В чашку налили горячий кофе. Виды теплопередачи. Жизнь современного человека немыслима без сложной техники. Даже в своем жилище он окружен множеством приборов и приспособлений, большинство из которых требует п

Любовь Джумагазиева

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА - головоломка «СЛОЖИ КВАДРАТ»

«СЛОЖИ КВАДРАТ» - одна из развивающих игр по системе супругов Никитиных, известных у нас в стране и за рубежом как авторов нетрадиционной системы воспитания детей.

Уровень сложности 1, количество составных частей квадрата 2-3, рекомендуемый возраст 2-4 года

Уровень сложности 3, количество составных частей квадрата 4-7, рекомендуемый возраст 4-7 лет

«Игрушки, игры – одно из самых воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер» Б. П. Никитин

Игра «Сложи квадрат» - знакомит детей:

С сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части;

Развивает сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности;

Учит разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре;

Способствует развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

Ход деятельности:

1. Высыпите содержимое коробки и разложите все кусочки по цвету (деревянная основа снизу;

2. Возьмите рамку и положите ее перед собой на стол.

3. Выбирите любую кучку и попытайтесь сложить квадрат в рамке.

Варианты игры:

1. сложите квадраты в рамках по цветам, назовите их цвет и форму деталей, из которых они состоят;

2. сложите квадраты в рамках, следуя порядку цветов в солнечном спектре (радуге): красный, оранжевый, желтый и т. д. ;

3. сложить квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные»;

4. сложите квадраты не в рамках, а на столе, на полу. Лишенные степени свободы, они хуже складываются;

5. сложите квадраты на скорость, как можно быстрее, соревнуясь друг с другом;

6. предварительно отобрав нужные детали, сложите квадрат или несколько с закрытыми глазами;

7. сложите квадраты из деталей разного цвета;

8. сложите квадраты из различных деталей игр «Сложи квадрат» разных уровней сложности;

9. составьте по расчлененной схеме фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов, назовите получившуюся фигуру;


10. составьте по схеме (без составляющих внутренних линий) фигуру-картинку, подобрав нужные части квадратов;


11. каждый квадрат – это маленькая головоломка. Из его кусочков можно моделировать различные предметы и образы. Придумайте сами и соберите, например, самолет, дом, машину и т. д.


12. придумайте сами схемы фигур-картинок, для этого сложите в картинку из частей квадрата и обводите их.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Найдите и сложите отдельно все треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т. д.

Разложите фигуры по величине: в порядке уменьшения или увеличения.

Составьте из частей квадратов другие фигуры: прямоугольник, треугольник, ромб и т. п.

Можно сделать эту игру самостоятельно из картона или купить готовую.

Достаточный уровень

1. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью:
медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

Ответ: хорошей теплопроводностью обладают: медь и алюминий

2. Какие из перечисленных ниже веществ обладают плохой теплопроводностью:


картон, железо, резина, сталь, бумага?

Ответ: плохой теплопроводностью обладают: картон, резина, бумага

3. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду.


Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в нее воды?

Ответ: алюминиевая кастрюля нагреется быстрее потому,
что у нее больше теплопроводность

4. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания?


пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания потому,
что пустоты заполненные воздухом обладают плохой теплопроводностью (?)

5. В какой обуви больше мерзнут ноги зимой: в просторной или тесной?

Ответ: в тесной, поскольку в ней нет воздушной прослойки,
обладающей низкой теплопроводностью

6. Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике,


стоящем на плите?

Ответ: основную роль в нагревании воды в чайнике играет конвекция

7. Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак.


Что лучше сделать - поставить бак на лед или положить лед на крышку бака?
Ответ: для того чтобы быстрее охладить воду, налитую в бак,
необходимо на крышку бака положить лед
при конвекции теплые слои воды поднимаются вверх
при соприкосновении с холодной крышкой охлаждаются (?)

8. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в темном?

Ответ: в светлом платье летом менее жарко потому,
что оно поглощает меньше солнечной энергии,
передаваемой посредством излучения

9. Какие почвы при одинаковых условиях сильнее прогреваются на солнце -


подзолистые или черноземные?

Ответ: на солнце сильнее прогреваются черноземные почвы потому,
что они больше поглощают энергию солнечных лучей

10. Чай сохраняют горячим в термосе. Можно ли сохранить в нем холодный морс?

Средний уровень

1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

Ответ: ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными потому,

2. Летом лед сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

Ответ: летом лед сохраняют под слоем опилок и земли потому,
что он обладают плохой теплопроводностью

3. В каком случае кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее:


когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком?

Ответ: кусок льда, внесенный в комнату, растает быстрее, когда его просто положат на стол(?)

4. Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской?

Ответ: на нефтебазах баки для хранения топлива красят «серебряной» краской потому,
что светлые поверхности плохо нагреваются под действием излучения(?)

5. Почему отопительные батареи в помещении располагают вблизи пола, а не у потолка?

Ответ: холодный воздух, поступающий через окно, тяжелее теплого,
и поэтому он опускается вниз, где нагревается от батареи центрального отопления

6. Какие из тел - твердые тела, жидкости или газы - обладают наименьшей теплопроводностью? Почему?

Ответ: наименьшей теплопроводностью обладают газы потому,
что молекулы газа находятся на большом расстоянии друг от друга
и плохо взаимодействуют (?)

7. Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха -


в тени или на солнце?
Ответ: для определения температуры воздуха термометр необходимо держать в тени потому,
что… (?)

8. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

Ответ: стакан компота остынет быстрее потому,
что в нем взаимное притяжение между молекулами меньше
и конвекция происходит быстрее (?)

9. Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенности?

Ответ: холодный воздух тяжелее теплого и поэтому он опускается вниз
в низинах в безоблачную ночь холоднее, чем на на возвышенностях (?)

10. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

Ответ: весной снег в городе тает быстрее потому, что здания под действием солнечного излучения хорошо прогреваются и передают часть своей энергии снегу(?)

Высокий уровень

1. Какие тела - твердые, жидкие или газообразные - обладают лучшей теплопроводностью?

Ответ: твердые тела обладают лучшей теплопроводностью потому,
что молекулы у них находятся на маленьком расстоянии друг от друга
и хорошо взаимодействуют (?)

2. В каких телах - жидкостях, твердых телах, газах - наблюдается конвекция? Почему?

Ответ: конвекция наблюдается в жидкостях и газах потому,
что в них взаимное притяжение между молекулами меньше и молекулы могут свободно перемещаться (?)

3. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

Ответ: и металл и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми при температуре 36,6 0 С потому, что при этой температуре теплообмена не будет (?)

4. Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует поместить бутылку: в снег или в измельченный лед, если температура их одинакова?

Ответ: для того чтобы быстро охладить бутылку с лимонадом ее надо поместить в измельченный лед, который обладает большей теплопроводностью, поэтому теплообмен будет идти быстрее (?)

5. Когда парусным судам удобнее входить в гавань - днем или ночью?

Ответ: парусным судам удобнее входить в гавань днем, когда суша быстрее прогревается солнцем, прогретый воздух поднимается вверх, а ему на смену, со сторны моря, идет поток холодного воздуха - дневной бриз (?)

6. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?

Ответ: для того чтобы горячий кофе остыл быстрее молоко в него надо налить спустя некоторое время
на поверхности кофе образуется пленка, которая обладает плохой теплопроводностью(?)

7. Какие фабричные трубы лучше: железные или кирпичные?

Ответ: кирпичные фабричные трубы лучше потому,
что они обладают плохой теплопроводностью
в верхней части трубы окружены слоем холодного воздуха,
поэтому тяга в кирпичной трубе лучше(?)

8. Когда тяга в трубах лучше - зимой или летом? Почему?


Ответ: тяга в трубах лучше зимой потому,
что …(?)

9. Почему оконные стекла начинают замерзать снизу и в большей мере, чем сверху?

Ответ: холодный воздух тяжелее теплого и поэтому он опускается вниз(?)

10. Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса?

Ответ: нет, потому, что конвекция осуществляется за счет силы Архимеда,
которой не возникает в состоянии невесомости

11. Почему в комнате при температуре 20°С мы чувствуем себя теплее,


чем в воде при температуре 25°С?

Ответ: теплопроводность воды больше, поэтому в ней теплообмен идет быстрее,
температура тела быстро снижается (?)

12. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

Ответ: чем меньше поверхность тела животного, тем меньше тепла оно
отдает окружающему его воздуху(?)

13. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

Ответ: днем поверхность суши сильно нагревается под действием солнечного излучения
и после полудня нагревает воздух путем конвекции(?)

14. В жаркий день сухой термометр показывает 35°С.


Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор?
Рассмотрите два случая: а) термометр находится в тени; б) термометр освещен солнцем.

Ответ: если в жаркий день сухой термометр находится в тени и на него направлен поток воздуха от вентилятора, то его температура не изменится

если в жаркий день сухой термометр освещен солнцем и на него направлен поток воздуха от вентилятора, то его температура уменьшится, потому что при этом конвекция происходит быстрее (?)

15. Как устраивают теплицу? Почему внутри теплиц температура воздуха выше, чем снаружи?

Ответ: для предохранения растений от заморозков используют теплицы.
Стеклянные рамы хорошо пропускают солнечное излучение. Днем почва нагревается.
Ночью теплица препятствует движению теплого воздуха вверх. Поэтому температура в теплице выше, чем в окружающем пространстве.

Дополнительно:


1.Для какой цели зимой в большой мороз лицо иногда смазывают жирным кремом?

2.Чем дольше находится в употреблении эмалированный чайник, тем медленнее закипает в нем вода. Почему?

3.Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?

4. Почему в ясные зимние ночи мороз сильнее, чем в облачную погоду?

4. Если весной или осенью ожидается ясная ночь, садовники разводят костры, дающие много дыма,
обволакивающего растения. Зачем?

5. Известен случай, когда парашютист с раскрытым парашютом, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимался вверх. Как это могло случиться?

6. С помощью тепловизора (прибор «ночного видения») можно обнаружить различные тела,
даже незначительно нагретые, причем независимо от того, освещены эти тела или находятся в полной темноте. Какое физическое явление используется в этих приборах?

7. В каком случае нагретая деталь быстрее охладится: если ее положить на деревянную подставку


или на стальную плиту?

8. Какие участки земной поверхности нагреваются в солнечную погоду сильнее:


вспаханное поле или зеленый луг, сухая или увлажненная почва? Почему?

9. Почему зимой даже от хорошо заклеенных окон веет холодом?

10. В каком чайнике – белом или темном – быстрее закипит вода?

11. Почему в печах с высокими трубами тяга больше, чем в печах с низкими трубами?

12. Почему каменный пол кажется более холодным, чем деревянный в одном и том же помещении?

13. Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородках,


а не на алюминиевых?

14. Какой из видов теплопередачи сопровождается переносом вещества?

15. Почему самая высокая температура не в полдень, а после полудня?

16. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

17. В каком случае энергия передается излучением? Поясните на примере.

18. Почему листья осины колеблются в безветренную погоду?

19. Почему тонкая полиэтиленовая пленка предохраняет растение от ночного холода?

20. Почему, в то время когда в комнате начинает топиться печь,


наблюдается понижение температуры?

“В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум”.. В результате многочисленных проб и ошибок я твёрдо уверовала, что этот метод необходимо применять при изучении физики, но чётко себе представлять, кто и зачем будет участвовать в этом проекте и какой результат будет получен. Использование мною в течение долгих лет групповой работы на уроках физики плавно перешло в применение метода проекта при изучении отдельных тем курса физики как средней, так и старшей школы. Так, метод проектов впервые мною был использован при изучении темы “Оптика”. Творческое название проекта “Семейный альбом”, подразумевало самостоятельные исследования по вопросам “Эволюция фотоаппарата”, “Химическое действие света”, “Цветная и черно-белая фотография”. Результатом этого проекта стала научно – практическая конференция, на которой обсуждались не только теоретические вопросы темы, но и была оформлена выставка различных фотоаппаратов, стенды “Наша семейная реликвия” и “Моё хобби - фотография”. Об Интернете и персональных компьютерах, цифровых фотоаппаратах мы тогда даже и не слышали, а вот фотоаппарат Kodak, моментально выдававший цветное фото в нашей выставке уже присутствовал. Повальное увлечение лазерными указками (некоторое время наш город широко сотрудничал с Китаем, откуда было поставлено большое количество этих игрушек) мне тоже удалось направить в нужное русло. Все 29 человек одиннадцатого класса вдохновенно погрузились в проект “От фантазии к реальности”. Одни совершили путешествие по страницам научно-фантастических книг, другие по страницам медицинских журналов и клинике МКТ “Хирургия глаза”, открывшейся в Тамбове, третьи упорно искали информацию о применении лазера в промышленности, а самые продвинутые изучали возможности передачи информации по лазерному лучу. Итогом проекта стала галерея газет.

Всегда радуюсь, когда дети приходят с желанием поработать в индивидуальном проекте, значит, материал, изученный на уроках физики, пробудил интерес, заставил увидеть проблему, включил фантазию, побудил к творчеству. Вот темы последних индивидуальных проектов: “Физика и воинский устав”, “Физика и криминалистика”, “Сигнализация”, “Пакетный выключатель”, “Физика в игрушках”.

В этом учебном году вместе с учащимися 8 “Б” класса мы осуществили ещё один проект в рамках изучения темы “Виды теплопередачи”. Творческое название проекта звучало так “Три способа согреться”.Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.

Цели и задачи проекта:

Формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.

Формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах.

Формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.

Изучить виды теплопередачи, сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.

Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.

Этапы урока

Используемые методы, приёмы

Результаты

Актуализация знаний по теме “Внутренняя энергия тела и способы её изменения”

Фронтальная беседа

Учащиеся хорошо различают, когда ВЭ изменяется за счёт совершения работы, а когда за счёт теплопередачи.

Постановка проблемы

Проблемный метод

Проблема: как передают тепло (энергию) от одного тела к другому? Как путешествует энергия?

Формулировка гипотез для решения проблемы.

Фронтальная беседа с демонстрациями

Энергия может путешествовать тремя способами.

Выявление предмета (цели) исследования

“Мозговой штурм” по выявлению вопросов подлежащих исследованию в группах

Название способа передачи энергии, механизм передачи энергии, опыт, иллюстрирующий данный вид теплопередачи, использование данного вида теплопередачи, особенности данного вида теплопередачи.

Самостоятельная работа по изучению нового материала

Каждая группа, проработав соответствующий § учебника, заполняет свою колонку в таблице “Виды теплопередачи”.

Закрепление новых знаний

Групповая форма организации познавательной деятельности

Работа с дидактическим материалом “Найди свою задачу и реши её”

Домашнее задание

Работа в парах

Заполнение таблицы “Виды теплопередачи”

Проверка домашнего задания

Работа в парах

Первичная оценка знаний, выставление оценок в журнал по желанию.

Закрепление ЗУН

Физический бой

Выявлены вопросы, на которые ответить пока не можем.

Определение тем самостоятельных исследований

Фронтальная беседа

Создание мини-групп для решения проблемных вопросов

Определение способов и методов исследования

Дискуссия

Разработка хода исследования мини-проекта

Определение форм отчётности

“Мозговой штурм”

Распределение ролей для защиты проекта.

Домашнее задание

Групповой метод

Сбор информации по проблеме

Объяснение учителя

Знакомство с критериями оценивания публикаций, презентаций, сайтов.

Проверка домашнего задания

Групповая форма работы

Создание сценария защиты мини-проекта

Самостоятельная работа

Групповая форма работы

Анализ собранной группами информации, полученной в результате самостоятельных исследований.

Выводы по направлениям работы, аргументация

Домашнее задание

Групповая форма организации познавательной деятельности

Доработка проектов и подготовка их к защите

  • Защита проектов.
  • Проверка ЗУН.
  • Рефлексия.

Самостоятельные исследования учащихся:

Материалы, подготовленные группами для защиты:

Греет ли шуба?

Видеофильм

Сообщение

Растает ли лёд в кипятке?

Демонстрация и объяснение опыта.

Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле?

Демонстрация и объяснение опыта

Почему дует от закрытого окна?

Сообщение, рисунки

На лёд или под лёд?

Сообщение, график

Как образуются бризы?

Как уберечь тепло?

Модель термоса

Что такое тяга?

Почему самолёты серебристые?

Информационный буклет

Какое время года у нас под ногами?

Информационный буклет

Как энергия путешествует через вакуум?

Информационный буклет

Задачи для закрепления знаний.

1. Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

2. В каком платье летом менее жарко: в светлом или в тёмном? Объясните почему?

3. В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему?

4. Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: медь, воздух, алюминий, вода, стекло, водяной пар?

5. Что остынет быстрее: стакан компота или стакан киселя? Почему?

6. Летом лёд сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

7. В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают горячую воду. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды?

8. Почему в холодную погоду многие животные спят. Свернувшись в клубок?

9. Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

10. Обыкновенный или пористый кирпич обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? Почему?

11. Будет ли гореть свеча на борту космического корабля?

12. Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят “серебряной” краской?

13. Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать – поставить бак на лёд или положить лёд на крышку бака?

14. На каком из участков поля – покрытом снегом или льдом – лучше сохраняются озимые посевы? Почему?

15. Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? Почему?

16. Почему термосы изготовляют круглого, а не квадратного сечения?

17. Какие почвы при одинаковых условиях сильнее прогреваются на солнце – подзолистые или чернозёмные? Почему?

18. Какие фабричные трубы лучше: железные или кирпичные?

19. Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха – в тени или на солнце?

20. Чай сохраняют горячим в термосе. Можно ли сохранить в нём холодный морс?

21. Почему отопительные батареи в помещении располагают вблизи пола, а не у потолка?

22. Почему в низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенности?

23. Какие тела – твёрдые, жидкие или газообразные – обладают лучшей теплопроводностью? Почему?

24. В каких телах – жидкостях, твёрдых телах, газах – наблюдается конвекция? Почему?

25. Почему в комнате при температуре 20 0 С мы чувствуем себя теплее, чем в воде при температуре 25 0 С?

26. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

27. Когда парусным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью?

28. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает?

29. В каком случае энергия передаётся излучением? Поясните на примере.

30. Какие из тел – твёрдые, жидкие или газообразные – обладают наименьшей теплопроводностью? Почему?

31. Почему листья осины “дрожат” в безветренную погоду?

32. Почему оконные стёкла начинают замерзать снизу и в большей мере, чем сверху?

33. Почему тонкая полиэтиленовая плёнка предохраняет растение от ночного холода?

34. В чашку налили горячий кофе. Что надо сделать, чтобы кофе остыл быстрее: налить в него молоко сразу или спустя некоторое время?

35. Какой из видов теплопередачи играет основную роль в нагревании воды в чайнике, стоящим на плите?

36. При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?

37. Необходимо побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует её поместить: в снег или в измельчённый лёд, если температура их одинакова?

38. В жаркий день сухой термометр показывает 35 0 С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Рассмотрите два случая: термометр находится в тени и освещён солнцем

39. В каком случае кусок льда внесённый в комнату, растает быстрее: когда его просто положат на стол или когда сверху прикроют шерстяным платком?

40. Как устраивают теплицу? С какой целью? Почему внутри теплиц температура воздуха выше, чем снаружи?

Итак, проект завершился. Педагогическая цель - развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приёмами интеллектуальной деятельности – достигнута. Дети самостоятельно овладели новой научной терминологией, разработали и создали действующие приборы: термос, термоскоп, теплоприёмник. Высокая мотивация к обучению дала ощутимую прибавку к качеству знаний всех: от “слабых” до “сильных” учеников.

Информационные ресурсы

  1. Алексеева М.Н. Физика – юным. Москва, “Просвещение”, 1980.
  2. Балашов М.М. О природе, книга для учащихся 8 класса, Москва, “Просвещение”, 1991.
  3. Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах, Москва, “Просвещение”, 1981.
  4. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 8, Москва, “Просвещение”, 2000.
  5. Кирик Л. А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы, Москва, “Илекса”, 2003.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  7. Пёрышкин А.В. Физика 8, Москва, “Дрофа”, 2000.
  8. Перельман Я.И. Занимательная физика, ч.1, Москва, “Наука”, 1983.
  9. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике 6-7, Москва, “Просвещение”,1986.
  10. Intel ® “Обучеие для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: “Русская Редакция”, 2003.
  11. CD-ROM “Естествознание. 6 класс”, лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, г.Йошкар-Ола, 2005.
Loading...Loading...