Презентация на тему организация продажи стеклянных товаров. Презентация на тему "стеклянные товары". Часы с кварцевым стеклом

Алгоритм называется разветвляющимся, если в зависимости от выполнения некоторого условия он реализуется по одному из нескольких, заранее предусмотренных направлений. Каждое направление называется ветвью алгоритма. За одно выполнение программы, в зависимости от условия, вычисления производятся по одной из ветвей алгоритма. В блок-схемах разветвляющиеся алгоритмы изображаются так, как показано на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Фрагмент разветвляющегося алгоритма

Если условие истинно, то выполняется оператор 1, если ложно – оператор 2.

Для проверки условий в MathCAD используются операции отношения. Для ввода знаков отношения можно использовать панель инструментов Логический, либо сочетания клавиш, которые появляются в форме всплывающих подсказок при наведении указателя мыши на кнопки панели Логический (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Панель инструментов Логический

Операция отношения принимает одно из двух значений: 1 (истина) - если заданное отношение выполняется или 0 (ложь) – в противном случае.

В MathCAD’e можно в одном выражении проверять несколько условий. Результат вычисления операций отношения:

Для задания сложных условий используются логические выражения. Логические выражения строятся из операндов логического типа, соединенных знаками логических операций.

В MathCAD используются четыре логические операции: логическое отрицание (Ø), логическое И (Ù), логическое ИЛИ (Ú) и логическое исключающее ИЛИ (Å).

Логическое выражение принимает только одно из значений: 1 (ИСТИНА) или 0 (ЛОЖЬ) и вычисляется с учетом приоритета операций, входящих в выражение. Самый высокий приоритет из логических операций имеет операция логическое отрицание, затем по убыванию: И, ИЛИ и исключающее ИЛИ (имеют одинаковый приоритет).

Операция логическое отрицание дает результат, противоположный значению операнда: отрицание ИСТИНЫ дает ЛОЖЬ и наоборот.

Результатом операции И будет значение ИСТИНА только в том случае, когда значение ИСТИНА имеют оба её операнда.

Операция ИЛИ имеет значение ИСТИНА, когда значение ИСТИНА имеет хотя бы один из операндов.

Операция исключающее ИЛИ имеет значение ИСТИНА, когда значение ИСТИНА имеет только один из операндов.

Для обозначения логических операций И и ИЛИ можно использовать знаки “*” (в тексте это точка) и “+” соответственно:

Определение значений логических выражений:

Для программирования разветвляющихся алгоритмов в Mathcad используется условная функция и условный оператор.

Условная функция if

Эта функция записывается в виде (символы if вводятся с клавиатуры):

if (<логич. выраж.>, <выражение1>, <выражение2>)


Функция принимает значение выражения 1, если логическое выражение равно 1 и значение выражения 2, если логическое выражение равно 0.

Например: X← if (A > B, Y, Z) или if (A > B, X Y, X Z)

Пример 4.1. Вычислить значение переменной y. .

Можно использовать и такой вариант решения примера:

Условный оператор if

Структура условного оператора: <выражение> if <условие>

Действие оператора if начинается с проверки условия. Если оно истинно (равно 1), то возвращается значение выражения слева от оператора if . Это соответствует условной структуре, называемой ЕСЛИ – ТО.

Для вставки условного оператора в программу необходимо (рис. 4.3):

Ввести имя программы-функции со списком формальных параметров и символ “:”;

Щелкнуть кнопку Add line панели Программирование ина ней кнопку условного оператора if ;

Справа от оператора if ввести условие, слева от if выражение, которое будет выполняться, если условие истинно; если в программе предусматриваются дополнительные условия, следует повторно нажать кнопку Add Line и ввести их аналогично, используя оператор if или otherwise .

Рис. 4.3. Вставка условного оператора

Для получения условной структуры ЕСЛИ–ТО–ИНАЧЕ используется оператор otherwise , который выполняется в том случае, если условие оператора if ложное.Для вставки оператора otherwise необходимо выделить поле, стоящее после оператора if , щелкнуть на кнопке otherwise панели Программирование и в поле оператора otherwise ввести соответствующее выражение.

Решим пример 4.1, используя в программе условный оператор if .

Блок-схема алгоритма:

Описание программы-функции и обращение к ней:

Пример 4.2. Вычислить значения полинома M(x) в зависимости от значения переменной y при x = 0,7 .

Описание программы-функции и обращение к ней имеет вид:

При программировании сложных разветвляющихся алгоритмов возникает необходимость выполнить несколько операторов и при выполнении и при невыполнении условия в операторе if . В этом случае для добавления дополнительных строк необходимо выделить поле 1 условного оператора и/или поле слева от оператора otherwise и щелкнуть повторно на кнопке Add line панели Программирование .

Пример 4.3. Даны числа a, b, c .Удвоить эти числа, если a≥b≥c и заменить их абсолютными значениями, если это не так.

Блок-схема алгоритма решения примера:

Описание и вызов программы-функции приведены на рис. 4.4. Входными параметрами являются переменные a, b, и с . Выходным параметром является вектор v , элементы которого содержат новые значения переменных a, b, c .


Рис. 4.4. Реализация алгоритма примера 4.5

Пример 4.4. Даны произвольные числа a, b, c . Если нельзя построить треугольник с такими длинами сторон, то вывести об этом сообщение, иначе вывести сообщение о виде треугольника.

Описание программы-функции и обращение к ней:

Разветвляющимся называется алгоритм, в котором последовательность и количество выполняемых команд зависит от выполнения или не выполнения некоторых условий. В разветвляющихся алгоритмах используются команды ветвления и выбора из большого количества вариантов . Графическое изображение команд ветвления представлено на рис.3.1.

Рис. 3.1 Команды ветвления: а) – в полной форме; б) , в) – в сокращенной– форме

Для программирования ветвлений используется оператор if , а для программирования выбора – операторы switch и break .

3.2 Операторы управления разветвляющимся вычислительным процессом

3.2.1 Логические выражения

Логическое выражение (условие) - выражение, которое содержит знаки операций отношения и/или знаки логических операций . Значением логического выражения может быть только 1, если логическое выражение есть ИСТИНА (true), или 0, если логическое выражение ЛОЖЬ (false).

Операции отношения являются бинарными и обозначаются следующим образом (приведены в порядке уменьшения приоритета):

< (меньше);

<= (меньше или равно);

> (больше);

>= (больше или равно);

== (равно);

!= (не равно).

Примеры: a=8.1, d<>(w-c).

Логические операции – это операции:

&& - логическое И (бинарная операция);

|| - логическое ИЛИ (бинарная операция);

! - логическое НЕ (унарная операция).

Логические операции имеют более низкий приоритет, чем операции отношения. Результаты выполнения логических операций приведены в таблицах 3.1-3.3.

Таблица 3.1 Таблица3.2 Таблица 3.3

Например, логическое выражение a>3 && c<7 при a=5, c=6 будет иметь значение ИСТИНА, а при a=3, c=8 – ЛОЖЬ; логическое выражение a>3 || c<7 при a=5, c=6 будет иметь значение ИСТИНА, при a=2, c=6 – ЛОЖЬ; при a=7 логическое выражение!a>2 будет иметь значение ЛОЖЬ.

При составлении логических выражений следует учитывать приоритет выполнения операций.

Примеры записи логических выражений приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Таблица записи логических выражений

Условие

Логическое выражение

x>=a && x<=b

xb

или

x>=a && x<=b || x>=c && x<=d

Хотя бы одно из чисел x, y положительное

x>0 || y>0

Только одно из чисел x, y положительное

(x>0 && !y>0) || (y>0 && !x>0)

Ни одно из чисел x, y не является четным

x % 2 !=0 && y % 2 !=0

Точка (x,y) принадлежит заштрихованной области

x>=0 && x<=a && y>=0 && y<=b/a*x

Для программирования разветвляющихся алгоритмов используются: условный оператор , оператор выбора иоператор безусловного перехода .

1. Условный оператор имеет полную и сокращенную форму записи. Полная форма условного оператора имеет вид:

if логическое выражение then оператор_1 else оператор_2 ;

Вычисляется значение логического выражения оператор_1 , если же - false - оператор_2.

Сокращенная форма условного оператора имеет вид:

if <логическое выражение> then <оператор> ;

Вычисляется значение логического выражения ; если оно равно true, то выполняется оператор , записанный после then, если же - false, то этот оператор не выполняется.

Примеры :

if x>y

then z:=sqr(x)else z:=y;

Здесь в результате выполнения условного оператора переменная z в любом случае получает новое значение.

if (x>=2) and(x<4)then b:=sin(x);

Здесь, например, при x = 5 переменная b сохраняет то значение, которое она имела до выполнения условного оператора.

В условном операторе после служебных слов then или else записывается лишь один оператор; если необходимо выполнить несколько действий, то соответствующие операторы объединяются в составной оператор, который имеет вид: begin оператор_1 ;

оператор_2 ;

оператор_n

Пример : if x>y then begin min:=y; max:=x end

else begin min:=x; max:=y end;

2. С помощью оператора выбора можно выбрать один из любого количества вариантов. Оператор выбора имеет вид:

case < выражение> of

< константа_1 > : < оператор_1 > ;

< константа_2 > : < оператор_2 > ;

< константа_ n> : < оператор_ n> ;

else оператор

end ;

Сначала вычисляется значение выражения (имеющего порядковый тип), затем среди констант отыскивается константа, равная вычисленному значению. Выполняется оператор , записанный после найденной константы, и оператор выбора завершает работу. Если в списке выбора не будет найдена константа, соответствующая вычисленному значению выражения, то выполняется оператор , стоящий за словом else . Если же часть else оператор отсутствует, и в списке выбора нет нужной константы, то выполнение оператора выбора завершается.

Пример :case mof

12,1,2: writeln(‘зима’);

3,4,5: writeln(‘весна’);

6,7,8: writeln(‘лето‘);

9,10,11: writeln(‘осень’)

else writeln(‘ошибка в данных’)

end ;

3. Оператор безусловного перехода позволяет перейти к нужному оператору, при этом нарушается естественный порядок выполнения операторов. Оператор имеет вид: goto метка ;

В качестве метки используется идентификатор или целое число без знака (0-9999). Метка описывается в разделе label:

label метка _1,метка _2, метка_ n ;

Например: label 1,ab;

Одной меткой можно пометить только один оператор. Метка отделяется от помеченного оператора двоеточием.

метка:оператор ;

Например: ab: writeln(‘переход по метке’);

Пример : label t;

var x,y:real;

begin goto t; …..

t: y: =sqr(x); …..

Программирование циклических алгоритмов

Для программирования циклических алгоритмов используются операторы цикла. В языке Pascal различают три вида операторов цикла: for , while , repeat . Оператор цикла for имеет вид:

for параметр цикла := выражение_1 to выражение_2 do оператор ;

for параметр цикла :=выражение_1 downto выражение_2 do оператор;

параметр цикла - переменная порядкового типа;

выражение_1 - начальное значение параметра цикла;

выражение_2 – конечное значение параметра цикла.

Сначала вычисляются и запоминаются значения выражения_1 и выражения_2 . Далее проверяется: значение выражения_1 меньше или равно (для downto - больше или равно) значению выражения_2 . Если нет, то выполнение оператора цикла завершается, если же - да, то параметр цикла получает значение выражения_1 , выполняется оператор и параметр цикла получает следующее значение (для downto – предыдущее значение). Затем проверяется: параметр цикла меньше или равен (для downto - больше или равен) значению выражения_2 . Если да, то снова выполняется оператор и параметр цикла получает новое значение, если же - нет, то выполнение оператора цикла завершается.

Примеры :

for i:=1to 10do writeln(‘i=’,i);

for i:= 10downto 1do writeln(‘i=’,i);

Оператор цикла while имеет вид:

while логическое выражение do оператор ;

Пока значение логического выражения true, выполняется оператор , записанный после служебного слова do, как только значение станет false, оператор цикла завершит свою работу. Если значение выражения с самого начала false, то указанный в цикле оператор не выполнится ни разу.

Пример : i:=1;

while i<=10 do

begin writeln(‘i=’,i);

е nd;

Оператор цикла repeat имеет вид:

операторы

until логическое выражение ;

Операторы выполняются до тех пор, пока значение логического выражения не станет true. Поэтому, независимо от значения логического выражения , операторы , указанные в цикле repeat, выполнятся, по крайней мере, один раз.

Пример : i:=1;

repeat writeln(‘i=’,i);


Общий вид условного оператора else Перед else знак «;» не ставится. Полная форма условного оператора: ifthenelse if then else Сокращённая форма условного оператора: ifthen if then Операции отношений Операции отношений Логические операции Логические операции Простые Сложные Условия - логические выражения!


>"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x" title="Условный оператор program n_9; var x, a, b: real; begin writeln ("Определение принадлежности точки отрезку"); write ("Введите а, b>>"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x" class="link_thumb"> 4 Условный оператор program n_9; var x, a, b: real; begin writeln ("Определение принадлежности точки отрезку"); write ("Введите а, b>>"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x >"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x"> >"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x"> >"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x" title="Условный оператор program n_9; var x, a, b: real; begin writeln ("Определение принадлежности точки отрезку"); write ("Введите а, b>>"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x">
>"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x" title="Условный оператор program n_9; var x, a, b: real; begin writeln ("Определение принадлежности точки отрезку"); write ("Введите а, b>>"); readln (a, b); write ("Введите x>>"); readln (x); if (x>=a) and (x=a) and (x">


>"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. " title="Сокращённая форма условного оператора program n_10; var y, a, b, c: integer; begin writeln ("Нахождение наибольшей из трёх величин"); write ("Введите а, b, с>>"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. " class="link_thumb"> 5 Сокращённая форма условного оператора program n_10; var y, a, b, c: integer; begin writeln ("Нахождение наибольшей из трёх величин"); write ("Введите а, b, с>>"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. Y:=A B>Y Y:=B Y:=C C>Y данет данет >"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. "> >"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. Y:=A B>Y Y:=B Y:=C C>Y данет данет"> >"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. " title="Сокращённая форма условного оператора program n_10; var y, a, b, c: integer; begin writeln ("Нахождение наибольшей из трёх величин"); write ("Введите а, b, с>>"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. ">
>"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. " title="Сокращённая форма условного оператора program n_10; var y, a, b, c: integer; begin writeln ("Нахождение наибольшей из трёх величин"); write ("Введите а, b, с>>"); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ("y=", y) end. ">


Составной оператор thenelse В условном операторе и после then, и после else можно использовать только один оператор. then else Если в условном операторе после then или после else нужно выполнить несколько операторов, то используют составной оператор – конструкцию вида: begin end


0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d 0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d 7 Блок-схема решения КВУР Конец Вывод «Корни уравнения: х1=», х1, «х2=», х2 х1:=(-b+sqrt(d))/2/a d>0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d 0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d 0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d 0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d 0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d title="Блок-схема решения КВУР Конец Вывод «Корни уравнения: х1=», х1, «х2=», х2 х1:=(-b+sqrt(d))/2/a d>0 да Начало Введите коэффициенты a, b, c d:=b*b-4*a*c d


Begin x1:=(-b+sqrt(d))/2/a; x2:=(-b-sqrt(d))/2/a; writeln ("Корни уравнения:"); writeln ("x1=", x1:9:3); writeln ("x2=", x2:9:3) end; begin x1:=(-b+sqrt(d))/2/a; x2:=(-b-sqrt(d))/2/a; writeln ("Корни уравнения:"); writeln ("x1=", x1:9:3); writeln ("x2=", x2:9:3) end; begin x:=-b/2/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end; begin x:=-b/2/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end; program n_11; var a, b, c: real; var d: real; var x, x1, x2: real; begin writeln ("Решение квадратного уравнения"); write ("Введите коэффициенты a, b, c >>"); readln (a, b, c); d:=b*b-4*a*c; if d0 then end. >"); readln (a, b, c); d:=b*b-4*a*c; if d0 then end.">




>"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then wri" title="Решение линейного уравнения program n_12; var a, b, x: real; begin writeln ("Решение линейного уравнения"); write ("Введите коэффициенты a, b>>"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then wri" class="link_thumb"> 10 Решение линейного уравнения program n_12; var a, b, x: real; begin writeln ("Решение линейного уравнения"); write ("Введите коэффициенты a, b>>"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then writeln ("Корней нет") else writeln ("x – любое число"); end. Корней нет Список данных a, b, x - вещ a, b a0 x:=-b/a b0 Любое число нет да нет >"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then wri"> >"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then writeln ("Корней нет") else writeln ("x – любое число"); end. Корней нет Список данных a, b, x - вещ a, b a0 x:=-b/a b0 Любое число нет да нет"> >"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then wri" title="Решение линейного уравнения program n_12; var a, b, x: real; begin writeln ("Решение линейного уравнения"); write ("Введите коэффициенты a, b>>"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then wri">
>"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then wri" title="Решение линейного уравнения program n_12; var a, b, x: real; begin writeln ("Решение линейного уравнения"); write ("Введите коэффициенты a, b>>"); readln (a, b); if a0 then begin x:=-b/a; writeln ("Корень уравнения x=", x:9:3) end else if b0 then wri">


Самое главное При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор: if then else Для записи неполных ветвлений используется сокращённый условный оператор: if then Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательных операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид: begin end.


>3, 4 Первая точк" title="Вопросы и задания Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление? Является ли условным оператором последовательность символов? а) if x=y then x:=0; y:=0 else write (z) в) if xb then d:=2; if a1, 2 Координаты 2-й точки>>3, 4 Первая точк" class="link_thumb"> 12 Вопросы и задания Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление? Является ли условным оператором последовательность символов? а) if x=y then x:=0; y:=0 else write (z) в) if xb then d:=2; if a1, 2 Координаты 2-й точки>>3, 4 Первая точка ближе Пример входных данныхПример выходных данных a b c>> 1 2 1Не существует a b c>> 2 2 2Равносторонний a b c>> Равнобедренный a b c>> 3 4 5Разносторонний Даны три натуральных числа. Напишите программу, определяющую, существует ли треугольник с такими длинами сторон. Если такой треугольник существует, то определите его тип (равносторонний, равнобедренный, разносторонний). Имеются данные о количестве полных лет трёх призёров спартакиады. Напишите программу, выбирающую и выводящую возраст самого младшего призёра. Пример входных данныхПример выходных данных k, 1>>-1 5 xa, ya >>1 2 Точка лежит под прямой k, 1>>-1 5 xa, ya >>1 10 Точка лежит над прямой k, 1>>-1 5 xa, ya >>1 4 Точка лежит на прямой Напишите программу, определяющую, лежит ли точка А(ха, ya): а) на прямой y = kx + 1, над ней или под ней; б) на окружности x 2 + y 2 = r 2, над ней или под ней. Примеры входных данных и соответствующих им выходных данных разработайте самостоятельно. Пример входных данныхПример выходных данных x >> 5 y >> 6 x = 5 y = 6 x >> 6 y >> 5 x = 5 y = 6 Напишите программу, которая производит обмен значений переменных x и y, если x больше y. Дан условный оператор: If a5 then c:=2 else c:=3 Какое значение имеет переменная а, если в результате выполнения условного оператора переменной с присваивается значение 3? Пример входных данныхПример выходных данных -5y = - 1 0y = 0 5y = 1 Напишите программу, вычисляющую значение функции: -1 при x 0 y = Составьте программу для решения задачи: Известно, что 31 января 2011 года приходится на понедельник. Какие значения должны быть присвоены литерной переменной y в алгоритме, определяющем день недели для любого числа (chislo) января 2011 года? chislo:= chislo mod 7 если chislo=3 то у:="… если chislo=4 то у:="… если chislo=5 то у:="… если chislo=6 то у:="… если chislo=0 то у:="… если chislo=1 то у:="… если chislo=2 то у:="… Пример входных данныхПример выходных данных Координаты 1 – го поля >> 2 2 Координаты 2 – го поля >> 3 3 Поля одного цвета Координаты 1 – го поля >> 2 3 Координаты 2 – го поля >> 3 3 Поля разного цвета Координаты 1 – го поля >> 2 7 Координаты 2 – го поля >> 5 4 Поля одного цвета Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит 8. Напишите программу, которая по введённым координатам двух полей (k, l) и (m, n) определяет, являются ли эти поля полями одного цвета. Напишите программу, в которой пользователю предлагается дополнить до 100 некоторое целое число а (а - случайное число, меньшее 100). Ответ пользователя проверяется и комментируется. >3, 4 Первая точк"> >3, 4 Первая точка ближе Пример входных данныхПример выходных данных a b c>> 1 2 1Не существует a b c>> 2 2 2Равносторонний a b c>> 20 20 30Равнобедренный a b c>> 3 4 5Разносторонний Даны три натуральных числа. Напишите программу, определяющую, существует ли треугольник с такими длинами сторон. Если такой треугольник существует, то определите его тип (равносторонний, равнобедренный, разносторонний). Имеются данные о количестве полных лет трёх призёров спартакиады. Напишите программу, выбирающую и выводящую возраст самого младшего призёра. Пример входных данныхПример выходных данных k, 1>>-1 5 xa, ya >>1 2 Точка лежит под прямой k, 1>>-1 5 xa, ya >>1 10 Точка лежит над прямой k, 1>>-1 5 xa, ya >>1 4 Точка лежит на прямой Напишите программу, определяющую, лежит ли точка А(ха, ya): а) на прямой y = kx + 1, над ней или под ней; б) на окружности x 2 + y 2 = r 2, над ней или под ней. Примеры входных данных и соответствующих им выходных данных разработайте самостоятельно. Пример входных данныхПример выходных данных x >> 5 y >> 6 x = 5 y = 6 x >> 6 y >> 5 x = 5 y = 6 Напишите программу, которая производит обмен значений переменных x и y, если x больше y. Дан условный оператор: If a5 then c:=2 else c:=3 Какое значение имеет переменная а, если в результате выполнения условного оператора переменной с присваивается значение 3? Пример входных данныхПример выходных данных -5y = - 1 0y = 0 5y = 1 Напишите программу, вычисляющую значение функции: -1 при x 0 y = Составьте программу для решения задачи: Известно, что 31 января 2011 года приходится на понедельник. Какие значения должны быть присвоены литерной переменной y в алгоритме, определяющем день недели для любого числа (chislo) января 2011 года? chislo:= chislo mod 7 если chislo=3 то у:="… если chislo=4 то у:="… если chislo=5 то у:="… если chislo=6 то у:="… если chislo=0 то у:="… если chislo=1 то у:="… если chislo=2 то у:="… Пример входных данныхПример выходных данных Координаты 1 – го поля >> 2 2 Координаты 2 – го поля >> 3 3 Поля одного цвета Координаты 1 – го поля >> 2 3 Координаты 2 – го поля >> 3 3 Поля разного цвета Координаты 1 – го поля >> 2 7 Координаты 2 – го поля >> 5 4 Поля одного цвета Поле шахматной доски определяется парой натуральных чисел, каждое из которых не превосходит 8. Напишите программу, которая по введённым координатам двух полей (k, l) и (m, n) определяет, являются ли эти поля полями одного цвета. Напишите программу, в которой пользователю предлагается дополнить до 100 некоторое целое число а (а - случайное число, меньшее 100). Ответ пользователя проверяется и комментируется."> >3, 4 Первая точк" title="Вопросы и задания Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление? Является ли условным оператором последовательность символов? а) if x=y then x:=0; y:=0 else write (z) в) if xb then d:=2; if a1, 2 Координаты 2-й точки>>3, 4 Первая точк"> title="Вопросы и задания Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление? Является ли условным оператором последовательность символов? а) if x=y then x:=0; y:=0 else write (z) в) if xb then d:=2; if a1, 2 Координаты 2-й точки>>3, 4 Первая точк">



15.12.2016 г. Учебная практика ПМ.02 «Продажа непродовольственных товаров »

Стеклянные товары

Выполнила мастер производственного обучения

Бабахина Наталья Петровна






По назначению :

  • Бытовая посуда
  • Художественные изделия
  • Хозяйственная посуда
  • Кухонная посуда
  • Ламповые изделия

Ассортимент стеклянных изделий

  • По способу выработки:
  • Выдувные
  • Прессованные
  • Прессо-выдувные
  • Изготовленные центробежным литьем

Ассортимент стеклянных изделий

  • По виду стекла:
  • Натриево-калиево-известковые (обыкновенные)
  • Калиево-свинцовые (хрусталь)
  • Боросиликатные (жаростойкие)

Ассортимент стеклянных изделий

  • По цвету:
  • Цветные
  • С нацветом

Ассортимент стеклянных изделий

  • По размерам:
  • Мелкие
  • Средние
  • Крупные
  • Особо крупные

Ассортимент стеклянных изделий

  • По комплектности:
  • Штучные
  • Комплектные (наборы и сервизы)

  • Цветное стекло получают при добавлении красителей в стекломассу

  • Изделия с нацветом изготавливают с одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями интенсивно окрашенного стекла.

  • Украшения под мрамор -

получают в процессе варки молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное стекло, за счет чего создается впечатление прожилок в мраморе



  • Украшение цветной насыпью - разогретую заготовку прокатывают на столе по насыпанному измельченному стеклу, которое обволакивает заготовку и приплавляется к ее поверхности, после этого заготовку еще раз разогревают

  • Гутенская работа – по замыслу художника поверхность может иметь углубления, выпуклости и прилепы.

Украшение «кракле» получают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, затем разогревают ее в печи и довыдувают. Поверхность изделия при этом покрывается маленькими и крупными трещинами, создающими своеобразный узор.


  • Украшение филигранью или витьем, придает изделию ажурность, имеет вид двух или трех цветных спиралевидных нитей

  • Поверхность изделий с разделкой ирризация имеет радужные переливы.

Все украшения, наносимые на готовые изделия в холодном состоянии выполняются механическим, химическим способами и живописью.


Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Механический способ

Матовая лента - к поверхности изделия прижимают металлическую полоску, под которую подают песок с водой.


Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Механический способ

Номерная шлифовка представляет собой рисунок в виде ямок, желобков, соедененных наклонными прорезями.


Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Механический способ

Алмазная грань – это резьба на стекле.


Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Механический способ

Гравировка - рисунок плоский, без больших углублений, матовый, чаще растительной тематики


Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Химический способ

Простое и сложное травление – изделие покрывается мастикой, состоящей из воска,парафина, канифоли и скипидара, затем с помощью тонких игл вычерчивают в ней рисунок, после этого обнаженную поверхность стекла подвергают травлению в ванне плавиковой кислотой.


Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Химический способ

Глубокое травление -

выполняется на

двух-, трехслойном стекле вручную кисточкой


Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Живописные рисунки наносятся ручным и полуавтоматическим способом красками, 12%-ным раствором золота, эмалями с последующим обжигом при температуре 580-600 градусов С.



Факторы качества стеклянных изделий

  • Конструктивно-размерные особенности
  • Механическая прочность
  • Термическая устойчивость
  • Гигиенические свойства
  • Эстетические свойства

Дефекты стекломассы

  • Газовые включения мошка и пузырь.

Замутненные и продавливающиеся пузыри в изделии не допускаются.


Дефекты стекломассы

  • Свиль, шлир - это прозрачные включения, отличающиеся от основной массы стекла химическим составом или физическими свойствами. Свили бывают нитевидные, волосяные, в виде узелков и жгутов.

Дефекты стекломассы

  • Кристаллические включения – имеют кристаллическую структуру (белые) частицы стекла

Дефекты стекломассы

  • Скол, щербины – повреждения с раковистой структурой, образующаяся в результате откалывания кусочка стекла при механическом воздействии

Дефекты стекломассы

  • Складка – неровность поверхности карманообразной формы.
  • Морщинки – неровность, выступающая в виде ряби на поверхности.
  • Кривизна – неровность, проявляющаяся как мелкая волнистость поверхности.

(Эти дефекты на изделиях не допускаются)


Выдувные изделия маркируют бумажной этикеткой, которую наклеивают на изделие, с указанием завода-изготовителя, товарного знака, ГОСТа, номера рисунка, группы обработки


Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение стеклянных товаров

Прессованые и прессо-выдувные изделия маркируют в процессе выработки. Маркировка включает наименование завода –изготовителя или товарный знак.


Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение стеклянных товаров

Упаковывают стеклянные изделия в картонную или гофрированную тару с гнездами или в пакеты из упаковочной бумаги или термоусадочной пленки


Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение стеклянных товаров

Стеклоизделия транспортируют по железной дороге в крытых чистых вагонах или контейнерах, на которых завод ставит манипуляционный знак и надпись « Верх не кантовать!» , « Осторожно, хрупкое!»


Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение стеклянных товаров

Хранят стекло в закрытых помещениях, защищенных от влияния атмосферных осадков. При размещении изделий на складе тяжелые изделия укладывают на нижних полках, а более легкие – на верхних.

Loading...Loading...