колбаса!

7. Постное - с мясных станков
Важный этичный момент, о котором мне напомнила моя подписчица a_alenya в Instagram :

Выводы вследствие всего вышесказанного:
1) идея достойная - востребованный постный/этичный аналог животного продукта.
А исполнение жутко хромает. Тем более, на фоне давно имеющихся успешных конкурентов.
2) продукт этот однозначно невеганский, ибо содержит кармин.
3) постная колбаса или нет - зависит от того, а) в правилах ли поста потреблять насекомых, б) какого происхождения “ароматизатор” и “ароматизаторы” в составе.
4) для своей семьи эту колбасу “Микоян” я уж точно покупать больше не буду.

Ольга Григорьян, к.м.н., ведущий научный сотрудник Клиники лечебного питания НИИ питания РАМН, эксперт Национальной ассоциации диетологов и нутрициологов: «Как правило, исключив мясо, яйца и молочные продукты, постящиеся переходят на углеводы — макароны, картошку и каши. По сути, получается углеводистая диета, соблюдать которую в течение такого длительного периода не полезно никому. Вполне вероятно, что вы не сбросите вес, а даже наберете несколько лишних килограммов. Многие забывают или просто не знают о том, что рацион питания должен быть сбалансированным — нужно правильное соотношение белков, жиров и углеводов. Поэтому если вы решили поститься, советую грамотно составить свой рацион с помощью диетолога. И не забывать, что главный смысл поста — религиозный, это время духовного очищения, а не повод сбросить лишние килограммы».

Постные продукты - мифы и реальность

Свежие овощи и фрукты

Витамины, клетчатка, минимум калорий — кажется, что свежие фрукты и овощи идеальны и для диеты, и для поста. Но, к сожалению, весной тепличные овощи, которые продаются в магазинах, часто содержат повышенное количество нитратов. И вы, надеясь разгрузить свой организм, отравляете его. Что касается фруктов, не забывайте, что это, в первую очередь, легкоусвояемые углеводы — сахара, которые могут добавить вам лишних килограммов.

Хлебцы вместо хлеба

Хлебцы и правда полезны: богаты витаминами, микроэлементами и пищевыми волокнами. Они пользуются большим спросом среди тех, кто постится. А теперь внимание! Обычный хлеб тоже является постным продуктом: мука, вода, дрожжи, сахар и соль, иногда в состав также входит растительное масло. Яиц и сливочного масла в обычном хлебе нет.

Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль», врач-гигиенист: «Если сравнить состав постного печенья и обычного, мы увидим, что они мало различаются. Сегодня практически никто из изготовителей кондитерских изделий не использует в рецептурах сливочное масло: это дорого и непрактично — продукт будет храниться меньше, чем продукт с растительным жиром. Зато в постном печенье нет яичного порошка, который иногда встречается в рецептурах «обычного» печенья. Что касается постных тортов, яичные продукты из них тоже «убирают», но очень часто и в обычных, и в постных тортах и пирожных основой крема являются все те же растительные сливки и кондитерские жиры, которые могут быть источником вредных транс-изомеров жирных кислот».

О разнице между традиционными продуктами и их «постными» вариантами АиФ.ru рассказала Екатерина Бурляева, врач-диетолог, заведующий клинико-диагностической группой «Здоровое и спортивное питание» Федерального исследовательского Центра питания и биотехнологии .

Постная колбаса, паштеты и иные продукты, в которых мясной компонент заменён растительным.

Белок. Белок животного происхождения в таких продуктах заменён растительным. В качестве источника последнего обычно используются крупы (пшеничная либо кукурузная) или бобовые (горох либо соя). Надо знать, что в составе по-настоящему постной колбасы не должно быть таких компонентов, как желатин, молочный белок и краситель кармин (Е 120), потому что они животного происхождения. Конечно, они безопасны, и вреда от них не будет, но для людей, которые придерживаются определённых традиций в питании, это следует учитывать при выборе продуктов.

Жиры. В качестве растительных жиров часто используется пальмовое и кокосовое масло. И вот здесь кроется хитрая ловушка для потребителей. Производители таких постных колбас и сосисок обычно играют на том, что мясной продукт повышает холестерин, а постный растительный — нет. Это не совсем так. К примеру, кокосовое масло на 90% и более состоит из насыщенных жирных кислот. Тех самых, которые есть в мясе и том же сливочном масле, и которые действительно повышают холестерин. Но даже в жирном сливочном масле насыщенных жирных кислот не более 70%. То есть риск повышения холестерина при употреблении растительных продуктов с кокосовым маслом даже выше, чем от пищи животного происхождения. В состав постных продуктов входят ароматизаторы, идентичные натуральным, придающие вкус и запах курицы или свинины. Но такие ароматизаторы используются и при приготовлении обычной колбасы.

По белкам и жирам состав растительной и мясной колбасы может сильно отличаться. Если колбаса преимущественно из бобовых, то, скорее всего, процент содержания белка в ней будет больше. Если продукт по составу представляет собой жировой крем, то от колбасы остаётся только название и форма упаковки, а не белковый продукт. В основном там растительные жировые компоненты и различные загустители, чтобы держалась форма. При нагревании такая колбаса быстро тает и теряет форму. Конечно, она наименее полезная из всех, хотя и постная.

Калорийность. Мясные продукты очень сильно отличаются по калорийности в зависимости от того, какая колбаса: варёная или копчёная. Разброс бывает от 300 до 600 ккал (в копчёной больше). В растительном варианте калорийность возможна в районе 200 ккал. Тем не менее такой продукт всё равно нельзя назвать низкокалорийным. Поэтому рекомендовать человеку худеть, употребляя постную колбасу, неправильно.

Постный майонез.

Отличие от обычного в том, что в составе нет яиц. Зато есть добавки, придающие густоту. Основа и постного, и обычного майонеза — растительные масла.

Кондитерские изделия, выпечка, сладости

Постное печенье, прочая выпечка и хлеб всегда существовали в рационе людей. Отличий по составу жиров от обычных продуктов, в частности, печенья, мало. Разве что нет яиц. В основном сейчас в таких продуктах используются растительные масла, потому что они дешевле. И нередко это кокосовое масло, которое повышает уровень холестерина. А калорийность у постных кондитерских изделий такая же, как и у привычных.

Мармелад и желе всегда постные, если используется не желатин, а агар-агар. Но тем, кто озабочен избыточной массой тела, нужно учитывать, что калорийность 100 г мармелада — 300 ккал. Для сравнения: в стограммовой порции куриной грудки — всего около 100 ккал. При приготовлении низкокалорийных кондитерских изделий используются жировые продукты, которые ограниченно всасываются в кишечнике и существенно не увеличивают калорийность.

4 причины, по которым не стоит полностью заменять обычные продукты постными

1. Тем, кто хочет похудеть, вряд ли стоит строить свою диету на основе только постных продуктов. Они всё равно остаются высококалорийными.

2. Полностью заменять животный белок на растительный тоже не рекомендуется в здоровом питании. В животных продуктах есть важнейшие для здоровья аминокислоты, которые в растительных отсутствуют. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует не ограничивать рацион одним видом продуктов: только растительной пищей или только животной. Рацион человека должен быть достаточно сбалансированным, в нём должны присутствовать все необходимые аминокислоты, витамины и микроэлементы. Причём по питанию детей позиция ВОЗ однозначная: нельзя исключать из детского питания продукты животного происхождения.

3. Нужно помнить, что белок пшеницы или сои может вызывать аллергическую реакцию.

4. Если подобные постные колбасы, печенье и торты человек употребляет именно в пост, то это тоже не совсем правильно. Соблюдение поста подразумевает воздержание от тех же тортов и пирожных в любом виде, самовоспитание. Просто заменять одно удовольствие другим не совсем верно.

Вкусные постные продукты дорогие, а на одной картошке и макаронах современный городской человек не протянет, поэтому Великим постом честнее не стремиться к изыскам постной кухни, а смиренно есть дешевые сосиски... Оправдана ли такая точка зрения?

К сожалению, в дни Великого поста, мы не так много времени и сил уделяем тому, чему надо - делам милосердия, церковным службам, сугубым молитвам, для нас - простых людей, обремененных детьми и ненормированными работами, пост получается скорее временем продуктового ограничения.

И тут сталкиваются друг с другом две крайние позиции. С одной стороны, есть те, которые по несколько дней ничего не едят - с понедельника по пятницу «сухоядение один раз вечером», они не употребляют в пищу даже подсолнечного масла, кроме субботы и воскресенья (приемов пищи - не больше двух). И те, кто призывает не делать из постной еды культа, и свести пищевые ограничения к минимуму.

О первой категории постящихся говорить не буду. Эти люди, наверное, подвижники, и их мера большинству из нас не подойдет. Поговорим о тех, кто постится просто, отказываясь от мяса и молочных продуктов. Казалось бы, сейчас пост не должен составлять проблемы - свежие фрукты и овощи, морепродукты и всевозможные соевые заменители молока.

Но обычные люди не могут позволить себе ежедневных постных блюд с мидиями, раковыми шейками и омарами. Наша еда для этого времени - макароны, картошка, хлеб, булки и прочие углеводы. Результат налицо: лишние килограммы, тяжесть вместо необходимой легкости. Получается, что в пост происходит еще большее разделение церковных людей на имущих и не очень. Легкие салаты с рукколой и авокадо и свежие фрукты - для одних, и макароны с кетчупом для других. Где же справедливость?

Мне кажется, что есть две проблемы, которые связаны так или иначе, с этими пищевыми рефлексиями. Во-первых, мы живем в эпоху такого изобилия, что, от переизбытка всего, у нас несколько «сносит крышу». Казалось бы тогда, когда нам надо радоваться тому, что мы можем купить (пусть нечасто и немного, но все таки иногда можем) какие-то продукты, о которых наши родители и не помышляли, мы огорчаемся, что кто-то покупает их чаще.

Во-вторых, почти ни у кого из нас нет семейных, многолетних и, тем более, вековых традиций соблюдения постов. У нас мало кто готовится к постам с лета, мало кто маринует грибы и варит варенья, квасит капусту, мочит яблоки и солит огурцы. А ведь это доступно, недорого и вполне может скрасить постный стол и заменить экзотические закуски с ананасами.

Когда мне говорят о том, что поститься тяжело и невозможно, я вспоминаю свое детство. Ко времени поста мама, получавшая заказы как многодетная, скапливала овощные консервы, отдельные банки летних заготовок также ждали своего часа весной, с наступлением Святой Четыредесятницы.

Да, мы ели рис и гречку, а также большое количество салатов из моркови, капусты и свеклы. Мама делала пироги и варила компоты. А потом в Москве появились смеси замороженных овощей и ягод. Помню тогдашнюю радость православных хозяек - можно тушить рагу, и варить супы, и готовить овощные пловы.

В конце марта, на прилавках продуктовых магазинов появлялись первые огурцы - длинные, но дивно пахнущие чем-то свежим, новым. Мама поджаривала на постном (том еще, пахнущем) масле черный хлеб, солила и клала сверху кружочки огурца. Смешно, конечно, при современных наших гастрономических привычках звучит, но это было очень-очень вкусно.

Странно, но определенные блюда у меня напрочь ассоциируются с временем поста. И не потому, что они невкусные, просто так сложилось. Мама моя готовила всегда очень хорошо, и воспитывала детей, и ходила на работу, кстати. И разговоры о том, как заняты люди сейчас против того, что было 20-30 лет назад, по меньшей мере, спорны. Да, тогда раньше уходили с работы, но при этом, стояли в очередях, вручную стирали и мыли посуду не просто в раковине, а не посудомоечной машине, но хозяйственным мылом. Но это не мешало тем, кто тогда, в 1970 - начале 1980-х, пришел в храм, соблюдать пост, ограничивая себя в мясе и молоке, а не рассуждать о средиземноморских корнях поста, а потому его неприспособленности для нас, о прибавленных к телу килограммах.

В годы моего детства и юности, о которых мне вспомнилось сегодня, родители читали нам описание поста Иваном Шмелевым. Тогда мне казалось описание это - праздником. Повзрослев, я узнала про лубочные картинки, про выдуманные сюжеты и т.д., но все-таки переживание этого периода, пускай детское и наивное, осталось. Недаром герой Шмелева, газами которого мы видим эти картинки из мира потерянного, утраченного, маленький мальчик.

Сейчас лично мне не так важны жаворонки из теста в день памяти Сорока мучеников Севастийских. Скажу больше - я могу обойтись и без кулича на Пасху. Но я понимаю, что это все очень важно детям. Наш годовой круг включает в себя и определенную еду тоже. И тогда, когда мы не можем похвастаться ничем другим, хочется, чтобы хоть такие традиции были в нашей жизни. Определенный семейный уклад складывается из мелочей, и небольшие съестные ограничения вряд ли серьезно подорвут наше здоровье и/или бюджет.

Мы очень привыкли к комфорту. Вся наша жизнь направлена на достижение его - просторное жилье, красивая одежда, вкусная еда, положительные эмоции, регулярный отдых и т.д. Но пост - это ведь не просто определенная диета или вегетарианство из-за жалости к животным, это неудобство, которое мы сознательно претерпеваем, стараясь не очень кидаться при этом на ближних.

Мой духовник не раз говорил мне о том, что Православие - это «умирание каждый день». Я - человек мыслящий буквально и довольно примитивно, и знаю точно, что «умирать», сжимая сосиску в руке, у меня не получится.

Разговор с м.ч. по поводу вырубившихся розеток в съемной квартире, чинит их сам хозяин, которому было предложено во время ремонта не стесняться и есть любую колбасу из холодильника (там сорта 3 лежат всегда):
я: хозяин сказал, что весь день с электриком искали причину, но так ничего и не нашли. Завтра приедут искать еще. Сказал, что нужно жену привести, она помнит где точно распред. коробка в стене замурована. Но я думаю, ему просто колбаса наша понравилась, он еще хочет.
м.ч.: т.е. теперь колбасу будет есть еще и жена?
я: да, ее и везут попробовать и сказать "смотри какую колбасу в дом покупать надо, дура"!

пост:
Если находится в космосе без костюма, могут ли выпущенные газы заставить вас двигаться?

Да, желудочно-кишечные газы могут оттолкнуть вас вперед, поскольку практически нет никакой силы сопротивления (ни трения, ни гравитации), которая бы могла повлиять на силу этих газов.

коммент:
1:оо!а если перднуть и рыгнуть, можно вертеться!!

К моей кошке лучше не подходить ближе, чем на метр, когда она ест колбасу, ибо она шипит, рычит и может #бнуть по ноге. Хотя, когда она ест рыбу, мясо или кошачий корм, то всё норм:) можно даже погладить, она не против. Я не понимал почему она так себя ведёт, пока не увидел, как на даче с таким же остервенением, с каким она ест колбасу, она ест мышь.

Подруга, изрядно выпимши, стоит на кухне, режет колбасу и приговаривает:
- Была бы я адекватным и трезвомыслящим человеком, ни за что бы себе нож в таком состоянии не доверила. Но не срослось, не срослось...

xxx: я есть хочу, что приготовить можно?
yyy: яичницу
yyy: для начала ищешь яйцо
yyy: желательно куриное
xxx: попроще ничего нет?)
yyy: есть, подходишь, к подоконнику, отрываешь лист от растения и ешь, можно посолить
yyy: тя устроит?
xxx: =(
yyy: что расстроился? у тя там кактус чтоли стоит?



XXX: Здравствуйте, я хотел бы у вас купить докторскую колбасу.
Продавщица: Вам какую, докторскую похожую на молочную в первом ряду, или докторскую во втором ряду которая но похожа на ту что в пятом ряду?
XXX: Мне съедобную если можно...

Вот суда:

она: ужас-ужас-ужас!!)



______________________
О, я мужик О_о

он: я решил сесть на кремлевскую диету и похудеть.

она: ужас-ужас-ужас!!)

он: буду есть колбасу без хлеба и пить чай без сахара:-D

она: уф, уже испугалась, что на самом деле:)

он: а почему испугалась? на нее в принципе стОит ориентироваться:)

она: просто не привыкла слышать словосочетание "кремлевская диета" от мужчин.
Мужских диет вообще только три: «Надо меньше жрать», «Надо больше двигаться» и для самых волевых - «Надо меньше жрать и больше двигаться».

У меня есть подруга, которая в свои 38 выглядит как минимум на 10 лет
меньше. Любое сетование нами на возраст воспринимается ею как личное
оскорбление (и все мы знаем эту ее слабость).
И вот едут они с мужем давеча из баньки, в руках сумки с полотенцами,
заходят в подъезд. А там возле лифта стоит их соседка 25 лет, курит и
мило общается с молодым человеком. Причем, соседка - приколистка еще
та... Подруга моя рассказывает: "До этого я не видела, что Ирка курит. А
тут она курит прям мне в лицо, вызывающе так, ждет моей реакции. Я тоже
пристально смотрю на нее и молчу. И в этот момент она говорит своему
парню: "Познакомься, это мои родители".
Реакция моей подруги оказалась моментальной: со словами "Домой, скотина,
домой", она начала сумкой охаживать бедную Ирку по спине.
... А не надо женщине намекать на ее возраст!...

К вопросу из теста Майкософта:
Где Вы покупаете колбасу?
1)В колбасном отделе магазина. Она там свежая и вкусная.
2)Скачиваю виртуальную колбасу нарезкой из торрентов. Она там бесплатная.
3)У мужчины, который выносит ее с колбасного завода. Ну и что, что он ее под футболкой нёс? Он же моется. Наверное.
4)Я мужчина из предыдущего ответа.

Надо добавить такие вопросы:
"Покупаете ли вы колбасу отдельно для каждого члена семьи?"
"Режете ли вы колбасу ножом, рекомендованным производителем колбасы?"
"Нравится ли вам, когда через 2 года вашу любимую колбасу перестали производить, а чтобы порезать новую колбасу, нужно купить новый нож?..."

Loading...Loading...