Методические рекомендации «Как работать с научным текстом. Быстрое выделение большого куска текста

Microsoft Word — это текстовой редактор, который может быть частью пакета Microsoft Office или программой, установленной на вашем компьютере отдельно. Программа может использоваться для записи писем и различных типов документов, которые могут включать в себя графику и изображения. В этом руководстве объясняется, как открыть Microsoft Word, запустить, создать и сохранить новый документ с использованием операционной системы Windows 7.

Не стоит бояться, что что-то может не получиться или пойти не так. Эта программа создавалась для пользователей, и она продумана до мелочей, чтобы вам было максимально удобно использовать ее. И конечно же в каждом деле главное тренировка, не бойтесь делать ошибок. Если вы случайно нажали не туда, в левом верхнем углу всегда есть изогнутая стрелка, которая позволяет отменить последнее действие. Сделать это можно также используя сочетание клавиш Ctrl и Z.

Последний совет перед началом подробных инструкций по использованию текстового редактора от Windows — . Это особенно важно при работе с объемными текстами или серьезной документацией. Бывает всякое: могут отключить электричество, ноутбук может разрядиться и выключиться, да и от поломок никто не застрахован. Терять важные файлы и потом тратить часы на их восстановление — не самое приятное занятие. Все, что вам нужно — время от времени нажимать на дискету в левом верхнем углу.

Программу можно найти в меню «Пуск» в разделе «Microsoft Office». Следуйте этим пошаговым инструкциям, чтобы запустить документ в Microsoft Word.

Навигация по программе


Как выбрать (выделить) текст

Выбор или выделение текста позволяет вам изменять выделенный фрагмент с точки зрения стиля, шрифта и/или цвета и даже заменять слова, если это необходимо. Следуйте этим пошаговым инструкциям, чтобы выбрать текст в документе.

Шаг 1. Для выбора текста используется мышь. При перемещении указатель будет меняться.

Шаг 2 . Переместите указатель на начало необходимого фрагмента. Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши. Выполняя это, переместите указатель туда, где необходимо остановить выбор. При перемещении мыши текст будет выделяться. Когда вы закончите свой выбор, отпустите левую кнопку мыши.

Выбранный текст теперь может быть отформатирован или изменен.

Скопировать текст можно с помощью клавиш Ctrl+C. Удалить текст — Backspace.

Меняем размер и шрифт

Следующие действия могут помочь сделать ваш текст более интересным и привлекательным. Текст может быть изменен по-разному.


Выравнивание текста

Иногда создаваемый документ может требовать разное расположение абзацев. По умолчанию текст выравнивается по левому краю. Однако текст может выравниваться и по правому краю и по центру.

На заметку! Выделить весь текст Ctrl + A.


Изменить выбранный текст можно, используя комбинацию сочетаний клавиш, что иногда бывает проще:

  1. По центру — выделите текст, нажмите клавишу Ctrl + E.
  2. По правому краю — Ctrl + R.
  3. По ширине — Ctrl + J.
  4. По левому краю — Ctrl + L.

Как выделить текст жирным шрифтом, курсивом или подчеркиванием

Возможность изменить стиль шрифта может сделать ваш документ более интересным. Различные стили текста, такие как полужирный или курсив, могут выделять его. Подчеркивание может быть полезно для заголовков.


  • полужирный — Ctrl + B;
  • курсив — Ctrl + I;
  • подчеркивание — Ctrl + U.

Копируем и вставляем

Говорить о важности этих двух функций не приходится. Они значительно экономят наше время, позволяют вставлять , не перепечатывая его, как это было во времена печатных машинок.


Сделать это можно и с помощью горячих клавиш. Все как и в прошлый раз: нажмите одновременно Ctrl и С, чтобы скопировать текст, и Ctrl и V, чтобы вставить.

Как создать нумерованный или маркированный список

Использование нумерованных или маркированных списков может помочь выделить элементы или показать важные шаги, иерархию или последовательность чего-либо.


Чтобы остановить добавление новых элементов и вернуться к стандартному тексту, щелкните значок нумерации еще раз в верхней части документа.

Маркированный список создается по такому же принципу, единственное отличие заключается в 1 шаге. Вместо кнопки «Нумерация» нажмите на кнопку «Маркеры», она расположена правее.

Есть еще один способ создания списка. Сначала пользователем вводятся все пункты списка, каждый обязательно с новой строки. Когда все пункты набраны выделите их все и нажмите либо на нумерацию, либо на маркеры, в зависимости от того какой именно список вам нужен.

У вас получится тот же результат. Это разные способы и здесь нет правильного или неправильного, главное, что цель достигнута. Используйте удобный вам способ.

Помогают структурировать информацию, подавать ее в более презентабельном виде. Без этого навыка не обойтись.

  1. Шаг 1. В верхней панели инструментов перейдите на вкладку «Вставка».
  2. Шаг 2. Нажмите на значок таблицы. Перед вами откроется окно, в котором нужно выбрать количество ячеек. Сделать это можно и вписав цифры вручную. Для этого на появившейся панели нажмите на область «Нарисовать таблицу».

Вам останется лишь заполнить поля. Если вам вдруг понадобятся дополнительные строки или колонки, вам не придется переделывать ее целиком. Щелкните левой кнопкой мыши в области таблицы. В появившемся меню нажмите «Вставить» и выберите подходящий вариант.

Эти основные знания должны сформировать у вас основные принципы работы с текстом. Выделим основные:

  1. Текст вводится туда, где находится мигающий курсор и никуда больше.
  2. Чтобы изменить символ, слово, строку, абзац или весь текст, его в первую очередь нужно выделить. Необходимо, чтобы компьютер понимал над чем именно он должен производить действия.
  3. Выделив текст с ним можно делать все что угодно. Вы можете потренироваться, выделить фрагмент и поочередно нажимать на кнопки, которые расположены на вкладке «Главная». Вы заметите, какие функции могут использоваться совместно, а какие являются взаимоисключающими.
  4. Не забывайте сохранять изменения, так вы обезопасите себя.
  5. Используйте те способы решения стоящей перед вами задачи, которые удобны именно вам.

Видео — Word для начинающих

Необходимо выделить два этапа работы:

процесс исследования с фиксацией полученных результатов, наблюдений, выводов и описание исследования ДЛЯ ДРУГИХ, т.е. для людей, которые являются специалистами в той же области знания, но могут быть не знакомы с тонкостями, подробностями Вашей узкой проблемы. Это тот читатель, на восприятие которого должен быть ориентирован текст работы. Вы описываете результаты и итоги уже завершенного Вами исследования, поэтому основная задача на данном этапе - организовать подачу материала для человека, не знакомого с Вашей «кухней».

Полезно выделить для себя наиболее важное и второстепенное в материале, удачно расположить информацию, чтобы ИЗ ТЕКСТА была ясна логика доказательства проблемы, последовательность раскрытия цели и задач работы. Наиболее простой путь - организация материала от общего к част- ному. Сначала общая классификация материала с указанием критериев деления его на группы и подгруппы. Если членение получается слишком дробным, то Вы должны решить на каких явлениях остановиться в данной работе подробно и почему? Ваш выбор и определит первоначальное разделение главы на параграфы, части и т.п. Проще всего выглядит план, где каждой группе фактов (или аспекту описания) соответствует отдельная часть текста. Таким образом, исходя из особенностей материала и аспектов его анализа, Вы определите структуру текста. Структура основной части работы согласуется с научным руководителем. Затем полезно отделить ту часть фактов, которую Вы можете объяснить с помощью имеющихся в литературе сведений. Опишите указанные факты, объясните их. Если Вы с чем-то не согласны, видите противоречия или иное решение проблемы, то аргументировано изложите это. Обратите внимание: есть ли иные трактовки подобных фактов? Что конкретно Вы можете уточнить или опровергнуть? Почему? Чем полезно Ваше решение? Группы фактов, которые не описаны в имеющихся публикациях или не упомянуты вообще, попытайтесь истолковать сами, опираясь на известные Вам теоретические представления. В качестве способов обоснования можно привлечь качественно-количественные экспериментальные данные, как свои, так и полученные другими исследователями.

Для серьезного изучения и запоминания большого объема информации необходимо научиться рациональным приемам работы с текстом . Умения работать с текстом книги не только помогут надолго запомнить прочитанный текст, но и научат кратко формулировать и излагать основные мысли.

Предлагаем разбить все способы чтения на группы. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени.

Основные способы чтения:

углубленное чтение;

выборочное чтение;

чтение-просмотр;

чтение-сканирование.

Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин. При таком чтении школьник или студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находи т сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам. Свое толкование, свой взгляд позволяют легче запомнить прочитанный материал, повышают активность студента на занятиях. Таким способом читается обычно материал по новой, незнакомой теме, таблицы.

Выборочное чтение — разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует свое внима-ние только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги, после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости обычного чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым несмотря на его простоту владеют немногие. В совершенстве им владел замечательный русский ученый Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, проф. А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен».

Сканирование. Уже само название говорит о характере такого чтения: это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Если целенаправленно развивать и тренировать зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть искомую фамилию, название, нужную цитату.

Основные виды записей при работе с научным текстом

Работа над компрессией начинается с внимательного чтения текста и выделения ключевых слов и предложений. Ключевые слова и предложения несут основную смысловую нагрузку в тексте. На основе выделения ключевых слов и предложений составляют план текста.

План - это путеводитель по тексту, перечень основных мыслей текста. Хороший план четко отражает основное содержание текста и делает его удобным для хранения в памяти. Это самая краткая запись текста.

План может быть:

назывной и тезисный

простой и сложный

План имеет ряд достоинств. Он отражает логику изложения текста, а хорошо составленный план раскрывает содержание текста. С помощью плана можно восстановить в памяти содержание источника. На основе плана делают дальнейшие записи: тезисы и конспект текста.

Алгоритм составления сложного плана

Сформулировать главную мысль текста.

Выделить основные мысли текста (подтемы).

Сгруппировать текст вокруг основных мыслей текста, разбивая его на части.

Озаглавить каждую часть. Заголовок должен быть кратким и отвечать на вопрос: «О чем говорится в этой части текста?»

Заголовки последовательно пронумеровать римскими цифрами.

Большие части текста разбить на более мелкие и озаглавить. Выделить подпункты плана в основной части и пронумеровать их арабскими цифрами.

Самое сложное в работе над планом - четко сформулировать заголовки. Грамотно составленный план - это пятьдесят процентов успеха всей работы над текстом. Это основа для составления тезисов и конспекта .

Основные ошибки при составлении плана:

Неточность формулировок пунктов плана: не ясно о чем идет речь в данной части, чрезмерная краткость или расплывчатость.

Пункты планы не связаны между собой, отсутствие логической связи между пунктами и подпунктами.

Текст разбивается на части не зависимо от выделенных мыслей.

Чрезмерное дробление текста, много мелких подпунктов, которые являются простым перечислением фактов.

Составление тезисов

Для составления тезисов по каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль, выделенной части текста. Тезисы - это золотая середина между заголовками пунктов плана и письменным пересказом текста.

Тезисы - краткое, последовательное изложение основных мыслей текста.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

Цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

Передача основных мыслей текста «своими словами»;

Смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Для наглядного представления различий между планом , тезисом и конспектом можно обратиться к таблице:

План

Тезис

Конспект

Отвечает на вопрос:

О чем говорится в тексте?

Отвечает на вопросы:

О чем говорится в тексте?

Что говорится в тексте?

Отвечает на вопросы:

О чем говорится в тексте?

Что говорится в тексте?

Как автор доказывает и подтверждает свои мысли (примеры, факты)?

Работа с текстом - это много разных дел. Это поиск нужных текстов, это правильное чтение нужных вам текстов, это умение самому писать понятные, яркие и живые тексты.

Эффективное чтение

Как найти нужный текст и нужную информацию? Во-первых, нужно понять и определиться, чего вы на самом деле хотите, какие ваши цели. Во-вторых, нужно читать правильные книги . В-третьих, эти книги нужно читать правильно , а не как вы:).

Чтение бывает разным. Одному важно, будет ли книга интересной и увлекательной, другому – какие результаты она позволит достичь. Одни читают, потому что чтение захватывает, и потому что так можно провести время, другие – для того, чтобы достичь поставленных целей. Первое чтение назовем процессным, отслеживают результаты после каждой прочитанной книги. Это - важнейший навык.

Поэтому общее направление остается: если вы берете в руки книгу, тем более начинаете ее читать, вы должны четко знать, что вы в ней будете читать, как долго будете это делать, какой результат вы от чтения ждете и где результаты чтения вы в своей жизни примените.

Когда автор что-то пишет, он сам еще не всегда разобрался в том, что он хочет сказать. Но - пишет. Задача читателя в этом случае - понять то, что написал бы автор, если бы разобрался сам в своих мыслях. Чем выше ясность мышления писателя, тем более осмысленные, четкие и логически простроенные тексты он пишет. Чем лучше отработан у вас навык ЛАТ (логического анализа текста), тем лучше и быстрее вы разбираетесь в текстах. И не только в текстах письменных, но и устных - начинаете лучше понимать, что хотят сказать вам люди, с которыми вы разговариваете.

Любое тесто требует сноровки и умелых рук. Не каждой хозяйке удастся с первого раза приготовить пышное ароматное мучное изделие. Чтобы справиться с такой задачей мы вам предлагаем ознакомиться с основными правилами работы с тестом.

1. Чтобы сдобные изделия были пышными и мягкими даже на следующий день, в тесто нужно добавлять разведенный картофельный крахмал. Еще одно необходимое условие, которое помогает сделать пироги еще вкуснее – хорошо взошедшее тесто. Обязательным условием, которого является просеянная мука, обогащенная кислородом.

2. В тесто для пирогов, хлеба, блинов, и любое другое за исключением пельменного, слоеного, заварного, песочного, рекомендуется добавлять горсть или столовую ложку манки на пол литра жидкости. Попробуйте и обязательно увидите, что это просто бесценный совет.

4. Следите за тем, чтобы в помещении не было сквозняка. Иначе, впоследствии, на вашем пироге образуется плотная корочка.

5. Если вы замешиваете дрожжевое тесто, то все продукты должны быть комнатной температуры, но никак не холодными, поскольку холод замедляет подъем теста.

6. Более того, в дрожжевое тесто необходимо добавлять теплую жидкость, подогретую примерно до 30-35ºС. Это необходимо для того, чтобы дрожжевые грибки в жидкости утратили свою активность.

7. Месить тесто необходимо сухими руками.

8. Не спешите ставить изделие сразу в духовку. Дайте ему подойти 15-20 минут. В противном случае, тесто плохо поднимется и наверняка плохо пропечется.

9. Чтобы начинка в пирогах не пересохла, выпекайте их на среднем огне.

10. В любое тесто лучше добавлять не растопленное сливочное масло, т.к. растопленное масло значительно ухудшает структуру теста.

11. Все сдобные изделия, в состав которых входит молоко, намного вкуснее, ароматнее, а корочка более блестящая и красивая.

12. Качественные дрожжи для теста должны быть свежими и обладать приятным спиртным запахом. Чтобы проверить качество дрожжей, приготовьте опару. Присыпьте слегка мукой. Если по истечении 30 минут не появятся трещинки, это значит, что качество дрожжей оставляет желать лучшего.

13. Помните, что при избытке сахара в тесте пироги быстро «румянятся» и подгорают, а также замедляется брожение дрожжевого теста, и, следовательно, пироги получаются менее пышными.


14. Улучшить брожение теста помогут жиры, которые размягчены до сметанообразного состояния и которые добавлены в конце замешивания теста.

15. Чтобы готовый пирог был рассыпчатым и нежным, в тесто рекомендуется добавлять только желтки.

16. Для пироги лучше пропеклись, их лучше выпекать на небольшом огне.

17. В пироге будет лучше чувствоваться начинка, если тесто раскатано как можно тоньше.

18. Перед тем как выкладывать начинку на тесто, присыпьте слегка нижний пласт теста крахмалом, так нижняя часть пирога будет сухой.

19. Ни в коем случае не передерживайте тесто, достаточно трех часов в тепле, чтобы тесто поднялось, иначе качество выпечки будет намного хуже.

20. Выпечку из дрожжевого теста можно смазывать молоком, по желанию посыпать маком, солью, тмином.

21. Чтобы добиться аппетитного глянца на выпечке, смазывайте ее сахарной водой, молоком или взбитым яйцом. Более красивый блеск придают желтки.

22. Вся сдобная выпечка, которую посыпают сахарной пудрой, можно смазывать маслом, которое придаст особый аромат.

23. Если смазать пирог яичным белком, то во время выпечки образуется блестящая румяная корочка.

24. Возьмите на заметку, чем больше в тесте жира и меньше жидкости, тем более рассыпчатыми получаются мучные изделия.

25. Избыток соды придает выпечке неприятный темный цвет и неприятный запах.

26. Если вдруг тесто получилось слишком влажным, то на него можно положить пергаментную бумагу и раскатать через нее.

27. Сдобу из песочного теста лучше доставать из форм в охлажденном виде.


28. Если в качестве начинки вы выбрали изюм, то перед добавлением его в тесто, его нужно обвалять в муке.

30. В случае если пришло время ставить тесто в духовку, а вы заняты, то тесто можно прикрыть смоченной в воде бумагой, хорошенько стряхнув воду.

31. Не торопитесь разрезать горячий пирог. В случае крайней необходимости, подержите нож в горячей воде и потом его быстро вытрите, либо нагрейте нож над газом. Горячую выпечку нужно резать горячим ножом.

32. Если вы не можете снять пирог с противня, воспользуйтесь ниткой.

Рецепт «Печенье с предсказаниями»

Ингредиенты:

2 яичных белка
4 ч.л. воды
3 ст.л. растительного масла
0,5 чашки сахара
0,5 стакана муки
0,5 ч.л. кукурузного крахмала
1/4 ч.л. соли
3/4 ч.л. ванилина

Способ приготовления:

На подготовительном этапе вам нужно вырезать из обычной бумаги полоски длинною примерно 6-7 сантиметров и шириною в 1 см. На этих бумажных полосочках вы можете написать пожелания, поздравления, все, что вашей душе угодно. Далее приступаем к приготовлению теста. Белки нужно отделить от желтков. Хорошенько взбейте белки. Добавьте ванилин, растительное масло и продолжайте взбивать все вместе. Смесь должна начать пениться.

В отдельной миске соедините соль, сахар, крахмал, муку и воду. Перемешайте до образования однородной массы. Пока взбиваете, постепенно добавляйте яйца. В результате должны получится густая масса. Духовку разогрейте до 180С. Бумагу для выпекания смажьте сливочным маслом. Используя ложку, выкладывайте тесто небольшими кружками на бумагу. Между кружками оставляйте достаточное расстояние.

Изделие запекать до золотистого цвета примерно 10-13 минут. После этого можно вкладывать бумажные записки. Чтобы придать печенью нужную форму, воспользуйтесь бортиком кружки. Постарайтесь согнуть печень пополам так, чтобы концы визуально соприкасались через кружку. Закрепите печенье в таком состоянии на некоторое время, так оно сохранит нужную форму.

Затем свернутое печенье нужно поместить в формочки для маффинов. Если не помещается, то форму можно подкорректировать. Запекать печенье еще 5-10 минут до готовности.

«Как научить ученика

самостоятельно работать с текстом учебника КРК ».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником КРК на каждом уроке и дома по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. Умения и навыки работы с книгой впоследствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.

1 этап: работа до чтения.

Работа с заголовком параграфа или главы. На этом этапе необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. При «разборе» заголовка у школьников может возникнуть желание определенных знаний. Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, т. е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте. Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это прием «Банк идей », куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом вывешивает заготовленные записи высказываний учеников на доску (или записывает), чтобы в конце урока проверить, верны или нет были выдвинутые ими гипотезы. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Учителю необходимо на первых же уроках показать, как надо выразительно читать текст, формулировать правила, а в дальнейшем постоянно добиваться и от учеников такого же выразительного чтения. Такое выделение главного должно приучить детей сначала видеть смысловые части, узловые моменты параграфа, а затем самим находить, выделять их в тексте учебника.

2 этап: во время чтения.

Непосредственная работа с учебником, само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы.

Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями.

В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов. Способы чтения:

Опережающее чтение,

Углубленное чтение (например, при самостоятельной работе),

Выборочное чтение,

Чтение-сканирование (найти примеры, подтверждающие тот или иной факт, сообщенный учителем),

Чтение вслух,

Чтение про себя,

Чтение по ролям (дополнительная литература) ,

Чтение-изучение,

Выборочное чтение, просмотр.

Работа с книгой, для лучшего понимания текста:

диалог с текстом, вопросы к тексту, выдвижение гипотез и проверка их, самоконтроль, восполнение пробелов текста, работа с примерами, выписывание и подчеркивание, выделение главного, составление плана, конспектирование, составление схем, рисунков и таблиц.

Диалог с книгой должен быть полноценной беседой, необходимо, чтобы при прочтении у учащихся возникали вопросы. Для этого возможен урок-консультация, на котором дети выполняют тот или иной объем работы с помощью учебника, а учитель выступает в роли консультанта или урок-дискуссия, на котором ученики обсуждают фрагмент прочитанного параграфа учебника на основе вопросов учителя и самостоятельно составляют вопросы к тексту. Чтобы научить учащихся самим составлять вопросы к тексту, учитель должен после прочитывания частей текста сам задавать вопросы: «Что в этом фрагменте текста нового? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?» Можно использовать несколько приемов работы с текстом учебника.

При выполнении домашнего задания сначала необходимо повторить объяснительный текст учебника и ответы на вопросы к нему и только после этого приступать к выполнению письменного задания.

- С каждым классом приемы работы с текстом усложняются. Составление плана, тезисов, следует начинать с 7-го класса, а конспектирование, цитирование - с 8-9-х классов. Это не стоит понимать в буквальном смысле, что дети переходят в 7 класс и начинают составлять план. Нет, в 7 классе этот прием должен стать основным при работе с текстом, а в предшествующих классах следует проводить предварительную работу, которая поможет быстро и легко ученикам составлять планы параграфов учебников КРК.

При чтении учебника необходимо приучать учеников делать пометки (карандаш!), записи или выписки. Ученик может записать «неясности» в тетрадь. Эти заметки впоследствии могут стать заголовками будущих планов, конспектов, тезисов и замечаниями для обсуждения вопросов. Также выписки облегчают запоминание текста. С ними будет удобнее выполнять сравнение текстов нескольких учебников или учебных пособий . Все это первые навыки выполнения научно-исследовательской работы . Еще один способ вынесения заметок не портя книг – это прозрачные вкладные листки. Их удобнее применять для анализа карт, диаграмм и графиков. Использование этих вкладных листков позволяет отметить нужные детали, снабжая иллюстрацию в книге своими элементами. Также с помощью этих листков отмечаются и подчеркиваются ключевые слова в тексте. Здесь можно провести урок по привитию навыков нахождения ключевых моментов. Во время классной работы с учебником ученики, сидящие на первом варианте, просматривают и подчеркивают ключевые моменты в одном параграфе, а сидящие на втором варианте - во втором. Потом ученики меняются своими прозрачными листочками и проверяют правильность выполнения задания товарищем по парте.

- Составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания. План – это краткая запись, передающая смысл объемного текста. Он отражает последовательность изложения и обобщает материал, представленный в учебнике, раскрывает его содержание. По плану ученикам будет легко восстановить в памяти содержание прочитанного. При работе с планом сосредотачивается внимание и стимулируется память.

- Оглавление – это тот же план. На первых уроках КРК в 5-х классах можно провести игру, где учитель или один из учеников загадывают название параграфа и сообщают ученикам. Остальные ученики, в свою очередь, должны быстро с помощью оглавления найти задуманный параграф или его пункт, зачитав несколько строк из него. Этот прием развивает внимательность, быстроту реакции.

Важным из способов записи прочитанного, особенно для старших классов, является конспектирование. Конспекты можно классифицировать в зависимости от цели работы: плановый, текстуальный, свободный, тематический, обзорный тематический, хронологический. Не мало важно, что бы конспектом мог пользоваться не только кто его составлял, но и другие ученики.

Составление тезисов. Тезисы – это то самое главное, что заключено в параграф учебника. Это также положение, вбирающее в себя существо значительной части текста то, что доказывает или опровергает автор, в чем он стремиться убедить читателя. Тезисы ценны для критического анализа текста. При их использовании акцентируется или заостряется суть вопроса.

3 этап: работа после чтения.

После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение, свое мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали. На этом этапе работы с книгой необходимо вернуться к заголовку и проверить выдвинутые перед чтением гипотезы.

можно использовать несколько приемов работы с текстом учебника. Например, игра «Угадай-ка!». Класс делится на 2 команды: одна говорит слова теги, относящиеся к определённому абзацу или предложению параграфа (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника, данную информацию.

По плану, тезисам, конспекту, составленным на втором этапе, ученики должны неоднократно воспроизвести прочитанный материал. После прочтения, обработки текста и ведения записей ученики должны перейти к обобщению в виде схем, таблиц и рисунков.

Работа с параграфом учебника КРК для учеников 5-6 классов.

1. Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».

2. Просмотри текст параграфа, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.

3. Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.

4. Как выделено главное в тексте?

5. Приведи свои примеры к тексту.

6. Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?

7. Озаглавь части текста и составь план.

8. Выполни задание по рабочей тетради, по необходимости используй учебник.

9. Повтори прочитанное по плану, затем без него.

Памятка работы с параграфом учебника математики для учащихся 7-9 классов.

1. Прочитайте заголовок параграфа. Что вы уже знаете об этом? Что вы говорили в классе об этом?

2. Прочитайте текст параграфа.

3. Установите связь между иллюстрациями, рисунками и текстом. Рассмотрите иллюстрации, попробуйте их объяснить.

4. Разделите текст на части, озаглавьте их, запишите план в тетрадь.

5. Перескажите теоретические сведения, прочитанные из параграфа, согласно вашему плану.

6. Приведите собственные примеры в доказательство прочитанного.

7. Составьте схему прочитанного материала или табличный вариант.

Литература:

Демидава модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические указания для учителей. – Томск: Изд-во Томского университета, 1998.

Жохов математики в 5 и 6 классах . Методические рекомендации для учителей к учебнику и др.-М.: Русское слово, 1999.

Николаева быть читателем: Старшеклассникам о культуре работы с научн. и научн.- попул. книгами. - М.: Просвещение, 1982.

Холодная интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.:Питер, 2002.

Хуторской дидактика: Учебник для вузов. СПб.:Питер, 2001.

Loading...Loading...