Схема производственного контроля цельномолочной продукции. Производственный контроль предприятий в условиях требований тр тс. Составление программы контроля: предписания от ведомств

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.

Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Правильный режим – основа жизни каждого, главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен. Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

· учебные занятия в школе и дома;

· активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

· регулярное и достаточное питание;

· физиологически полноценный сон;

· свободная деятельность по индивидуальному выбору.

· Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.

· После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.

· Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.

· Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.

· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.

· Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

· 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.

· Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.

· Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение

· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

· Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.

· В период подготовки к экзаменам не меняйте режим дня. Не занимайтесь до глубокой ночи. Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы.

Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену (начало занятий в 8.30)

Подъем 7.00.

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.

Утренний завтрак 7.30-7.50.

Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.15

Занятия в школе 8.30-13.30

Горячий завтрак в школе около 9.15

1.Понятие «режим дня»

2.Принципы построения режима дня.

3.Построение режима для детей.

Режим – это рациональное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка, а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Вопросы режима уже давно разработаны теоретически и широко известны в практике. Но в детском саду и в семье допускаются грубые ошибки. Для того, чтобы правильно построить режим, прежде всего следует установить правильный режим сна и бодрствования.

На основе многочисленных исследований профессора Н.М. Щелованова и его сотрудников вскрыт механизм бодрствования, установлены качественные изменения сна и закономерности бодрствования и развития этих процессов в раннем возрасте.

Бодрствование – это основное деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга, находящейся в активном воздействии с подкорковыми отделами головного мозга. Бодрое состояние коры поддерживается, по определению И.Н. Павлова, теми раздражителями, которые подают на большие полушария главным образом из внешнего мира.

Сон – также активный процесс. Многие нервные клетки находятся во время сна в состоянии повышенной активности, деятельность анализаторов «блокирована», заторможена.

Сон потребность организма. Чередование сна и бодрствования необходимое условие нормальной психической деятельности человека. И сон и бодрствование – сопряженные состояния. Активное бодрствование обеспечивает глубокий сон и наоборот. У новорожденного ребенка и сон, и бодрствование аритмичны, они возникают хаотично, многократно в сутки. Бодрствование в первые дни жизни не более 20-30 мин., что указывает на низкий предел работоспособности коры головного мозга.



Что оказывает влияние на изменение длительности и характера бодрствования ребенка к концу 1-го месяца жизни?

1. Увеличение предела работоспособности коры головного мозга (возникновение зрительного и слухового сосредоточения и образования условных рефлексов). Изменяется характер бодрствования.

2. К концу 1 месяца жизни у ребенка формируется суточный режим сна и бодрствования. Это происходит под влиянием условий жизни, а не является врожденным. Количество раздражителей днем в кору головного мозга поступает больше, ночью резко снижается, отсюда сон – ночью, бодрствование – днем. Если вечером горит яркий свет, громкие разговоры и т.д. – это влияет на режим, ночью просыпается, и вырабатывается неправильный режим.

Так ли важно вырабатывать правильный режим? Ритмическое чередование сна и бодрствования очень важны для нервной системы ребенка. Он обеспечивает формирование стереотипов, экономит расход нервной энергии.

Ребенок рождается, не имея готового режима, который создается специальными условиями. Режим кормления вырабатывается уже в период новорожденности.

Следующим этапом формирования является выработка дневного режима в чередовании сна и бодрствования.

С какого возраста и как его можно устанавливать? Организовывать дневной сон и бодрствование ребенка по режиму следует уже в конце 1-го или в начале 2-го месяца жизни, т.к. в этом возрасте вырабатывается суточный режим в их смене, со всех анализаторов образуются условные рефлексы, бодрствование становится более устойчивым и спокойным. Установка дневного сна – это фактически выработка условных рефлексов на определенное время для возникновения сна и бодрствования.

Для формирования дневного сна нужно создавать специальные условия для быстрого засыпания. Для этого используют длительное действие какого-нибудь слабого, ритмически действующего раздражителя. Однако в семье часто используют укачивание на руках, в коляске, воздействуя на вестибулярный аппарат. Это отрицательная привычка. Как только действия нет – прерывается сон. Качество сна низкое, нет полного торможения. Этот процесс длительный и мучительный как для ребенка, так и для взрослого.

Другие родители поют колыбельные песни, похлопывают. Тот же результат. Отрицательно использование пустышек – это вред. Сон поверхностный, тревожный, т.к. ребенок все время сосет, выпала пустышка – нет сна.

Специальные исследования Н.М. Щелованова показали, что полезным и целесообразным для дневного сна в первые месяцы жизни является сон на воздухе. Воздух усыпляет. Это постоянно действующий, слабый раздражитель. Движение кислорода действует на кожу, слизистую оболочку носа и верхние дыхательные пути, слабый охлаждающий раздражитель. Это доказал Н.И. Красногорский. Особенность данного раздражителя – постоянство. Это основное средство для приучения к дневному сну. Это также и оздоровительное средство. Приучать к дневному сну на воздухе надо постепенно (по 20-30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней).

Для формирования активного бодрствования необходимы следующие условия:

менять чаще раздражители (соответствующие возрасту и уровню развития); взять ребенка из кроватки; эмоционально поговорить с ним; повесить над ним игрушку (после сна и кормления).

При таких условиях к 2 - 2,5 мес. ребенок может жить по четкому режиму (быстро засыпает, просыпается к началу кормления без признаков утомления).

Какие принципы брать за основу при составлении режима?

1. Профессор Н.М. Щелованов доказал, что с возрастом быстро меняется работоспособность нервной системы. У новорожденного предел работоспособности равен 20-30 минутам, а к первому году жизни 2,5-3 часа подряд. Отрицательно влияет и сокращение бодрствования, т.к. ребенок долго не может уснуть, а потом спит беспокойно.

2.Необходимо обеспечить глубокий своевременно наступающий сон, в течение которого восстанавливает затраченную энергию.

В результате исследования профессором Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, С.М. Кривиной установлена суточная потребность ребенка во сне и бодрствовании. Так ребенок от 6-9 мес. спит 3 раза, после 9 мес. – 2 раза, а с 1год 6мес. – 1 раз. Ночью без изменений спит на протяжении всего раннего детства – 10-12 часов.

С возрастом меняется и качество сна. Сон днем и ночью неоднороден. По данным Н.Л. Фигурина и Н.Т. Тереховой, происходит чередование глубокого сна и неглубокого (глубокий сон от 15-20 мин. до 30-40 мин., неглубокий с 45 мин. до 20-15 мин.).

3. При построении режима должен быть определен ритм кормления ребенка. Он изменяется в зависимости от возраста. Ритм кормления через равные промежутки сохраняется только до 9 месяцев. После в связи с удлинением бодрствования – он меняется. Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний: кормление – сон – бодрствования – сон (Н.М. Щелованов).

Итак, составить правильный режим это значит:

1. Установить на каждом возрастном этапе длительность бодрствования, соответствию пределу работоспособности нервной системы.

2. Определить необходимое суточное количество часов сна и правильно распределить отрезки сна в течение суток так, чтобы обеспечить своевременный и полноценный отдых нервной системы, т.е. правильную смену работы и отдыха нервной системы.

3. Установить правильный ритм кормления.

4. Установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических состояний ребенка.

5. Обеспечить правильную смену разных видов деятельности, учитывая выносливость нервной системы, не допуская переутомления от однообразных, длительных, одних и тех же действий.

Построение режима так же зависит от здоровья ребенка, от времени года.

6. Переводить ребенка на следующий возрастной режим надо не по одному, а по нескольким показателям, свидетельствующим, что ребенок физиологически уже подготовлен к нему:

Очень медленно засыпает;

Раннее пробуждение после дневного сна;

Сохранение активности до конца бодрствования;

На первом году жизни проявление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающих задолго до него. Сумма всех этих показателей при условии хорошего темпа физического развития является доказательством необходимости перевода на следующий режим.

Особенно труден переход на режим с двумя, а затем с одним дневным сном, т.к. при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех процессов. Поэтому перевод нужно проводить постепенно и последовательно. Сначала сокращается длительность отрезков сна и увеличивается длительность бодрствования без изменения самого режима. Затем при перемене режима сокращается количество отрезков дневного сна, но увеличивается их длительность. При этом максимально сократить длительность бодрствования ребенка, первым укладывать его спать, последним поднимать. На таком переходном режиме ребенок остается до полного привыкания к нему.

Необходимо установление тесной связи с семьей. Показателем правильного составленного и выполняемого режима является поведение детей:

1. Дети спокойны и активны;

2. Отсутствует плач, возбуждение;

3. Нет отказа от пищи;

4. Дети спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Рассмотрим режим детей от 9-10 мес. до 1год.-1г.2 мес. в яслях . Прием в яслях начинается в 7 часов утра, для чего родители поднимают детей в 6-6.30 часов утра. Завтрак в яслях в зависимости от начала работы кухни и завтрака детей старших групп, снятие пробы и др., детям дают в 8.30 утра, а в яслях-садах и в 9 часов утра, т.е. через 2-2,5 часа после пробуждения детей.

Таким образом, уже с утра нарушается состояние оптимальной возбудимости детей.

Нарушается также ритм сна и бодрствования. Первый отрезок бодрствования длится 3 часа, а второй – самый благоприятный для осуществления всей воспитательной работы – всего 2 часа. Уложенный через 2 часа спать ребенок долго не может заснуть, т.к. он не исчерпал свою энергию, может еще бодрствовать. Но после того как ребенок с большим трудом и поздно заснул, его будят в 4 часа, т.к. должен быть полдник и скоро придет за ним мать. Тем самым вместо полагающихся ему двух часов сна он спит меньше, сон его нельзя считать полноценным, т.к. было длительное и беспокойное засыпание, а в период глубокого сна ребенка разбудили. Такой сон не может обеспечить полноценного и длительного бодрствования. А в то же время третий отрезок бодрствования у ребенка самый длительный – 4 часа, превышающий возможный предел работоспособности нервной системы. Все это неизбежно приводит к тому, что к вечеру у ребенка нарастает возбуждение, нарушающее качество ночного сна и поведения ребенка на следующий день.

Часто в режиме указывают длительность укладывания детей на сон, подъема после сна, длительность процесса кормления и пр. Все это приводит к ненужной спешке в обслуживании детей, к нарушению принципов последовательности и постепенности, совсем исчезает при этом учет индивидуальных особенностей детей. Да разве можно предусмотреть длительность кормления? Ведь это определяется количеством детей, их аппетитом, настроением, видом пищи. Удобнее в режиме писать время начала гигиенических процессов и кормления, не указывая их конец.

У персонала грудных групп, у врачей и педагогов часто вызывает недовольство и даже страх наличие нескольких режимов в грудной группе. А в то же время это совершенно необходимо для детей и не затрудняет, а, наоборот, облегчает обслуживание детей. Возможность разобщить детей, организовать сон одних во время бодрствования других предохраняет детей от переутомления, позволяет уделить больше внимания и времени каждому ребенку, спокойно провести кормление и другие процессы и игры-занятия. Только при таком построении режимов у сестры-воспитательницы выделяется время для проведения индивидуальных занятий с детьми каждой подгруппы. Воспитатель переходит от одной подгруппы к другой, закончив кормление одних, она начинает поднимать и кормить других и т.д.

Если группа укомплектована правильно и воспитатель знает особенности детей, то эти режимы выполняются без напряжения.

Но для того, чтобы режим был четко выполнен, необходимо правильно распределить обязанности персонала и правильно построить график работы так, чтобы во время бодрствования и кормления большого количества детей была встреча сестре или нянь. Смена персонала должна быть в часы сна детей, в крайнем случае, в часы бодрствования, но не во время кормления или укладывания.

Обязанности воспитателя и няни распределяются таким образом, чтобы дети в группе никогда не оставались одни. Воспитатель должна быть там, где больше детей, она начинает проведение процесса кормления, но заканчивает его няня, т.к. сестра организует бодрствование уже накормленных детей, проводит занятия. Няня помогает воспитателю в проведении всех процессов. Но они не одновременно делают все. Так, няня принесла ребенка с веранды, развернула, переодела, положила в манеж, дала игрушки, приготовила ему кормление и начала кормить, а сестра в это время закончила кормление другого ребенка, вытерла его, положила в манеж, организовала его бодрствование, дала ему игрушку и пошла на веранду за следующим ребенком.

Распределение обязанностей составляется к существующим реальным режимам и графику работы на каждый час, начиная с приема детей и до ухода персонала из учреждения.

Как помочь школьнику адаптироваться к школьной жизни, настроиться на учебный процесс: все узнать и все успеть да еще и время на отдых чтобы осталось.

Для этого родители должны правильно организовать режим дня для школьника. От того, насколько правильно организован режим дня, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам необходимо увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часа, 5-7 классы — 10,5 часа, 6-9 классы — 9-9,5 часа, 10-11 классы — 8-9 часов.

Правильная организация рабочего места школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Основные правила при работе за компьютером: работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом; проводить за компьютером не более трех часов в день; каждые 15 минут делать гимнастику для глаз; каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника; обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе; лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов. Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Здоровье и комфорт ребенка зависят в том числе и от режима дня. Распорядок важен для детей любого возраста, но особое значение он имеет у малышей на первых месяцах жизни. Поговорим о том, как составить правильный режим дня для детей, что важно учитывать и какие проблемы могут возникнуть.

Действительно ли нужен режим дня

Правильно составленный распорядок дня полезен не только для ребенка в первые месяцы, но и для его родителей. Однако при его разработке важно учитывать естественный режим. Только так получится не причинить вреда нервной системе малыша, развить в нем полезные навыки, укрепить его иммунитет, помочь адаптироваться в социуме. Ребенок, который живет по определенному распорядку, становится более спокойным и дисциплинированным. Это происходит потому, что он знает время, в которое мама и папа дадут ему поесть, поиграют с ним и уложат его спать. Опираясь на режим малыша, родители получают возможность заранее продумать свой день. Однако помните, что при серьезном нарушении сложившегося режима дня, например когда кроху кормят или кладут спать во внеурочное время, он становится раздражительным и капризным. Далее мы приведем несколько фундаментальных принципов, соблюдение которых поможет родителям правильно построить день.

Режим дня ребенка до года строится:
  • на индивидуальном подходе. Разрабатывая режим, следует учитывать индивидуальные особенности и привычки ребенка. Родители должны понимать, что распорядок зависит от ритмичности физиологических процессов организма. Если они хотят, чтобы их малыш рос здоровым и хорошо развивался, то при разработке режима дня важно учитывать биологические ритмы;
  • разумном компромиссе. Важно, чтобы режим дня был удобен для всех членов семьи, соответствовал естественным потребностям ребенка и интересам каждого из родителей. Стоит помнить о том, что режим – это не закон;
  • последовательности. Действия всех членов семьи должны быть последовательными, согласованными. В возрасте нескольких месяцев ребенок не знает о том, как правильно себя вести. И эти навыки еще долго у него не разовьются. Если родители постоянно меняют свои требования, хотят от ребенка что-то новое, то ему будет трудно освоить данный навык. Поэтому все члены семьи должны быть единодушны в своих подходах;
  • гибкости. Каждый, даже самый правильный режим дня требуется иногда корректировать. Ребенок развивается и переходит в новый этап своей жизни. Также меняются и его потребности. Родители должны постоянно следить за его самочувствием, настроением и вовремя вносить в режим дня изменения.

Какой режим дня приемлем для новорожденного

Первые месяцы жизни новорожденный только спит и ест. Сон помогает регулировать жизненные ритмы малыша. Помните, что если Ваш ребенок плохо засыпает, то это не может не сказаться на распорядке его дня. Родители должны приучить своего малыша ложиться спать в одно и то же время. Этот навык можно развивать у детей старше 2 месяцев. А уже начиная с 3–4 месяцев родители могут класть кроху в кроватку и уходить из комнаты. Ребенок должен учиться засыпать самостоятельно.

Многие молодые мамы часто спрашивают врачей о том, как кормить грудного ребенка в первые месяцы. Большинство педиатров рекомендуют прикладывать малыша к груди по требованию, т. е. четкого режима кормления в возрасте до года быть не должно. Когда ребенок становится старше и ему начинают вводить прикорм, промежутки между кормлениями становятся больше.

Как правильно разработать режим дня новорожденного ребенка

Приучить малыша до года к определенному режиму непросто. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности. В первые месяцы мама должна понаблюдать за ним. Это поможет выявить распорядок дня, которого придерживается сам ребенок. Если же родители, проследив за ним, не смогли четко определить его режим, им нужно подумать о том, что может мешать малышу есть и спать примерно в одно и то же время. Если самостоятельно это сделать сложно, можно обратиться за помощью к педиатру. Формируя правильный режим дня ребенка до года, стоит воспользоваться следующими рекомендациями.
  • Выработайте у малыша привычку ложиться спать в одно и то же время. Сделать это легко: кладите его спать на свежем воздухе. В летнее время ребенок может спать на балконе, в коляске на улице или у открытого окна, а в холодное время – в хорошо проветренной комнате. Проветривать помещение лучше за 10 минут до того, как ребенок ляжет спать. Укачивать малыша требуется 3–4 минуты. Для лучшего засыпания ему можно спеть колыбельную песенку.
  • Больше гуляйте на свежем воздухе. С ребенком старше 8–10 месяцев рекомендуется гулять не только в то время, когда он спит, но и тогда, когда он бодрствует.
  • Следите за светом в комнате. В дневное время он должен быть естественным, ярким. В вечерние часы в комнате должно быть тихо, свет должен быть приглушенным. Ребенок должен отличать день и ночь. Так он начнет понимать, когда нужно быть активным, а когда отдыхать.
  • Чаще кормите малыша грудью. Это помогает выработать правильный режим дня и укрепить нервную систему. Помните: чем дольше Вы будете кормить малыша грудью, тем лучше для его здоровья.
  • Занимайтесь с малышом активными играми. С ребенком в возрасте до года уже можно ходить в гости, знакомить его с окружающим миром, делать ему массаж и др.
  • Старайтесь соблюдать режим дня всей семьей. Так ребенок легче привыкнет к своему распорядку. Для этого все члены семьи должны ложиться в одно и то же время, которое также должно быть удобным для него. Помните, что составленный режим требуется соблюдать каждый день: малыш должен есть, спать, общаться с Вами в одно и то же время.

Часто родители, которые приобщают своего малыша к режиму дня, совершают ошибки, например:
  • не дают ему спать тогда, когда он хочет. Помните, что ребенок младше 6 месяцев должен спать днем примерно каждые 2 часа. В противном случае он будет быстро переутомляться, начнет капризничать;
  • не учитывают естественные биоритмы. В первое время малыш, которого приучают к распорядку дня, не будет понимать, чего от него хотят. Многие мамы на данном этапе сдаются и перестают «мучить» ребенка;
  • приучают к режиму во время путешествий, долгих переездов. В первое время следует заниматься именно приобщением малыша к режиму дня, а только потом выполнять с ним другие задачи.

Почему режим дня часто нарушается

Помните, что независимо от того, насколько правильно был составлен режим, ребенок скорректирует его под себя и, даже если он, казалось бы, полностью привык к распорядку, нарушения все равно возможны. Обычно это происходит тогда, когда малыш болеет или активно растет. Бывает и так, что он путает день и ночь, и исправить это очень трудно. По каким еще причинам распорядок дня может быть нарушен?
  • Если ребенок осваивает новый навык. Это может быть ползание, переворот, ходьба, вставание на ноги, изучение новых слов. Именно в эти периоды малышу требуется больше есть, спать. Иногда он может просыпаться ночью. Это нормально.
  • Он полностью отказывается от груди. Такое явление характерно для малышей в возрасте около года, даже от 9 месяцев.
  • У него прорезываются зубки. В это время сон становится беспокойным.
  • Ребенок не хочет много спать или мало двигается в периоды бодрствования.
  • Ему не хватает впечатлений в дневное время. Для этого ему следует предоставить новые возможности: можно увеличить периоды взаимодействия с окружающим миром.
  • Он перенес длинный перелет, поездку, изменился часовой пояс.

Что делать, если ребенок перепутал день и ночь

Такое может произойти с каждым малышом до года, например, из-за того, что он плохо спал днем, не выспался, его мучают колики, беспокоят громкие звуки с улицы. Что же делать маме в данной ситуации?
  • Будить ребенка раньше положенного во время дневного сна.
  • Мешать спать в неурочное время, но не переусердствовать.
  • Создавать в комнате благоприятную атмосферу для сна. Для этого следует чаще проветривать помещение, убрать все лишние звуки, выполнить обязательный ритуал перед сном.

Режим дня для малыша младше 1 года

Ниже будет представлен примерный режим дня для малыша младше 1 года. Он может подходить не всем детям. Однако, придерживаясь его основ, родители смогут с легкостью составить распорядок дня, внести в него коррективы вместе с педиатром. Не следует расстраиваться, если малыш изменит режим под себя или из него придется убрать несколько важных моментов. В этом нет ничего плохого. Самое главное – взять основные моменты из стандартного плана. Если режим сбился и это произошло не по Вашей вине, то рекомендуется как можно быстрее вернуться к прежнему ритму жизни.

В режим должны входить не только сон, кормление, прогулки, также в него следует включать время для игр, общения. Необходимо оставлять время на то, чтобы малыш смог побыть наедине с собой. Конечно, последнее требование очень условное, так как детей данного возраста оставлять одних, даже на небольшой промежуток времени, не стоит.

Примерный режим дня для детей младше 1 месяца

  • 07:00 – подъем, гигиенические процедуры, кормление.
  • 07:00 – 09:00 – время бодрствования.
  • 09:00 – второе кормление.
  • 09:00 – 10:00 – время для дневного сна.
  • 10:00 – 11:00 – активное бодрствование.
  • 11:00 – кормление.
  • 11:30 – 12:30 – время для второго утреннего сна. Обычно он проходит во время прогулки.
  • 13:00 – кормление.
  • 13:00 – 14:00 – время для активного бодрствования, мама может поиграть с малышом.
  • 14:00 – 15:00 – время для дневного сна. В это время мама или папа гуляет со своим малышом на улице, он спит в коляске.
  • 15:00 – кормление.
  • 15:00 – 17:00 – время для бодрствования, игр, общения.
  • 17:00 – кормление.
  • 17:00 – 18:00 – вечерний сон малыша.
  • 18:00 – 19:00 – время для спокойного бодрствования.
  • 19:00 – кормление.
  • 19:00 – 20:30 – время для общения.
  • 20:30 – купание.
Примерный режим дня для ребенка в возрасте 2–3 месяцев
Малыши в возрасте от 2 до 3 месяцев меньше спят, периоды дневного бодрствования становятся дольше. В это время может пропасть первый дневной сон. Также малыш становится более активным, придерживается нового режима ночного сна – теперь он составляет 10–12 часов с перерывами на кормление. Родители корректируют свой распорядок дня и подстраиваются под ребенка. Если разработанный режим подходит всем членам семьи, его можно придерживаться до достижения малышом 3-месячного возраста.
  • 07:00 – проведение гигиенических процедур, кормление.
  • 09:00 – кормление.
  • 09:00 – 10:00 – массаж и специальная гимнастика.
  • 10:00 – 11:00 – время для развлечений и игр с ребенком. Обычно они проводятся в кроватке малыша.
  • 11:00 – кормление.
  • 11:30 – 12:30 – второй сон. Обычно малыш спит в коляске во время прогулки на улице.
  • 13:00 – кормление.
  • 13:00 – 14:00 – общение, гимнастика для развития навыков.
  • 14:00 – 15:00 – время для дневного сна малыша. Обычно он спит в коляске во время прогулки на улице.
  • 15:00 – кормление.
  • 15:00 – 17:00 – общение с мамой и близкими.
  • 17:00 – время для кормления.
  • 17:00 – 18:00 – вечерний сон.
  • 18:00 – 19:00 – чтение мамой сказок, стихов. Также можно послушать с ребенком спокойную музыку.
  • 19:00 – кормление.
  • 19:00 – 20:30 – игры, активное бодрствование.
  • 20:30 – купание.
  • 21:00 – кормление, отход к ночному сну.
Примерный режим дня для ребенка 4 месяцев

Врачи называют такого ребенка почти взрослым человеком. Родители должны обязательно скорректировать распорядок дня. Первоначально требуется снизить количество кормлений. Ребенка теперь кормят через каждые 3–4 часа. Все зависит от потребности малыша. Также младенцу старше 4 месяцев не обязательно спать в вечернее время. Помните, что вечерний сон может провоцировать проблемы с ночным. Родителям стоит придумать ритуал, с помощью которого ребенок будет легче засыпать. Это может быть ванна, спокойная игра перед сном, колыбельная песенка, просто внимание от родителей.

  • 07:00 – подъем, гигиенические процедуры и кормление.
  • 07:30 – 09:00 – время для бодрствования.
  • 09:00 – кормление.
  • 09:00 – 10:00 – проведение массажа и специальной гимнастики.
  • 10:00 – 11:30 – развлечения, игры в кроватке.
  • 11:30 – 12:30 – время для утреннего сна малыша. Обычно ребенок спит в коляске на улице.
  • 13:00 – кормление.
  • 13:00 – 14:00 – время для игр с развивающими игрушками.
  • 14:00 – 15:00 – дневной сон.
  • 15:00 – 17:00 – общение с родными.
  • 17:00 – время для кормления.
  • 17:00 – 19:00 – чтение сказок, стихов, прослушивание спокойной музыки с мамой.
  • 19:00 – 20:30 – игры, если позволяет погода – на улице.
  • 20:30 – время для купания ребенка.
  • 21:00 – кормление, подготовка ко сну.
Примерный режим дня для ребенка 5 месяцев

В это время периоды кормления и бодрствования меняются: малыш может спать всю ночь. Также в этом возрасте ребенок способен встать очень рано и не спать почти весь день. По мнению врачей, 16 часов сна в день в этом возрасте достаточно. Примерный распорядок может выглядеть следующим образом:

  • 08:00 – 08:30 – подъем, гигиенические процедуры, кормление.
  • 10:00 – утренний сон.
  • 11:00 – 13:00 – кормление, прогулки на улице, игры.
  • 13:00 – сон.
  • 14:00 – кормление и игры.
  • 17:00 – дневной сон.
  • 17:30 –1 8:30 – время для игр с ребенком.
  • 18:30 – купание.
  • 19:00 – 19:30 – кормление.
  • 20:00 – подготовка к ночному сну.
Примерный режим дня для ребенка 6 месяцев

В данный период многие дети начинают просыпаться в ночное время. Это происходит из-за большого количества дневных впечатлений. В такие моменты родители должны успокоить своего малыша, и тогда он снова уснет. Если родители станут укладывать кроху на 30 минут раньше положенного, им, возможно, удастся предотвратить ночные пробуждения. В возрасте 6 месяцев малыши должны спать 16 часов в день. Трехразовый дневной сон может иметь продолжительность от 1,5 до 2 часов. Во время прорезывания зубов малыши также могут просыпаться ночью. Режим дня ребенка 6 месяцев должен быть примерно таким:

  • 07:00 – малыш встает, мама делает ему гигиенические процедуры, кормит его.
  • 08:30 – ребенок ест, готовится ко сну.
  • 10:00 – просыпается и гуляет около 90 минут.
  • 12:30 – мама кормит малыша, играет с ним, готовит его ко сну.
  • 15:00 – после пробуждения мама снова кормит ребенка, играет с ним в развивающие игры.
  • 20:15 – малыш ужинает, купается, готовится ко сну.
Примерный режим дня для ребенка 7 месяцев

В период от 7 до 9 месяцев дети должны спать 15 часов в день. Часто малыши этого возраста просыпаются в ночные часы. В это время родителям стоит тихонько поговорить с ребенком, и тогда он уснет вновь. В этом возрасте малышам рекомендуется следующий режим:

  • 07:00 – ребенок просыпается, мама проводит гигиенические процедуры, кормит его.
  • 07:30 – вся семья садится за стол и завтракает.
  • 08:30 – утренний сон.
  • 10:15 – мама кормит малыша, гуляет с ним.
  • 11:30 – все члены семьи готовятся к обеду.
  • 12:45 – 14:30 – ребенок готовится ко сну, мама кормит его, далее – прогулка.
  • 17:15 – подготовка к ужину всей семьей.
  • 18:00 – кормление.
  • 18:30 – ребенка купают.
  • 20:00 – подготовка к ночному сну. Мама должна кормить его ночью примерно в 02:30, 03:00, 04:30, 05:00.
Примерный режим дня в возрасте 8–10 месяцев

В это время малыш очень неохотно отпускает маму. Врачи рекомендуют организовывать сон малыша так, чтобы он видел ее, вставая и засыпая.

  • 07:00 – ребенок встает, мама проводит гигиенические процедуры, кормит его, далее возможен утренний сон.
  • 09:30 – мама кормит ребенка.
  • 10:30 – малыш играет с мамой, при хорошей погоде можно делать это на свежем воздухе.
  • 14:00 – дневное кормление.
  • 14:15 – малыша готовят ко второму сну.
  • 16:30 – время для бодрствования ребенка: он играет, общается с родными.
  • 18:00 – мама кормит малыша.
  • 18:15 – снова время для бодрствования, игр, общения с семьей.
  • 19:00 – малыша купают, готовят ко сну.
  • 19:30 – время для сна.
  • 22:00 – мама кормит малыша.
  • Ночной сон.
Примерный режим дня для малышей старше 10 месяцев

Сон малыша в возрасте от 10 месяцев до 1 года должен длиться около 13 часов в день. Также он должен спать 2 раза ночью, один раз – в утренние часы.

  • 07:00 – ребенок встает, проводятся гигиенические процедуры, мама кормит его.
  • 08:00 – вся семья готовится к завтраку, играет в активные игры.
  • 09:00 – 10:00 – кормление, подготовка ко сну.
  • 11:00 – кормление.
  • 12:00 – вся семья готовится к обеду, играет с малышом.
  • 13:40 – ребенок отдыхает после обеда, мама кормит его, далее – игры.
  • 15:30 – мама кормит малыша, гуляет с ним на свежем воздухе.
  • 17:40 – все члены семьи готовятся к ужину.
  • 19:00 – малыш готовится ко сну, общается с другими членами семьи.
  • 20:00 – ребенка купают, дают кисломолочный напиток.
  • 21:00 – малыша готовят к ночному сну.
Примерный режим дня от 11 месяцев до 1 года

В этот период малыш уже привыкает придерживаться определенного режима дня. При нарушении он становится беспокойным, не может нормально отдохнуть, будет капризничать. Распорядок в возрасте от 11 месяцев до года выглядит примерно следующим образом:

  • 07:00 – малыш встает, мама проводит гигиенические процедуры, кормит его.
  • 08:30 – семья готовится к завтраку, играет и читает с малышом сказки.
  • 10:00 – ребенок готовится ко сну, отдыхает.
  • 11:30 – мама кормит его, играет и гуляет с ним.
  • 12:30 – обед, игры, чтение книг.
  • 14:00 – ребенок готовится к послеобеденному сну.
  • 15:00 – малыш просыпается, после кормления мама играет с ним.
  • 17:30 – ужин, игры, общение с семьей.
  • 18:30 – малыш отдыхает, купается.
  • 21:00 – подготовка к ночному сну.
После 1 года кроха переходит на новый жизненный этап, и родители должны разработать новый режим дня.

Соблюдение режима и последовательности часов сна, кормления, бодрствования способствует выработке определенного динамического стереотипа (рефлекса на время), который помогает нормальному функционированию всех органов и систем организма малыша. Критерием правильности чередования основных режимных моментов является хорошее эмоциональное состояние ребенка при кормлении и бодрствовании, а также спокойный глубокий сон.

Из этой статьи вы узнаете как правильно организовать режим дня грудного ребенка и каким должен быть режим дня новорожденного.

Режим дня грудного ребенка

Как организовать режим для новорожденного?

Осуществлять режим дня грудного ребенка нужно уже в первый месяц его жизни. При этом необходимо учитывать особенности периода новорожденности, для которого характерно хаотическое чередование сна и бодрствования. Преобладающей причиной пробуждения малыша является голодное возбуждение. Наиболее целесообразно в режиме детей до года бодрствование непосредственно после кормления и сон перед следующим кормлением. Как правило, после пробуждения ребенок хорошо ест, после чего бодрствует, затем быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления.

Каким должен быть режим для новорожденного ребенка?

Режим для новорожденного - это его подчинение образу жизни взрослых. Взрослые учат ребенка, сознательно навязывают ему модель поведения, оптимальную для гармоничной жизни семьи. Средняя суточная потребность во сне у детей разного возраста:

  • Новорожденный - 16 часов,
  • 6 месяцев - 14,5 часов,
  • 12 месяцев - 13,5 часов,
  • 2 года - 13 часов,
  • 4 года - 11,5 часов,
  • 6 лет - 9,5 часов,
  • 12 лет - 8,5 часов,
  • 18 лет - 8 часов.

Как организовать режим дня грудного ребенка?

При соблюдении режима кормления у ребенка вырабатывается потребность в сне и еде в определенные часы, причем время бодрствования постепенно увеличивается днем, а сна - вечером и ночью.

Часто плохое настроение ребенка связано именно с нарушением режима дня, которое приводит к переутомлению и недосыпанию, что в дальнейшем отражается на его физическом и психическом здоровье: ребенок плохо развивается, становится раздражительным.

Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование соской-пустышкой). Если малыш живет по определенному режиму, он привыкает с легкостью в дальнейшем к распорядку дня в детском саду.

Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или холодно. Важно устранить причины плача.

Дети грудного возраста очень быстро засыпают, если родители укачивают их на руках, в коляске или кроватке. Но сон при укачивании неглубокий, и ребенок может быстро проснуться. Кроме того, возникает определенная привычка к укачиванию. Нежелательно применять и соску-пустышку, так как она мешает наступлению глубокого сна и способствует выработке отрицательной привычки.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 2,5-3 месяцев

На протяжении первого года жизни режим ребенка должен меняться 4 раза. Перевод на каждый последующий режим необходимо осуществлять только по рекомендации врача-педиатра.

С рождения до 2,5-3 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 - 8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3-3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 - 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5-2 часа.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 3 до 5 месяцев

От 3 до 5-6 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10-11-часовым ночным перерывом. В этом возрасте ребенок спит 4 раза в день, бодрствует по 1,5-2,0 часа. По этому режиму могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 5 до 9 месяцев

От 5-6 до 9-10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0-2,5 часов, дневной сон - 3 раза в день по 2,0 часа, ночной - 10-11 часов.

Режим дня грудного ребенка от рождения до 10 до 12 месяцев

От 9-10 до 12 месяцев. Число кормлений - 5 - 4, интервал между кормлениями составляет 4-4,5 часа. Время бодрствования 3 - 3,5 часа, дневной сон - 2 раза в день по 2,0 -2,5 часа, ночной - 10-11 часов.

Режим дня новорожденного

Режим кормления новорожденного

Для того чтобы обеспечить спокойный сон и бодрствование (до 4-5 недель), следует установить только правильный ритм кормления, то есть кормить ребенка в одно и то же время, через одинаковые промежутки. В течение первого месяца довольно трудно добиться какого-то определенного режима дня. Потребность в еде у малышей возникает в зависимости от индивидуального насыщения: малыш может высосать больше или меньше молока, в связи с чем промежуток между кормлениями значительно варьируется от 2,5 до 4,5 часов. Постепенно малыш выработает "свой" определенный режим. При упорядоченном кормлении потребность в пище возникает в определенные часы, и примерно к началу второго месяца ребенок обычно сам просыпается к моменту кормления. Постепенно после кормления начинает возникать спокойное бодрствование. Отрезки бодрствования становятся более длительными (от 40 минут до 1 часа), а сон более глубоким. Примерно с 4-6 недель у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна.

Режим бодрствования новорожденного

Для того чтобы новорожденный ребенок с конца первого месяца активно бодрствовал, необходимо частое общение взрослых, наличие игрушек и свобода движений. Для детей этого возраста наилучшим условием для быстрого засыпания и глубокого сна является сон на свежем воздухе.

Возраст, когда следует выносить ребенка на свежий воздух, зависит от его здоровья, сезона, климатических условий. Осенью, зимой и ранней весной приучать ребенка к свежему воздуху следует постепенно: выносить на сон во время, установленное в режиме, вначале ненадолго, а затем на все отрезки дневного сна. Особенно важно проводить сон на свежем воздухе именно в этом возрасте, когда ребенка впервые приучают к режиму дня. Если в период с конца первого - начала второго месяца систематически проводить правильный режим дня, то к 3 месяцам ребенок может полностью жить по определенному режиму.

Если малыш кричит до установленных часов кормления, его следует покормить. Если он длительное время не может привыкнуть к установленному режиму, следует назначить другой, соответствующий его потребностям.

Для новорожденных детей в возрасте до 3 месяцев наиболее правильный режим дня, при котором кормят ребенка 7 раз в сутки, с периодом бодрствования вначале 1 ч, а к 3 месяцам - 1,5 ч и дневным сном 4 раза по 2 - 2,5 часа и ночью от 11 до 10 ч.

Купание - хорошее средство, укрепляющее ночной сон маленького ребенка. Родители сами должны установить удобные для них часы купания, после чего ребенок будет хорошо спать.

В зависимости от состояния ребенка, бытовых конкретных условий для удобства мамы часы в режиме могут быть передвинуты, при этом соответственно сдвигаются часы всех режимных моментов.

Когда здоровых нормально развивающихся детей до 5 - 6 месяцев воспитывают на режиме с 3-часовыми перерывами между кормлениями вместо того, чтобы с 2,5- 3 месяцев перевести на 6-разовое кормление с перерывами в 3,5 часа, они до конца этого возрастного периода вместо 2 часов продолжают бодрствовать - по 1,5 часа. При этом к моменту укладывания ко сну у ребенка еще не возникает потребность в отдыхе, он долго не засыпает. Поэтому, если ребенок 2,5-3 месяцев уже легко бодрствует 1,5 часа, его нужно переводить на следующий режим.

Постепенно период бодрствования увеличивается, поэтому малыша следует укладывать уже не через 1,5 часа после пробуждения, а несколько позже, при появлении первых признаков утомления. До 4-5 месяцев ребенок продолжает спать днем 4 раза. Некоторые дети не спят 4 раза днем, в этом случае их укладывают спать на ночной сон раньше, тогда длительность ночного сна увеличивается до 11 часов.

Примерно с 5-6 месяцев малыша нужно перевести на режим дня, при котором длительность активного бодрствования равна 2-2,5 часа. Днем дети спят уже 3 раза по 2-2,5 часа. Длительность ночного сна равна 10-11 часам.

Режим сна новорожденного

В возрасте 9 - 12 месяцев малыша переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2,5 до 3,5 часов. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2,5 часов, второй раз малыш спит 1,5-2 часа. Ночной сон длится 11 часов. Кормят малыша 4 - 5 раз в сутки.

Во время перевода на режим с двукратным дневным сном соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пиши между кормлениями первым и вторым, а также между вторым и третьим достигает 4,5 часа. Такая длительность промежутков между кормлениями допустима потому, что в этот отрезок времени малыш не только бодрствует, но и спит. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда малыш бодрствует, сокращается до 3-3,5 часов.

Сразу после рождения периоды сна и бодрствования, процессы поедания пищи и оправления физиологических нужд равномерно распределены в течение суток. Организм ребенка постепенно адаптируется к модели поведения окружающих его взрослых, как следствие - дитя предпочитает спать тогда, когда спят окружающие, и есть тогда, когда едят все вокруг. Подобная адаптация - процесс инстинктивный, обусловленный биологической целесообразностью.

Режим дня дошкольника

Элементы режима дня дошкольников

Бодрствование

Максимальная длительность,

Количество периодов

дневного сна

Длительность каждого

периода, ч

Ночной, ч

Всего часов

Длительность занятий, мин.

Количество занятий в день

до 9-10 месяцев

2 (индивидуальные)

месяцев до 1 года

1-й сон -2,5 2-й сон -2

(индивидуальные) ;

От 1 до 1,5 года

1-й сон -2--2,5 2-й сон-1,5

1-2 (игры-занятия индивидуальные и по подгруппам)

года до 2 лет

(индивидуальные и по подгруппам)

От2доЗ лет

1-2 (групповые) ;

0т З до 4 лет

От4до5 лет

От5до6 лет

Loading...Loading...