Приглашение коллег на чаепитие. Приглашаем к чаю. Урок «Приглашение на чай»

2010-07-04 01:07:21 - Наталья Владимировна Лифанова
Виды мёда
Название мёда зависит от вида растений, с которых собран нектар, например, гречишный, подсолнечниковый, эспарцетовый, донниковый, липовый, белоакациевый, вересковый и др. Такой мёд называется монофлорным. Но мёд может содержать примеси иного происхождения. Примеси в незначительном количестве не влияют на качество мёда. Мёд, выработанный пчелами из нектара различных растений, называют полифлорным. Из полифлорных медов чаще всего встречаются полевой, лесной и луговой.
Акациевый мед - добывается в придунайских районах. Принадлежит к лучшим сортам. Содержит 40,35% фруктозы и 35,98% глюкозы. Обладает умеренными противомикробными и протистоцидными свойствами.
Липовый мед - наиболее высококачественный сорт меда. Липовый мед обладает ароматом липы, сладкий, бледно-желтого цвета. Содержит 39,27% фруктозы и 36,05% глюкозы. У липового меда сильно выражены питательные и лечебные свойства. Липовый мед обладает атнибактериальными и противомикробными свойствами. Оказывает отхаркивающее, слегка слабительное, сердечно-укрепляющее действие.
Мятный мед - обладает ароматом мяты, светло-желтого цвета. Мед содержит большое количество витамина С, мятный мед оказывает желчегонное, успокаивающее, болеутоляющее и антисептическое действие.
Клеверный мед - бесцветен и почти прозрачен, имеет слабо выраженный аромат цветков клевера. Преобладает в семьях серых горных кавказских пчел.
Малиновый мед - светло-золотистого цвета с исключительно приятным ароматом и вкусом; пользуется большим спросом как лечебное средство. Малиновый мед собирают на многих пасеках.
Гречишный мед - имеет яркий светло-коричневый цвет с немного красноватым оттенком, обладает сильным приятным ароматом и хорошим вкусом. Гречишный мед содержит до 0,3% белка и значительно больше железа, чем светлые меды.
Каштановый мед - темного цвета со слабым ароматом каштановых цветов и горьковатым привкусом. Обладает противомикробным действием против бактерий, при желудочно-кишечных и почечных заболеваниях.
Вересковый мед - красновато-бурого цвета, имеет сильный специфический аромат и немного терпкий вкус. Вересковый мед самый богатый по количеству белка и минеральных солей. По вкусовым качествам его относят к медам низшего сорта.
Мед в сотах - намного полезнее откачанного, поскольку натуральный воск, из которого состоят соты, сам по себе обладает лечебными свойствами. А в сочетании с медом все эти ценные качества проявляются еще больше. Такой мед надо есть небольшими кусочками, долго и тщательно пережевывая соты (как жевательную резинку).

А какой мед Вы, любите?
В прошлый год дочь с юга привезла каштановый мед (специфический на вкус...съели, но больше не хочется)
Люблю липовый, и как у нас пчеловоды называют луговой...

Приглашаю на чай. | Чаепитие в живописи.
Весёлые ребята - Чашка чая

Художник В. Нестеренко, "Чаепитие"

За окном - сумятица, заваруха снежная,

Воробьём нахохленным съёжилась душа…

Вскипячу-ка чайник я, травки буду смешивать,

Запахами летними - сладкими - дыша.

Пусть закружит голову от душицы с мятою…

Не стучись, метелица, зло в моё окно!

Хоть спешит-торопится жизнь клубок разматывать -

Но ещё счастливою быть мне суждено!

Будет лето с травами, с тропками заветными,

С блеском рос и шёпотом ветра: «Не скучай!»

Будут дни погожими, будут ночи светлыми -

Буду я счастливою… А пока пью чай…

Стихи Ольги Кульневской из В.Устюга

Раз - ромашка, два - ромашка,
Вся в цветах большая чашка,
И на чайнике цветок.
Ох и вкусный мой чаёк!


Художник Анатолий Соловьёв.



Художник Переверзева А. К
Александр Блок


Художник Вячеслав Рассохин

Если холодно, чай Вас согреет. Если Вам жарко, он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное - он Вас подбодрит, если Вы возбуждены – он Вас успокоит.

Елена
Посиделки в русском стиле «Приглашаем всех на чай»

Посиделки в русском стиле «Приглашаем всех на чай »

Старшая –подготовительная группы

Как выказать свое дружелюбие людям, отличающимся от нас? Что делать? Улыбаться?

Кланяться? Учтиво приседать? Дарить подарки?

Или просто угостить чаем? Ведь и напиток этот, и складывающаяся веками культура его

потребления разными народами- это универсальная энциклопедия толерантности, ароматная, бодрящая квинтссенция дружелюбия. Давайте попьем чайку вместе- может быть, и проблем станет меньше?

Цель : Знакомство детей с историей возникновения чая

Задачи :

Развивать познавательный интерес, воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику, воспитывать инициативность к музыкальной деятельности

Формировать у детей стремление к творческой деятельности

Учить выразительности при исполнении песен, стихов, частушек.

Предварительная работа : проведение беседы с детьми «Чем Вы гостей угощаете» , оформление фото-выставки «Чаепитие в кругу семьи» ,разучивание поговорок, скороговорок, стихов, частушек и песен про чай.

Материал : стол, скатерть, самовар, чайный сервиз, русский народный костюм , варенье.

Ход занятия:

Зал оформлен в русском стиле . У центральной стены стоит стол с самоваром, кружками, баранками, вареньем.

Хозяюшка в русском народном костюме встречает гостей :

Здравствуйте гости дорогие,

гости званные, да желанные,

мы рады Вас видеть в нашем зале,

который сегодня превратился в настоящую чайную.

Дела свои все отложи

И в зал скорее поспеши.

Чтоб песни петь, поговорить,

Чуть по играть и пошутить

Много нового узнать.

Мы гостей сюда собрали. А чтоб гости не скучали, знаете чем гостей нужно привечать, да угощать?

Ответы детей___

Хозяюшка : Правильно конечно чаем. А теперь поговорим о чае поподробнее, выясним, как он появился на Руси.

С древних времен люди считали, что нет ни чего целебнее и вкуснее природных даров лугов, полей, лесов. Главное – уметь собрать эти дары и правильно использовать их сочетание. На Руси издавна существовали свои традиционные напитки : из ягод и фруктов, молока и сливок, сбитень горячий напиток из меда и пряностей, квас.

Но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой.

Если вы замерзли- чай согреет вас,

Если вам жарко -он вас освежит,

Если вы расстроены -он вас подбодрит,

Если вы возбуждены -он успокоит вас»

В первые в Россию чай был завезен в XVIIвеке. А было это так. Русский посол боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял посла и,в свою очередь, передал для царя свертки с непонятной травой.

Что это такое? С обидой спросил посол

Мой самый дорогой подарок русскому царю ,- ответил хан, улыбаясь.

Василий Старков пробовал уже этот напиток у хана, и он ему ужасно не понравился. Посол хотел выбросить подарок, но вспомнил слова хана о «дорогом подарке» . Так и попал чай в Москву. Царь отведав неведомое питье, вытер рукавом густую бороду и молвил : «Еще» !

Воспитатель : В наше время известно огромное количество чая и их названия. Давайте мы сейчас проведем игру, кто больше вспомнит названий чая.

Ответы детей :___

Хозяюшка : Сейчас я с вами проведу аукцион чайных слов вы мне должны назвать слова в состав которых входит слово «чай» . Например «слу-чай» . Кто последний назовет слово тот получит приз.

Ответы детей___

Ребенок : Эй девчонки-хохотушки, запоем-ка мы частушки.

Чайные частушки :

1. Посидеть за самоваром , рады все наверняка

ярким солнечным пожаром у него горят бока.

2. Самовар поет, гудит, только с виду он сердит. К потолку пускает пар, Наш красавец самовар.

3. Самовар пыхтит, искрится, щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица, Он своею добротой.

4. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки, Так пропойте под чаек, чайные частушки.

5. Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай . В чае я души не чаю, наливай горячий чай.

6. Мы пропели вам частушки,хорошо ли, плохо ли, а теперь мы вас попросим,чтоб вы нам похлопали.

Ведущий : Как у наших у ворот собирается народ.

Собирается народ и ведет свой хоровод. (Дети водят хоровод «Как у наших у ворот»

Хозяюшка : Молодцы, ребята, а я вам тоже много интересного припасла в подарок. Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаю . Сижу да на народ всегда гляжу, все запоминаю и в копилку собираю. Это моя корзинка-копилка.

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу ,

Загадаю вам загадки

Кто смышленей –погляжу

1. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (ложка)

2. В брюхе – баня,

В носу- решето,

На голове- пупок,

Всего одна рука,

И та –на спине (чайник)

3. При виде еды

Не считают ворон,

Бросаются дружно

С обеих сторон. (вилка и нож)

4. Мой сердечный друг-приятель

В чайном тресте председатель :

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий,

Без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом невелик,

А пыхтит, как паровик. (самовар)

5. Был листок зеленый- черный стал, томленый

Был листок зубчатым, стал листок трубчатым.

Был он на лозине- теперь в магазине (чай)

6. Бел, как снег, в части у всех ,

В рот попал, и там пропал. (сахар)

Вос-ль : Дети у нас знают много пословиц и поговорок

(дети читают пословицы и поговорки)

1. Долог день до вечера,коли делать нечего.

2. Поспешишь- людей насмешишь.

3. Труд человека кормит,а лень портит

4. Умелые руки не знают скуки

5. Была бы охота, будет ладиться работа

6. Землю красит солнце, а человека труд

7. Кончил дело –гуляй смело.

Хозяюшка : Спасибо, вот и наполнилась моя корзинка- копилка, а за это я подарю вам танец русский , раздольный (Танцует русский танец под мелодию «Светит месяц» )

Воспитатель : спасибо Вам хозяюшка за танец

Хозяюшка :У нас в России принято пить чай из самовара. Скажите кто знает почему носик у самовара находится не у самого дна?

Ответы детей___

Самовары делали медные, цветные и даже золотые. Посмотрите,а какие самовары стоят у нас с вами на столе?

Ответы детей :___

Давайте ребята с вами поиграем. Игра называется «Гирлянда из сушек» , к чаю принято подавать баранки и сушки. Давайте мы с вами разделимся на две команды (девочки и мальчики) . Кто больше сушек на веревочку соберет и не уронит, та команда и победит.

Проводится игра «Гирлянда из сушек»

Хозяюшка : Что вы шепчитесь ребята, что за тайна там у вас?

Дети : Мы хотим преподнести наш сюрприз тебе сейчас.

Хозяюшка : Мне сюрприз? Вот интересно! Танец, песенка игра?

Дети : Выступление оркестра нам теперь начать пора!

«Оркестр ложкарей»

Хозяюшка : ребята скажите, а в ваших семьях принято пить чай с чем?

Ответы детей___

Да очень вкусно пить чай с вареньем. А кто мне скажет, как правильно нужно накрывать стол к чаю? К чаю нужно приготовить ложечки , пить чай небольшими глоточками, чтобы не обжечься. Маленькая ложечка, называется чайная, она служит для размешивания сахара в чае, для варенья.

Хозяюшка : поиграем с вами еще в одну игру «Сервировка стола к чаю»

Воспитатель : Ох, и славно мы сегодня с вами повеселились

Вы пели, и плясали

Очень я довольна вами.

Вы ребята молодцы

Получайте леденцы.

Хозяюшка :

Богата Россия песнями раздольными, танцами разудалыми. Велики просторы русского края . Крепко любят свою родину русские люди . И любят пить чай из самовара.

Ребенок :

Самовар шипит, баранки на скатерти самобранке,

И конфеты,и печенье, и душистое варенье.

Ароматным вкусным чаем всех сердечно угощаем

Пейте чай, угощенье берите, чаще в гости приходите.

Цели и задачи занятия:

  • познакомить детей с правилами заваривания чая;
  • привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребление чая;
  • формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
  • научить школьников правильно сервировать стол к чаю.

Ход урока

Сегодня у нас очень не простой урок здоровья. Он у нас будет проходить в виде праздничной программы. На этом уроке вы научитесь правильно накрывать столы к чаю, познакомитесь с целебными свойствами этого замечательного напитка, мы будем воспитывать в себе умение правильно питаться и употреблять чай, прививать привычки здорового образа жизни.

Скоморохов мы приглашаем на наш праздник чая. /Рисунок 1/

1 ведущий.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.

О чае нам к сегодняшнему уроку Антипин Кирилл приготовил стихотворение.

Чай горячий, ароматный.
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

2 ведущий.

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

1 ведущий.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Чай там ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах. Во времена правления китайского императора Киенг Лона выпускалась чайная фарфоровая посуда. На чашках, которые там изготовлялись, была написана сочиненная им поэма, прославляющая чай. Считалось неприличным не знать стихов императора, чашки раскупались, и росла слава воспетого не них напитка.

2 ведущий.

В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полуторакилограммовые “доски” долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.

Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.

У.- А сейчас давайте проведем небольшой конкурс “Кто больше знает названий чая”, а за правильный ответ вы будете получать сушку. (Ахмат, Липтон, Бодрость, Лисма, Майский, Индийский чай, Акбар, Цейлонский чай и т.д.)

2 ведущий.

Начиная с 8 века, чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.

1 ведущий.

На первых порах не все европейцы умели обращать с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая (приблизительно 400 г.) Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

2 ведущий.

А как чай попал в Россию?

1 ведущий.

В 1638 году русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: “Я не знаю, листья ли какого-то дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя чаем”.

2 ведущий.

Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины- мех соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью “бахча”. “Чай для заварки” - так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю напиток из листьев, которые они посылают, придется по душе.

1 ведущий.

Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение “чайком побаловаться”. А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Стихотворение “Раз привез мне барин чаю”.

Раз привез мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком
И петрушки корешок.
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался -
Чай забыл я посолить.

1 ведущий.

Чтобы не случалось таких курьезных историй, давайте попробуем заварить чай. А это - не простое искусство! Давайте проверим, знаете ли вы, как правильно заваривать чай? Перед вами написаны операции, выполняемые при заварке чая. Давайте расположим эти карточки в правильной последовательности, и у нас получится алгоритм заваривания чая.

Алгоритм.

  1. Вскипятить воду.
  2. Сполоснуть заварочный чайник горячей водой.
  3. Положить чай в заварочный чайник.
  4. Залить чай на 1.4 кипятком.
  5. Накрыть чайник и дать постоять 2-3 минуты.
  6. Залить чайник на 3.4 кипятком.
  7. Накрыть чайник и дать постоять 10 минут.
  8. Налить чай в чашку.

Для того чтобы чай был ароматнее, вкуснее и полезнее, в чайник можно добавить несколько листочков травы – мяты, мелиссы, смородины, душицы или просто кусочек сахара..

Нам расскажет мама Тани Постоваловой, как она заваривает чай у себя дома. Вообще, существует много способов заваривания чая, и мы вас познакомим с одним из них.

Объявляется конкурс загадок.

Сейчас вы отгадаете загадки, и мы приготовим все, что нам будет необходимо для чаепития, накроем стол к чаю.

В брюхе – баня.
В носу – решето.
На голове – пупок.
Всего одна рука
И та – на спине. (Чайник). /Рисунок 2/

Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар)./Рисунок 6/

Что на сковородку наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают? (Блин).

Сверху дыра.
Снизу дыра.
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар).

Ножек четыре.
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаевничать вся семья. (Стол).

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем.
Разделю ребяткам всем. (Бублик) /Рисунок 3/

Цветом желт и ароматен.
В чай кладут, и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (Лимон). /Рисунок 4/

Был листок зеленым -
Черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он - в магазине. (Чай)

1 ведущий.

В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале XX века Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая.

2 ведущий.

В XVIII веке в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпались сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. В наши дни самовар является таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

У.- Чай помогает справиться с усталостью и плохим настроением. В народе даже говорят: “Чай не пьешь – откуда силы возьмешь?” Чай с лимоном или малиной помогает при простуде или гриппе. В народе считается, что чай от 49 болезней помогает! Вот он какой полезный!

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!

Что вы узнали из стихотворения о целебных свойствах чая?

1 ведущий.

Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.

2 ведущий.

При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая.

Ребята нашего класса приготовили чайные частушки. Давайте их послушаем.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

Самовар блестит, кипя.
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая.
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю.
Наливай горячий чай! /Рисунок 5/

В пляске не жалей ботинки.
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим.
Чтобы вы похлопали.

А сейчас давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”

Я хотел устроить бал.
Я гостей к себе…(позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …(пирог).
Ножи, тарелки, вилки тут.
Но что-то гости …(не идут).
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек …(проглотил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту …(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не …(нашли).

Ну а на нашем столе все по-другому.

3 скоморох.

Мы, чаинки - шелестинки,
Словно гвоздики, звеним.
Хватит нас на сто заварок,
На четыреста припарок -
Быть сухими не хотим.

У.- А сейчас, садимся за наш праздничный стол.

На чаепитие спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет,
“Чайная” давно уж ждет.
Не толпитесь у дверей,
Приходите поскорей.
Налетайте, разбирайте,
Сладкий чай вы выпивайте!

Давайте, все вместе исполним песенку о чайном празднике.

Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам.
Вкус их вех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай,
И наливай-ка всем ароматный чай.
Знаем лучше доктора серьезного -
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку.

Большое всем спасибо за участие в нашем празднике. Надеюсь, что все ребята запомнили многое о чае. На следующем уроке по питанию мы с вами продолжим беседу о чае. Приятного вам аппетита!

Разработка подготовлена совместно двумя мастерами производственного обучения Мальцевой Еленой Евгеньевной и Копытовой Наталией Витальевной

В материале представлены:

История чая

Виды чая

Методы заваривания

Лечебные свойства

Стихи, загадки, пословицы о чае

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано Утверждено

Методическая комиссия Директор ГБОУНПО ПУ № 22

ГБОУНПО ПУ № 22 _______________________

_____________________

« ___»____________ 2012 г. «___»______________2012 г.

Методическая разработка урока:

«Приглашение на чай»

Разработчики:

Мастер п/о Мальцева Е.Е.

Мастер п/о Копытова Н.В.

Сергиев Посад

2012 год

Урок «Приглашение на чай»

Цели:

Обучающая :

Ознакомить учащихся с историей чая, узнать о полезных свойствах этого напитка и культуре употребления, способствовать интересу учащихся к народным традициям.

Ознакомить учащихся с технологией приготовления чая. Научить заваривать чай правильно.

Развивающая:

Развивать творческое воображение у учащихся

Развить социальную компетентность учащихся через исторические справки про чай.

Воспитательная:

- воспитать навыки культурного поведения, дисциплинированность, ответственность за порученное дело

Воспитывать уважение к обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

Пробудить эмоциональное отношение к жизни.

Воспитать самостоятельность, аккуратность в работе.

Форма урока: Бинарный урок - беседа с закреплением материала, практическая работа.

Межпредметные связи: кулинария, оборудование, физиология питания, история, товароведение, литература.

Наглядные пособия:

Предметы художественных народных промыслов

Плакаты с пословицами о чае (Приложение 1)

Музыкальное сопровождение с русскими народными песнями

Оборудование и принадлежности:

Посуда и продукты чаепития.

Скатерти

Самовары. Упаковки разных сортов чая

Русские народные костюмы для учащихся

Фартуки, косынки для поваров.

Записи народной музыки.

1. Организационная часть – 10 мин.

Принять рапорт от командиров групп о наличии учащихся

Проверить готовность учащихся к занятию

Проверить наличие необходимого оборудования и продуктов

2. Ход урока –120 мин.

1)Сообщение темы и цели урока

2) Повторение материала с актуализацией знаний и умений учащихся

3) Вводный инструктаж:

Объяснение хода урока.

Объяснение предстоящего задания.

4) Работа с учащимися в ходе урока:

Текущий индивидуальный инструктаж.

Выявление недостатков в работе учащихся.

Помощь учащимся.

3. Заключительный инструктаж по итогам работы на уроке- 20 мин.

Достигнуты ли поставленные цели

Оценка работы учащихся.

Разбор ошибок и затруднений в ходе занятия

Выявление наиболее активных и знающих учащихся

Выставление оценок

Уборка кабинета

Ход урока

Ведущая 1 . Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Ведущая 2 .

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Ведущая 1 . Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается к Ведущей). Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

Ведущая 2 . Как о чем? О чае.

Ведущая 1 Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Ведущая 2 . Или после бани...

Ведущая 1 . Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Ведущая 2 . Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущая 1 . Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.

Ведущая 2 . И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

Ведущая 1

Что ж, друзья, давайте так:
Мой вопрос, а ваш ответ,
Отвечаете или нет:
Кто вопросы отгадает,
Сувенир тот получает

Эй, ребята, не скучай!

Начинаем викторину -

Викторину "Русский чай"!

  1. Кто открыл чай?

1)Говорят, что козы. (Наелись чайных листьев с вечнозелёного куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)

  1. Чем полезен чай для человеческого организма?

2)Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды.

  1. Сколько лет прошло с тех пор, как открыли чай?

3)Примерно 5000 лет.

  1. Родина чая?

4)Китай.

  1. В какой стране теперь пьют больше всего чая?

5)Рекордсмены - "чаеманы" - англичане. В Англии на душу населения приходится 4,5 кг чая в год (4 - 5 чашек в день). И ещё Ирландия. Мужчины пьют его больше женщин. А Китай занимает 10-е место.

  1. В какой стране меньше всего пьют чая?

6)В Индии - 280 г на душу населения, в бывшем СССР - 350 г (предпоследнее место).

  1. Когда (век, год) первая партия чая прибыла в Европу, из какой страны и в какую?

7)В 1610 году из Китая в Голландию, затем в Англию.

  1. Какой чай считается идеальным: с добавками или без добавок?

8)Истинный чай не должен иметь добавок.

  1. В чем хранят чай?

9)В старину - в стеклянных банках с притертыми пробками.

  1. Какие требования к посуде?

10) Посуда должна быть герметичной.

  1. Срок хранения чая?

11)По стандарту 8 месяцев

  1. В какой посуде следует заваривать чай? Почему?

12)В фарфоровом или фаянсовом чайнике, так как фарфор, фаянс как бы смягчают воду.

  1. Какая вода более всего пригодна для заварки чая?

13)Вода, кипящая белым ключом, только начинающая закипать, когда со дна чайника идут белые пузыри.

  1. Из каких растений, цветов можно заваривать чай?

14)Розы, иван-чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины, жасмин, белоголовник, мята и др.

  1. Чем можно заменить чай?

14)Черника (листья, плоды), иван-чай, листья смородины, шиповник.

Учащийся 1 ___________________________________

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!

Ведущая 2. Очень полезен для здоровья травяной чай.

Учащийся 2 __________________________________

История чая

Некоторые исторические источники утверждают, что в 350 году чайные кусты были введены в культуру Китая, а чуть позже в 805-810 годах они появились в Японии, и приблизительно в такое же время (в 828 годах) – Корее. Лишь спустя столетия, в 1516 году, когда португальцами был открыт морской путь в Китае, начинается история появления чая, как экзотического напитка, в Европе. Причем, сперва, он был доступен только при португальском королевском дворе.

На сегодняшний день, чай обрабатывается в более чем 30 странах мира. Это характеризует популярность и качества этого напитка, приглянувшегося миллионам жителей из различных уголков земного шара.

ЧАЙ (на китайском 茶 - «ча́»; на японском お茶 «о-тя»)- это напиток, который получается в результате варки, заваривания или настаивания листа чайного куста, который предварительно подготовлен специальным образом. Также чаем называют сам лист, используемый для приготовления данного потрясающего напитка.

Вначале, в первые дни существования чая, китайцы варили его листики в воде вместе с другими пряностями (солью, имбирем). Затем они научились высушивать листики, молоть их в порошок и затем смешивать с кипятком. Только династия Мин научилась заваривать чай в чайнике, а после этого разливать по порциям.

В Россию чай был впервые завезен в 1638 году для царя Михаила Фёдоровича. Первые четыре пуда чая монгольский Алтан-хан Кучкун отправил царю через московского посла Василия Старкова, за дары, привезенные русскими послами. Сначала подарок не произвёл впечатления, но потом напиток распробовали во время торжественной дегустации. Как и во Франции, чай стал популярен, прежде всего, как лечебный напиток; уже через десять лет в Москве можно было купить до десяти его сортов.
Но до середины XIX века чай мог позволить себе не каждый. Во время капитализма чай считался напитком буржуев и купцов. К концу XIX века чай могли себе позволить крестьяне и пролетариат. В чайных лавках в Москве можно было найти богатый выбор чая.

Чай в Россию доставлялся сухопутно через Сибирь, доставка чая занимала много времени. Чай тщательно упаковывали, его качество было высоко, и цена была доступна не всем.
В 1769 году был подписан договор России с Китаем на первую поставку чая

В отличие от Европы и Америки, чай доставлялся в Россию по суше: через Кяхту (Кяхта, районный центр в Республике Бурятия , у границы с Монголией, в 235 километрах к югу от Улан-Удэ .) и Сибирь.

В Россию попадали даже очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский "императорский" чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. Впрочем, основным типом потребляемого в Европейской России чая стал чёрный, из –за того, что его цена была в несколько раз ниже, чем зелёного.
В XIX веке начали делаться попытки создания чайных плантаций непосредственно в Российской империи: в Грузии и Азербайджане, а также на юге России (нынешний Краснодарский край).

Заваривали чай в знаменитых самоварах, которые делали из бронзы и меди. Наиболее распространенным в России во все времена являлся черный чай. Чай пьют с сахаром, лимоном, медом или вареньем. На Руси вошло в привычку пить чай после приема пищи со сдобными булочками и сладостями. Многие любители чая добавляют в полюбившийся напиток лук, имбирь, специи или дольки апельсина.

Французский писатель Антуан Сент Экзюпери

Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения”.И если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе.

Чаепитие появилось давно, как-то органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были весьма замечательны. Каждая эпоха приносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением.

Учащийся 3________________________________

В народном творчестве по этому поводу много пословиц .

Выпей чайку- забудешь тоску.

Чай не пить, так на свете не жить.

Чай пить – не дрова рубить.

Чай не пьешь- откуда силу возьмешь?

За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.

Ведущая 1 о типах чая и о стадиях его обработки нам расскажет _____________

Учащийся 4 _________________________________________

Типы чая

Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.(демонстрирует)

Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным.(демонстрирует)

Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”.

Зеленый. По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристозеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.(демонстрирует)

Ароматизированный. Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами.

Ведущая 2 О свойствах чая с медицинской точки зрения нам расскажет медицинская сестра нашего училища _______________________

Учащийся 5 «фельдшер» ________________________________

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью – лучший друг.

Действительно, ученые установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. Я знаю народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем.

Примочки из чая помогают при солнечных ожогах.

Лечебный чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующие вещество, полезное для желудочной кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственною активности, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Ведущая 1. О разновидностях чая нам расскажет ____________________________

Учащийся 6______________________

Разновидности чая.

Листовой – это более дорогой и более высокого сорта – мелколистовой; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.

Гранулированный чай - это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым.

Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.

Ведущая 2. Об русском чайном этикете на расскажет_____________________________

Учащийся 7 _______________________________________________

Говоря о традициях чаепития в нашей стране, нельзя обойти вниманием чайный этикет.

Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки. Корзиночки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники и тарелочки с нарезным лимоном расставляются по всему столу.

Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.

Чашки никода не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги.

Ведущая 2 Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай? Нам расскажет __________________________

Учащийся 8______________________________

Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть - такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она побелеет, т. е. закипит белым ключом. Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заваривать чай вторично закипяченной водой, он буде невкусен. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают кипятком на 2/3, закрывают крышкой. Черный чай настаивают 3-5 мин., зеленый - 5-8 мин., затем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя.

Но прежде чем приступить к завариванию чая, нам необходимо повторить правила техники безопасности. У вас на столах лежат карточки, в которых дан набор слов из одного пункта ПТБ. Озвучьте эти правила.

Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее из рук в руки, стоящему соседу справа, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? Какие найдете слова для этого? Ведь это очень важно, как прозвучит приглашение.

Ведущая 1

Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.

Ведущая 2 .

Говорим мы: “До свиданья!”,
Снова в гости ждем вас всех.

Приложение 1

Чай должен быть, как женский поцелуй - крепкий, горячий и сладкий!

Где есть чай, там и под елью рай.

Выпей чайку - забудешь тоску.

И чай ненадолго утоляет голод. (япон.)

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Приложение 2

Чай

Его мы всей семьею пьем,
Хоть есть у каждого пристрастья.
Но все уверены в одном -
Что чай нам дарит только счастье!

_____________________________________________________

"На кухоньке простой и скромной..."

На кухоньке простой и скромной
сидели как-то вечерком.
Мы пили чай до ночи темной
и говорили ни о чем.

Бежало время майским ветром
и легкий, тихий разговор
то утихал в дыму заветном,
то поднимал не громкий спор.

Приложение 3

Вопрос: Почему, когда размешиваешь чай, чаинки собираются в центре образовавшейся воронки?

Ответ: Необходимо сделать поправку. Когда Вы размешиваете чай, Вы можете видеть, что чаинки на дне вращаются на различных расстояниях от стенки стакана, и даже их преимущественное количество находится скорее ближе к стенке, нежели к центру стакана. Частицы движутся, следуя за быстро вращающейся ложкой. А вот когда Вы вынимаете ложку из чая, тогда и наблюдается эффект собирания чаинок в центре стакана, хотя воронка в середине стакана уже исчезает. Этот эффект связан с нарастанием пограничного слоя на стенках стакана после того, как ложка вынута.

Эффект заключается в следующем. Вблизи стенок стакана из-за трения о них скорость воды очень мала (прямо на стенке она равна нулю). Чем дальше от стенок, тем скорость вращения выше, и наконец при приближении к центру скорость снова снижается (ровно в центре скорость вращения -- ноль). На чаинки таким образом действуют центробежная сила и градиент давления, который для частиц, движущихся близко к стенке, направлен от стенки к центру. Вспомним принцип Бернулли: чем выше скорость течения, тем меньше давление; а раз скорость нарастает по направлению от стенки, значит градиент давления направлен от стенки. Кстати, поскольку вблизи центра стакана скорость мала и нарастает по направлению от центра, градиент давления и центробежная сила направлены от центра, и чаинок там также нет. Значит, есть некоторый радиус внутри стакана, где центробежная сила и градиент давления выравниваются в данный момент времени при постепенной остановке вращения, и Вы можете видеть, что чаинки вращаются по кольцу, радиус которого уменьшается по мере остановки вращения. А уменьшение радиуса происходит как раз вследствие нарастания пограничного слоя, что означает, что торможение жидкости распространяется от стенок сосуда к центру, так что радиус максимальной скорости постепенно уменьшается. В результате в жидкости возникает радиальное течение, направленное от стенок внутрь, и соответственно, для выполнения условия неразрывности течения появляется восходящее течение (Вы можете видеть, как чаинки при вращении стремятся приподняться от дна стакана). В итоге при остановке вращения чаинки кучно собраны в центре.

Задача:

Однажды мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон после очередного дела пили чай. Холмс несколько минут, не мигая, глядел на стакан, как бы пытаясь разглядеть нечто, недоступное глазу простого смертного, и вдруг произнес:
- Держу пари, Ватсон, Вы ни за что не догадаетесь, сколько сахару можно насыпать в стакан чая, полный до краёв. При этом, заметьте, нельзя пролить из стакана ни капли. А как вы думаете - сколько? Попробуйте проверить ваше предположение. Что вы наблюдали? Что происходит с плотностью чая в стакане? Увеличивается она, уменьшается или остаётся неизменной? Доктор Ватсон попросил Холмса объяснить нелогичное поведение чая. Мистер Холмс оказался в затруднении, но всё-таки нашел объяснение. Что бы вы ответили доктору Ватсону?

Ответ:

Сахар растворяется и добавляется масса, а объём прибавляется в небольших количествах, которые не приводит к выливанию чая. Добавлять сахар можно до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Плотность увеличивается.

Задачка

Когда профессор стал накладывать ложечкой сахарный песок в кофе, миссис М. сказала:
- Ложка мокрая, поэтому не весь сахар ссыпается с неё в чашку.
- Я знаю,- сказал профессор, - но я ещё и болтаю ложкой, когда кладу сахар в последний раз.
- Тогда Вы кладёте больше сахару, чем хотели, ведь сахар прилипает к обратной стороне ложки. Разумеется, я полагаю, что Вы не хотели положить чуть больше одной ложки сахару.
- Да, я хочу положить сахару ровно столько ложек, сколько я кладу, и это мне удаётся сделать.
Вопрос: Сколько ложек сахару кладёт профессор?

Ответ:

Профессор кладёт 2 ложки сахару.
Обозначим через Х объём сахара прилипающий к одной из сторон ложки и предположим, что Х для каждой стороны одинаков (в противном случае задача неразрешима). И пусть объём сухой ложки равен 1, тогда в случае одной ложки объём сахара в кружке равен 1+Х, двух - (1-Х)+(1+Х)=2 (РОВНО ДВЕ ЛОЖКИ), трёх - (1-Х)+(1-Х)+(1+Х)=3-Х, четырёх - 4-2Х и в общем случае n ложек - n-(n-2)Х, а вследствие непредсказуемости Х нельзя определить когда множитель (n-2)Х будет целым числом. Правильный ответ – две ложки

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как проклятый чай варить.

Взял тогда на скору руку

Весь я высыпал в горшок

На приправу перца, луку

И укропа корешок.

Чай мой вышел - объеденье,

А ещё для украшенья

Сверху маслица полил.

Приезжает барин мой

Я тут снял с него пальто

И сказал мне барин то:

"Если будешь ты послушен

И всегда так исполнять,

То тебе я в Воскресенье

Подарю рублишек пять".

Пять рублей - большие деньги

На них можно погулять,

И Анютка недотёпа

Меня станет уважать.

Вдруг мой барин рассердился,

Меня в комнату позвал,

В волоса мои вцепился,

И таскал меня, таскал.....

Долго думал я:" Зачем же,

Чем не мог я угодить?"

Наконец я догадался -

Забыл чай я посолить


Loading...Loading...