Правда ли, что самовар появился в россии? Старинные самовары: обзор, описание, стоимость

Задумывались ли вы когда-нибудь, с каких пор люди стали кипятить воду? Есть упоминания, что древние римляне делали это особым способом. В сосуд с водой нужно было кинуть большой раскаленный камень. В итоге получали кипяток. Что-то подобное самовару применяли китайцы, но для приготовления просто горячей воды. А вот в России самовар появился только в 18 веке.

История

Почему-то среди людей ходят слухи, что идею устройства самовара из Голландии привез Петр I. На самом деле они появились уже после смерти императора. Если же судить по достоверным источникам, то начало изготовления изделия датировано 1778 годом. Первый медный самовар был изготовлен в Заречье Тульской области братьями Лисицыными. Изобретение понравилось людям и стало хорошо раскупаться. Со временем это позволило братьям расширить производство. Они набрали еще работников и создали фабрику по производству самоваров.

Потребности в товаре росли, прибыльность производства заметили другие мастера и стали открывать свои мастерские в Туле. Теперь уже покупателям предоставлялся выбор материала, из которого изготовлялось изделие. Это мог быть мельхиор, медь, топка или латунь. Для богатых клиентов мастера покрывали емкость серебром или золотом. Изощрялись они, изменяя форму товара, покрывая его чеканными узорами.

Устройство и принцип действия

Самовар - это емкость для нагревания и кипячения воды. Внутри изделия вставлена труба, доходящая до верха самовара. Она служила для загрузки топлива. Емкость и труба были изолированы друг от друга. Сверху она закрывалась конфоркой. Сбоку сосуда был вмонтирован краник, а по бокам ручки. В емкость наливали воду. Трубу наполняли топливом в виде щепок, веточек или шишек и поджигали. При этом она нагревалась и отдавала тепло воде, которая быстро закипала. Остывала она не сразу, так как топливо сохраняло температуру на некоторое время. Благодаря кранику кипяток без проблем наливался в чайничек для заварки, который затем размещали на конфорке. Сохранение определенного расстояния от краника до дна не позволяло взвесям из кипятка попадать в чайничек. Если топливо отсыревало, нужно было раздуть огонь. По старому дедовскому способу для этого использовали кирзовый сапог, служивший мехами.

Самовар в подарок

Современные самовары ассоциируются с благополучием, теплотой домашнего очага. Их покупают для собственного пользования, дарят молодоженам или именинникам. Красота изделий и их разнообразие впечатляют. Фарфоровые изделия под хохлому или гжель станут украшением любого стола. Для более требовательных клиентов предлагаются сувенирные или эксклюзивные экземпляры.

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар - русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств - чайников, кофейников и самоваров.

Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.

Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.

В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип - автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип - сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.

Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые "чайные урны" или "чайные сосуды", которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но "внутреннее содержание" оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта . Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно".
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.
Конструкция самовара довольно сложна:

Внутри расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки"-хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.

Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники , сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар - не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор - смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменыпается, так что накипь необходимо удалять.

Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

XIX век - "золотой век" самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле "неогрек", воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: "банка", "рюмка", "ваза", "желудь", "дуля", "репка", "пасхальное яйцо", "пламя" и т. д.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д.

Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.

В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir - кипеть) - небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.

Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него - древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.

При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.

Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары - это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар - это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.

«… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа »
Александр Блок

Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самый «тёмный» вопрос в истории русского самовара - это его происхождение. Одни исследователи говорят, что похожие конструкции использовались ещё в древнем Риме и приводят в пример сосуды аутепса и каэда, в которых использовалась идея внутреннего нагревателя. Аутепса (лат. Аuthepsa) представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине её клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котёл. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран . Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Каэда (лат. Сaeda) служила для приготовления горячей смеси из вина, меда и воды . Внешний вид сосуда напоминал горшок на трёх ножках . В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.

Другие считают, что самовар попал к нам в Россию из Персии, где его называют исковерканным русским словом - «семизар».

Некоторые исследователи считают, что мы позаимствовали самовар из Китая, где существует огненный котел хо-го, круглый сосуд, имеющий трубу-жаровню с колосниковой решеткой и поддувало, отчасти похожий на кастрюлю. Кастрюля «хо-го» стоит на ножках и опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги, в Китае до сих пор используют «хо-го» для приготовления пищи. Иные напоминают, что первые самовары отечественного производства были подозрительно похожи на чайные урны, распространенные в обиходе англичан в XVIII веке, но в России то самовар появился на сто лет раньше. Мировую славу самовар приобрел лишь после того, как стал главным атрибутом русского чаепития.

К XIX веку самовар стал характерной чертой русского быта. Самовара на столе нельзя было увидеть только в самых бедных семьях. Его заботливо начищали, и не случайна о человеке нарядном и самодовольном говорили: «Сверкает, как медный самовар».

Широкий спрос на самовары в России породил разнообразные предложения, и самовары стали изготавливать на все вкусы и кошельки. Парадные модели самоваров делали из золота и серебра, никелировали, декорировали самоцветами, покрывали эмалью и отдавали расписывать известным художникам. Старались сразить покупателя оригинальным дизайном.

В начале XIX века самыми популярными были самовары в форме бочонка и русского терема. Во время Отечественной войны 1812 года русские офицеры- победители привезли такие самовары с собой в Париж и поразили французов. Именно тогда европейцы оценили простоту конструкции и удобство использования русского самовара, и он начал свой победный марш по европейским странам.


Самовары, в том числе и на экспорт, как правило, изготавливали вместе с подносом - он защищал стол от кипятка. В самоварный комплект входила также полоскательница - особая чашка, в которую сливали остаток воды из нижней части самовара и недопитый чай из чашек. Дорогие модели продавались со специальными чайными сервизами, выполненными из того же металла и в том же стиле, что и сам самовар. В них, помимо подноса и полоскательницы, входили заварочный чайник, сливочник, сахарница, щипцы для сахара и чайные ложки, ситечко для чая.

Самыми изысканными и ценными с художественной точки зрения самоварами были те, что заказывали в единственном экземпляре , чтобы преподнести в подарок знатному вельможе.

Так, в Музее московского Кремля хранится самовар, изготовленный на фабрике братьев Черниковых для императора Александра I. Он сделан из тампака - сплава меди и цинка, по цвету напоминающего золото. На его корпусе множество накладных позолоченных элементов - львиные головы, доспехи и лавровые венки, которые должны были напомнить о победе в войне 1812 года. Ножки самовара выполнены в форме львиных лап, кран - в виде головы хищной птицы, а колпачок-заглушка - это фигурка ангела, играющего на лютне.

На эксклюзивные модели, которые изготавливались в единичном экземпляре, сразу же возникал высокий спрос - все хотели такой же самовар, как у самого государя императора. Выждав из приличия некоторое время, самоварные фабрики запускали в массовое производство уникальные самовары, на которые был высокий спрос - разумеется, упростив материал, сложную отделку и вычурный дизайн.

Случалось, что эскизы для эксклюзивных моделей самоваров соглашались выполнить известные художники. Так, эскиз самовара «Петух» для Всемирной промышленной выставки, проходившей в Вене в 1873 году, создал Виктор Васнецов. Самовар стоит на «петушиных лапах», кран заканчивается «петушиной головой», а ручки напоминают раскинутые петушиные крылья. Этот уникальный самовар удостоился золотой медали выставки в Вене в 1873 году .

Прошедшие 250 лет не унесли самовар в прошлое. Это медное чудо имеет поистине живую душу потому, что вечно живыми остаются такие понятия, как гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют, олицетворением которых всегда был и остаётся самовар. Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья на масленичной неделе.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Многие считают, что самовар - истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена.

Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.

Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.

Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».

Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.

Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».

Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».

Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай», песни, стихотворения.

Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника...»

История русского самовара не слишком длинна - около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар - неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары - самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал...

Эту историю можно начать с вопроса: «Русский самовар, он действительно русский»? Удивительно, но даже в таком простом вопросе таится конфликт двух старых идеологий (западники и славянофилы).

И вообще, история самовара обросла целыми гроздьями «клюквы», и найти истину будет совсем непросто. А может быть и невозможно.

Я предлагаю вам пойти путем проверенным: исторические документы и, плюс, простая житейская логика.

Поскольку история давняя, то разобраться в ней «по-быстрому» не удастся – настраивайтесь на длинный текст. Однако, если вам действительно интересно, то время вы зря не потеряете. Будет, как минимум, полезно.

Легенды про русский самовар

Из всего многообразия мнений и «старых историй» я бы выделил шесть (как самые часто встречающиеся):

1. Самовар в Россию из Голландии привез Петр I и именно с первого императора началась история русского самовара.

Легенда красивая, но не выдерживает самой элементарной проверки на достоверность. Дело в том, что во времена Петра Россия уже была страной пишущей. Во всяком случае, была таможня, собирались налоги, велись записи. И первое письменное упоминание о самоваре (как объекте налогового права) мы можем найти в документах, которые составлены много лет спустя после смерти Петра (не говоря уже о времени путешествия императора в Голландию). Нет упоминаний о русском самоваре и в каких-либо других источниках (в том числе и иностранных).

2. Самовар завезен в Россию из Китая вместе с чаем.

Эта версия выглядит достаточно логичной, но… Чай в Россию начали импортировать в семнадцатом веке. Это один факт. Известен китайский хо-го, который внешне похож на самовар. Это второй факт.

Китайский хо-го

Но, хо-го предназначен не для того, чтобы «варить» чай. И вообще он не предназначен для того, чтобы варить. Хо-го – это чаша (ёмкость) с устроенной под ней жаровней (топкой), которая применялась для того, чтобы поддерживать температуру пищи (т.е. не давать остывать). И только. Хо-то служил не для приготовления, а для подачи горячих блюд.

А кроме того, китайцы уже много веков пользуются чайниками и специальными чайными чашками, и их чайная культура не предполагает использования хо-го для приготовления каких-либо блюд, а тем более такого благородного напитка.

Кроме того, аналогичные «подогревательные» приборы истории известны достаточно давно. Были они, например, у Древних римлян. Автепса (это название римского «подогревателя») представляла собой куб с двойными стенками. Между стенками наливали воду, а в центе разводили огонь. Таким образом подогревали воду, которую добавляли в вино. Над огнем ставили треножник, на котором подогревали пищу.

Были такие «подогреватели» и в Древней Персии. Остатки медного «подогревателя» были найдены при раскопках древнего города Бельджамен в Поволжье. Предполагают, что этот прибор был булгарского (ещё домонгольского) производства.

3. Самовар пришел в Россию из Англии и является аналогом английской «чайной урны».

Действительно, для кипячения воды в Англии применяли «чайные сосуды» или «чайные урны». Однако, эти сосуды были популярны в 1740 — 1770 годах. А к этому времени русский самовар был уже известен не только в России, но и в Европе.

Они бросали в сосуд с водой горячий камень и вода закипала. А поскольку вода закипала, то это и есть самовар. Логика просто невероятная. Из неё следует, что и самолет придумали кроманьонцы. Они пытались достать горячий камень из кипящей воды, а поскольку камень был горячий – они бросали его в сторону. Камень летел… Так появился самолёт!

5. Самовар – это эволюция сбитенника.

Сбитенник – это специальный сосуд (прибор, если хотите) для приготовления сбитня. Сбитень известен на Руси более 1 000 лет. До того, как появился чай, русские люди пили сбитень постоянно и регулярно. Во всяком случае утром – обязательно. Напиток этот вкусен и полезен (много полезнее чая).

Однако, вернемся к самовару. Да, версия очень сильная – сбитенник почти похож на самовар: ёмкость с внутренней трубкой для закладки угля, есть устройства для «подачи» напитка (носик, как у чайника). И готовили (варили) сбитень в сбитеннике.

Всё бы было очень логично и достоверно, если бы не существовало версии № 6.

6. Самовар уральский.

Туляки считают себя родоначальниками самоваростроения в России. В 1996 году Тула отметила 250-летие с начала промышленного производства самоваров в городе оружейников. В 1746 году была сделана запись в опись имущества Онежского монастыря. Эта запись гласит, что в монастыре был самовар тульского производства.

Однако (и пусть не обижаются жители Тулы), есть достоверные данные о том, что первые самовары были произведены на Урале на заводах Суксунском (завод принадлежал Демидову), Троицком (завод Турчаниновых) и Иргинском (владельцы братья Осокины).

Очень часто, вспоминая историю своего отечества, мы говорим о безвестных героях и безвестных умельцах. Но, не бывает «безвестных», а есть просто имена забытые.

Давайте попробуем разобраться в событиях лет давно минувших.

И начну я не с начала, а с (если так можно сказать) середины.

В Государственном архиве Свердловской области хранится очень любопытный документ из таможенной службы. Датирован он 7 февраля 1740 года. Согласно документу на таможню Екатеринбурга с реки Чусовой были доставлены товары: мёд в шести кадушках, орехи в шести кулях и «самовар медный луженый, весом 16 фунтов, собственной заводской работы, с прибором». Пострадавшими в этом деле были купцы Иргинского завода.

Примечательно то, что таможенники не удивились чуду чудному, которое было обнаружено на пристани. А записали уверенно: «Самовар». Из чего следует, что видели они самовар уже не в первый раз. И стоимость его определили – 4 рубля 80 копеек.

А началась эта история в 1727 году, когда братья Осокины получили место под медеплавильный завод на реке Иргинке. На заводе чеканили медные деньги (для казны), а когда потребность в деньгах отпала, начали делать медную посуду. Нужно сказать, что дело это было прибыльное и братья богатели. Выпускали посуду литейную и точеную.

А вскоре случилась беда – на частные заводы приехали казенные (государственные) шихтмейстеры, которые заменили приказчиков и начали учить мастеровой люд уму да разуму. Сегодня бы сказали об усилении роли государства в регулировании экономики. Производство посуды прекратили (по требованию казенного человека) и начали сдавать медные слитки в казну «по твердой цене». В результате завод очень быстро подошел к банкротству.

Владелец завода обратился в казну с просьбой спасти завод и получил соизволение произвести медную посуду. Но, один раз. И продать куда хочется.

Примерно в это время началось башкирское восстание, которое породило «вольницу» — добровольцы с заводов уходили в отряды для усмирения восставших. И если на других заводах мастеровой люд держался за рабочие места, то с завода-банкрота народ просто повалил на войну. Через несколько месяцев «воины» вдоволь навоевались и начали возвращаться домой.

История не сохранила имени того мастера-воина, который вернулся на завод с войны с идеей создать походный котел, у которого можно было бы согреться холодной ночью без костра, быстро приготовить горячую пищу, а потом спрятать этот котел в дорожный мешок.

Вернулись мастера на завод, а завод-то на грани разорения. Есть соизволение из Екатеринбурга сделать посуду и продать её, но только один раз. А кому продать? Старые связи разорваны, надежных покупателей нет. Что делать? И тогда заводчик нашел надежного покупателя – частные и казенные винокурни, которым требовались дорогостоящие кубы, казаны и трубы-самовары.

Самовар-кухня

Нужно сказать, что первые самовары сильно отличались и по своему внешнему виду, и по устройству от самоваров современных. Были самовары, разделенные на отсеки в которых одновременно можно было готовить и первое, и второе, и третье блюдо. Были и самовары на одно блюдо. Небольшие, на 3-8 литров и 15 литровые, которые в народе называли «солдатскими» и «цыганскими». Именно в то время появились знаменитые самовары-кухни и нагревательные чайники.

Золотой век русского самовара

Расцвет русского самовара – это конец восемнадцатого века, и век девятнадцатый. До этого времени и чай был дорог, да и самовар мог себе позволит только очень состоятельный человек. Помните, во сколько оценили свой самовар купцы на таможне? 4 рубля 80 копеек. Хорошая изба стоила 10 рублей, а за 20 рублей можно было купить дом. Корова стоила от 2,50 рублей.

Со временем самовары начали производить серийно, что снизило стоимость самоваров, да и чай стал более доступным.

Самовары охотно покупали люди состоятельные, появились самовары в трактирах, а ещё были популярны «самовары общественные».

Перед Отечественной войной 1812 года основным поставщиком самоваров был Пётр Силин, который владел заводом в Московской губернии. Он производил до 3 000 самоваров в год.

А вот после войны ситуация изменилась и основное самоварное производство переместилось в Тулу. В городе оружейников работало 28 самоварных фабрик, которые выпускали уже 120 000 самоваров и аксессуаров к ним.


Появились самовары самых разных фасонов: «ампир», «кратер», самовар-банка, самовар-дуля, самовар-рюмка и т.д. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на продукцию конкурентов, самовар. Запускались в производство самовары-кухни, самовары-кофейники, дорожные, керосиновые (которые были очень популярны на Кавказе). Но все эти новинки просто сошли на нет к концу 19 века. С началом века двадцатого из самоваров пили только чай. И к началу Первой мировой войны Тула производила более 660 000 самоваров в год.

Душа русского самовара

При таких объемах производства самовар прочно вошел в каждый дом. И не просто вошел – самовар стал характерной чертой национального быта.

Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал:

Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно.

Так было – самовар стал частью культуры народа. Про него писали Пушкин и Гоголь, Блок и Горький.

А как его писали (и пишут) художники. В этот пост я включил несколько картин, в которых главный герой – самовар. Если у вас есть желание, то вы можете увидеть более объемные подборки картин, посвященных самовару:

  • На вышитой скатерке самовар стоит. Художник Евгений Муковнин
  • Натюрморты. Чай из самовара
  • Русское чудо самовар фото

Романтика и поэзия стола украшенного самоваром, и летняя ночь, и цветущий хмель, и медовые запахи… И сердце замирает от уютного матерчатого абажура, кружевной скатерти, букета сирени, и песни самовара.

А русский самовар просто обязан быть певучим. Сначала он тонко и нежно поёт, потом шумит, как зимняя вьюга, а затем – бурлит, как весенний ручей. И это не случайно – настоящий самовар изготавливали так (форма корпуса), чтобы он обязательно пел.

А какой в самоваре чай? Это вам не электрический кипятильник. Самовар – это настоящий химический реактор, который эффективно снижает жесткость воды. В настоящем самоваре вода нагревается не так, как в чайнике (снизу вверх. Теплая вода поднимается вверх вместе с солями, минералами и т.п.). А в самоваре вода нагревается вся сразу и нерастворимые карбонаты оседают на дно (поэтому у самовара краник всегда выше дна) и, в меньшей мере, на трубе. Отсюда и такой невероятный вкус чая. Помните?

Loading...Loading...