Исследовательский проект «Молоко и молочные продукты» Введение Актуальность. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам имеет исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей. К сожалению, не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Я люблю пить молоко. И мне захотелось раскрыть ценные качества молока и показать, как получают молочные продукты. Возможно, другие дети поймут значимость молока и молочных продуктов в развитии организма человека. Гипотеза исследования . Я предположил, что молочные продукты получают из молока с помощью каких-то технологий. Я решил провести опыты с молоком, чтобы получить молочные продукты. Цель исследования: Получить более глубокие знания о молоке и молочных продуктах. В соответствии с поставленной целью были определены следующие з адачи проекта: 1. Обогатить знания о молоке и молочных продуктах. 2. Ознакомиться со способами приготовления молочных продуктов. 3. Провести эксперименты с молоком. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) . Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию. Гипотеза. Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктах через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу. В основе проекта лежит исследовательский метод обучения (наблюдение, поисковая работа, экспериментирование). Это метод, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь. Глава 1. «Почему мы заинтересовались молоком?» Мы с ребятами знали, откуда берется молоко. Но думали, что молоко только пьют. Но наши воспитатели Юлия Анатольевна и Ольга Эдуардовна рассказали нам, что молоко можно не только пить, на нем можно кашу варить, блины печь, готовить разные другие молочные продукты. А какие продукты делают из молока, не сказали, и предложили собрать информацию о молоке и молочных продуктах. Глава 2. Сбор информации о молоке Сначала мы решили узнать: Что такое молоко? Полезно ли оно для человека? Какие бывают молочные продукты питания? Ребята спросили у родителей, узнали в магазине, какие бывают молочные продукты. Вот они: кефир, масло, сыр, творог, варенец, простокваша, бифидок, сливки, йогурт, сметана. Наши воспитатели рассказали, что молоко - самый полезный продукт питания для человека, потому, что в нем целый комплекс витаминов (комплекс – много витаминов, которые вместе хорошо влияют на организм человека). Но мы не могли понять: «Как же в молоко попадают витамины?» и выдвинули гипотезу «Витамины добавляют в молоко люди. Или они попадают в молоко через коровью еду». Потом подумали, и решили, что витамины люди могут и так съесть, без молока. Значит через траву и сено, которую ест корова. Глава 3. Экспериментирование с молоком Мы под руководством воспитателей решили экспериментировать с молоком и провели следующие опыты. Опыт №1. Налили в 2 банки свежего цельного молока. Одну банку поставили в холод, другую - в тепло. И решили понаблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле? Через 2 дня посмотрели. В холоде молоко не изменилось, только стало холодным. В тепле молоко закисло, стало густое, плохо течет, немножко с хлопьями. Мы попробовали его на вкус: вкус изменился, стал кислым, но вкусным. Воспитатели сказали, что теперь оно называется не молоко, а простокваша. Мы сделали вывод: В холоде молоко не изменяется, хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания – простоквашу (см. приложение). Опыт № 2. У нас возник вопрос: «Что будет с простоквашей, если ее еще больше нагревать?» Юлия Анатольевна на спиртовке подогрела простоквашу, довела до кипения и сняла. В простокваше появились густые хлопья, и отделилась желтая жидкость. Воспитатели предложили процедить ее через марлю. Вода стекла и осталась густая масса. Получился творог. Мы сделали вывод: Чтобы получить творог, нужно простоквашу нагреть до кипения и процедить (см. приложение). Из творога делают сыр. Об этом мы узнали из энциклопедии. Творог варят в молоке, затем процеживают, добавляют масло, соду и снова варят. Затем раскладывают в формы и оставляют остывать. Опыт № 3 . Мы думали, что сливки тоже дает корова. Но наши воспитатели рассказали, что сливки разделяют от молока специальной умной машиной, которая называется сепаратором. Если сливки постоят 2 дня, то станут очень густые, даже ложку трудно засунуть. Они предложили их сбить венчиком или миксером. Мы разделили сливки на две части. Одну часть мы сбивали венчиком, вторую часть сбивала миксером Ольга Эдуардовна. Во всех чашках получилось масло. Мы сделали вывод: Сливки можно разделить от нежирного молока сепаратором. Если густые сливки сбивать, то получается масло (см. приложение). Мы добавили в густые сливки молоко, размешали и оставили в тепле – получилась сметана (см. приложение). Эксперимент – изобретение. Мы сами изобрели новый молочный продукт. В свежее молоко добавили разные свежие фрукты и ягоды и взбили миксером. Получился отличный молочный коктейль. Для вкуса добавили сахар. Мы назвали этот коктейль «Клубничная фантазия». Нам очень понравился эксперимент, который нам показали и объяснили Юлия Анатольевна и Ольга Эдуардовна. После этого мы сами провели этот зрелищный эксперимент: 1. Налейте молоко в тарелку. 2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. 3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! (см. приложение). Объяснение опыта: При добавлении моющего средства в молоко частицы жиры толкают частицы красителя, краситель смешивается с молоком, и получаются красивые завитки. Заключение В процессе экспериментирования с молоком мы пришли к выводу: 1. Молоко – самый полезный для человека продукт питания. 2. С молоком можно экспериментировать и получать новые молочные продукты питания: йогурт, сметану, творог, сыр, масло, простоквашу и другие. 3. Нам очень понравилось экспериментировать с молоком, и мы хотим дальше проводить опыты с овощами и фруктами. Список использованной литературы. 1. Детская энциклопедия. 2. Горбатова К. К. Химия и физика молока, изд. Гиорд, 2004 г. 3. Шалыгина А. М., Калинина Л. В. Общая технология молока и молочных продуктов.- М.: Колос, 2007. 4. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то, У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал». сайт выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов. 1. Лавовая лампаНужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка. Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли. Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным. 2. Личная радугаНужны : Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. Опыт : В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга. Объяснение : Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги. 3. ВулканНужны : Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус. Опыт : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса. Объяснение : Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу. 4. Выращиваем кристаллыНужны : Соль, вода, проволока. Опыт : Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке. Объяснение : С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке. 5. Танцующая монетка Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода. Опыт : Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки. Объяснение : Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться. 6. Цветное молокоНужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка. Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться. Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко. 7. Несгораемая купюраНужны : Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды). Опыт : В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая. Объяснение : В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной. 9. Камера-обскураПонадобится: Фотоаппарат, поддерживающий длинную выдержку (до 30 с); Большой лист плотного картона; Малярный скотч (для обклеивания картона); Комната с видом на что угодно; Солнечный денек. 1. Заклеиваем окно картоном так, чтобы свет не поступал с улицы. 2. В центре проделываем ровное отверстие (для комнаты глубиной 3 метра отверстие должно быть около 7-8 мм). 3. Когда глаза привыкнут к темноте, на стенах комнаты обнаружится перевернутая улица! Наиболее видимый эффект получится в яркий солнечный день. 4. Теперь получившееся можно снимать на фотоаппарат на длинной выдержке. Выдержка 10-30 секунд подойдет. Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии. Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу. Взрыв цвета в молокеЧто может быть удивительнее, чем превращение привычной вещи в непривычную, когда белое, знакомое каждому, молоко становится разноцветным? Понадобится: цельное молоко (обязательно!), пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко. Выращиваем кристаллыЭтот опыт все знают с детства - получение кристаллов из соленой воды. Можно, конечно, делать это с раствором медного купороса, но детский вариант - простая поваренная соль. Картошка становится подводной лодкойВаш ребенок уже научился чистить и резать картошку? Его больше не удивишь этим серо-коричневым клубнем? Конечно, удивишь! Нужно превратить картошку в подводную лодку! Батарейка из лимонаЭтот опыт хорошо проводить с папой, чтобы он подробнее объяснил, откуда в лимоне электричество? Нам понадобятся:
Проведение опыта:
первым делом, зачищаем противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставляем в лимон скрепку, прикручиваем к ней конец одной из проволочек. Втыкаем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала протыкаем лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки. Стакан смехаВам нужно срочно доварить суп, а ребенок висит на ногах и тянет в детскую? Этот опыт заставит его отвлечься на несколько минут! Вода течет вверх по салфетке
Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные. Чудо-ракета из чайного пакетаЭтот элементарный фокус-опыт просто "бомба" для любого ребенка. Если вы уже замучились искать гениальные развлечения для детей, это то, что вам нужно! Живая рыбкаЕще один несложный опыт, которым можно приятно удивить не только детей, но и подруг. Фокус «заговор воды»Каждый ребенок считает, что его мама - волшебница! И чтобы продлить подольше эту сказку, нужно иногда подкреплять свою волшебную природу настоящими "волшебностями". Башня плотностиТакой эксперимент подойдет деткам постарше, либо внимательным, усидчивым малышам.
Подготовка:
Начинаем научное волшебство:
Подводная лодка из виноградаЕще один трюк для любителей морских приключений! Цветы лотосаЕще один эксперимент из серии "для девочек". Куда делись чернила?В копилку маме-волшебнице можно положить следующий фокус. "Стой, руки вверх!"А этот опыт снова для мальчишек - взрывных и шаловливых непосед! Секретное письмоКаждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни превратиться в детектива или секретного агента. Это ведь так увлекательно - разгадывать загадки, искать следы и видеть невидимое. Разбегающиеся зубочисткиЕсли на кухне нечем заняться, а из доступных игрушек только зубочистки, то и их мы легко пустим в дело! Исчезающая монетка
Подготовка:
Советы ученому волшебнику: Вконтакте В этом интересном опыте мы из обычного коровьего молока получим твердый материал, похожий на пластмассу. Примечательно, что с начала 1900-х до примерно 1945 года из такой «молочной» пластмассы делали различные украшения, бусы, пуговицы, авторучки и другие предметы обихода. Для королевы Англии из такого пластика делали ювелирные изделия. Нам потребуется
Для начала подогрейте молоко, чтобы оно стало горячим. Только не доводите его до кипения. Вылейте молоко в миску и добавьте одну столовую ложку уксуса. Теперь тщательно размешайте полученную смесь. Постепенно вы сможете увидеть, что в миске появляются комочки, похожие на творожные хлопья. Берем пустой чистый стакан, на него кладем воронку и сверху марлю, сложенную в два слоя. Затем выливаем нашу смесь из миски в марлю. В марле должно остаться только сухое вещество. Оно должно быть в меру твердым, чем-то напоминающее сухой творог. Собираем получившееся сухое вещество, плотно его сжимаем в одну массу и выкладываем в форму для выпечки. Теперь нужно запастись терпением. Нужно поставить форму в холодильник минимум на 48 часов. Через 48 часов можно достать форму из холодильника и извлечь из нее готовые фигурки. Они должны быть твердыми. Объяснение опытаВсе пластмассы состоят из молекул, которые организованы в длинных цепочках, называемых полимерами. Молоко содержит в себе много молекул белка под названием казеин. Каждая молекула казеина представляет собой мономер, а цепочка казеиновых мономеров представляет собой полимер. При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться маленькие белые творожистые кусочки. Происходит это, потому что изменяется кислотность молока, и молекулы казеина реорганизуются в длинные цепочки. Цепочка казеиновых мономеров является полимером. Статья на конкурс «био/мол/текст»: Почти всегда мы «на слово» верим тому, что написано на этикетке пищевой продукции. Статья посвящена выявлению примесей в молоке и молочных продуктах и определению их качества в домашних условиях. С помощью опытов, справиться с которыми под силу даже ребенку! Редакция обращает внимание читателей на то, что эта замечательная статья написана учеником 5-го класса, поэтому некоторые упрощения в ней неизбежны. Но пару неточностей «биомолекула» всё же сочла нужным подправить:-). Спонсор номинации - , проект, объединяющий профессионалов и энтузиастов в области биологии и биотехнологий. Генеральным спонсором конкурса, согласно нашему краудфандингу , стал предприниматель Константин Синюшин , за что ему огромный человеческий респект! Спонсором приза зрительских симпатий выступила фирма «Атлас ». Мы решили исследовать молоко и молочные продукты, которые потребляем в пищу, и разработать «домашнюю лабораторию» по определению качественного состава молока и молочной продукции. Основные задачи исследования:
В ходе исследования было сделано предположение, что в составе молока и молочных продуктов могут оказаться примеси, не заявленные производителем и не предусмотренные стандартом. Молоко - высокоценный продуктРоль молока в здоровом питании человека. Виды молокаМолоко - один из ценнейших продуктов питания. По своей ценности молоко превосходит многие другие продукты. Всего двух стаканов молока в день достаточно, чтобы на 30% обеспечить потребность взрослого человека в белке, на 50% в калии и на 75% в кальции и фосфоре. В России установлена норма потребления молока на человека в год - 325 кг . Именно такое количество молока соответствует требованиям здорового питания. На самом деле россияне потребляют в среднем 248 кг, а жители Ульяновской области - всего 240 кг молока в год . Самым ценным считается цельное молоко - молоко без добавления каких-либо веществ, в том числе воды, с природной жирностью, которая у каждого животного бывает разная (от 2,6 до 6%) . То есть подоили коровку или козочку - и получили это самое «правильное» молоко. Нормализованное молоко - это продукт, полученный из молока и доведенный до необходимо процента жирности путем перемешивания этого продукта с молоком другой жирности или с обезжиренным . Сухое молоко получают путем высушивания обычного коровьего молока при очень высокой температуре (около 170 °C) . Молоко восстановленное - это молоко, полученное при добавлении воды к сухому молоку. То есть взяли сухое молоко, развели его водой - и вот оно, восстановленное молоко. В некоторых странах такое молоко запрещено к продаже, поскольку при сушке в нем образуются потенциально вредные вещества (оксистеролы , в большом количестве провоцирующие развитие атеросклероза), гибнут полезные микроорганизмы, разрушаются витамины. В России такое молоко должно называться «молочным напитком», а не молоком . Виды обработки молокаПо пути от коровы до потребителя молоко подвергается обработке с целью уничтожения микробов и увеличения срока хранения. В пищу лучше использовать молоко пастеризованное, так как в нем сохраняется больше витаминов и полезных бактерий. Крахмал и другие примеси в молоке и молочной продукцииВ современных магазинах огромное разнообразие молочных продуктов. Это - йогурты, творог и творожки, мороженое... Но чтобы сохранить свое здоровье, важно употреблять в пищу качественные молочные продукты. Не секрет, что многие производители добавляют в них различные пищевые добавки - например, крахмал, соду, мел или просто разбавляют молоко водой. Чтобы молоко долго не закисало, в него добавляют антибиотики, которые подавляют рост нежелательных бактерий, но в то же время губят и полезных. Крахмал подмешивают для придания молоку, сливкам, сметане и йогуртам бóльшей густоты. Крахмал бывает природный, который содержится в клетках овощей, фруктов, злаков, орехов и безопасен для организма человека. Но выделенный в чистом виде - в виде белого порошка, - он уже менее безобиден: в ЖКТ он легче расщепляется до глюкозы и быстрее повышает уровень инсулина. А бывает крахмал модифицированный (химически, а не генетически, измененный), свойства которого зависят от типа модификации: например, устойчивый крахмал (Е1442) даже полезен - он стимулирует рост полезных бактерий в кишечнике. В России и других странах разрешено использовать несколько видов модифицированного крахмала, но избыточного употребления любых крахмалов лучше избегать. Рисунок 6. Эксперименты в лаборатории при ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА Для опытов использовали три вида молока для детского питания:
В чашку Петри налили по 2 мл всех трех образцов молока. Добавили по 4 мл (т.е. вдвое больше) спирта (подкрашенного «зеленкой» для наглядности). Молочный белок казеин имеет свойство сворачиваться под воздействием спирта. Если продукт качественный, то жидкость почти мгновенно (в течение 3–7 секунд) превратится в хлопья. Чем больше воды добавлено в продукт, тем дольше этот белок будет сворачиваться - больше требуется времени для появления хлопьев (рис. 7). Рисунок 7. Исследование реакции молочного белка (казеина) на спирт Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты опытов были следующими:
Вывод: образец молока под № 3 имеет пониженное содержание белка, возможно, разбавлен водой. Это молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%. Тест на скисаниеМы разлили молоко в пробирки по 5 мл (рис. 8). Образцы отстаивали в течение суток при комнатной температуре. Чистый продукт должен скиснуть, образовав сверху слой сливок. Если сливок не образуется, то молоко обезжирили. Если молоко не скисло, то в нем есть что-то лишнее (возможно, антибиотик). Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты были следующими:
Рисунок 8. Проба отстаивания Выводы:
Выявление в молоке примесей соды и мелаЧтобы молоко долго не портилось, производители добавляют в него мел или соду. Выявить эти примеси в молоке (если только производитель не нормализовал уровень рН молока после их добавки) можно добавлением уксусной кислоты - молоко мгновенно скиснет (створожится), а появление пены будет свидетельствовать о наличии мела или соды в молоке (рис. 9). Рисунок 9. Выявление в молоке примесей соды и мела В ходе опыта при добавлении уксусной кислоты молоко во всех трех образцах створожилось (рис. 10). Рисунок 10. Результаты выявления в молоке примесей соды и мела Вывод: образцы молока не содержат примесей мела и соды. Чтобы убедиться в правильности проводимого эксперимента, мы добавили в молоко небольшое количество соды, а затем уксусную кислоту. Образовалась пена (рис. 11). Наличие мела в молоке также дает о себе знать пеной. Рисунок 11. Оценка достоверности эксперимента по выявлению в молоке примесей соды и мела Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Следует отметить, что достоверность эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня. Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условияхДля выявления в молоке соды брали индикаторные полоски. Обмакивали эти полоски в молоко и путем сопоставления цвета полоски с эталонной шкалой определяли кислотность молока (рис. 12). Рисунок 12. Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях Нормой считается 6–7 единиц. Результаты опыта показали следующее:
Вывод: Ни в одном из образцов примесей соды не обнаружено. Достоверность опыта проверяли путем добавления в молоко соды. Обмакнув тест-полоску в молоко с содой, увидели изменение цвета на зеленый, что соответствует щелочной среде (pH=9) (рис. 13). Рисунок 13. Проверка чистоты эксперимента по выявлению примесей соды и мела в молоке Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Как и в предыдущем опыте, чистота эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня. ЗаключениеВ ходе проведенных экспериментов наша гипотеза подтвердилась. В составе отдельных образцов молока и молочных продуктов были обнаружены примеси, не заявленные производителем. Мы разработали набор «Домашняя лаборатория молока» для проведения экспертизы молочной продукции в домашних условиях, который состоит из реактивов и инструкции по применению. Выявление примесей крахмала в молоке осуществляют путем добавления 2–3 капель йода в молоко (2 мл). О наличии примесей свидетельствует изменение цвета молока на голубой или фиолетовый. Для выявления пониженного содержания белка в молоке к 2 мл молока добавляют 4 мл спирта. Реакцию учитывают по скорости створаживания. Молоко с высоким содержанием белка створаживается мгновенно. Причиной низкого содержания белка в молоке может быть разбавление его водой. Для выявления молока с пониженным содержанием молочного жира проводят пробу отстаивания в течение суток при комнатной температуре. Реакцию учитывают по степени скисания молока. Если отсутствует слой сливок, то молоко обезжиренное. При замедлении или отсутствии процесса скисания в молоко добавлены антибиотики или консерванты. Для выявления в молоке примесей мела и соды к 2,5 мл образца добавляют уксусную кислоту (2–3 капли). Появление пены свидетельствует о наличии примесей. Еще один способ выявления в молоке соды основан на использовании индикаторных полосок (продаются в аптеке). Реакцию выявляют по изменению цвета тест-полоски и сопоставления ее с эталонной шкалой. Нормой считается кислотность 6–7 единиц. Превышение нормы означает наличие в молоке примесей соды. Разработанный набор «Домашняя лаборатория молока» можно применять в жизни широким кругом лиц. Выражаю благодарность моим наставникам за помощь в проведении исследования и оформлении материалов: учителю МОУ Октябрьский сельский лицей Локтиной Раисе Васильевне и научному консультанту Васильевой Юлии Борисовне, кандидату ветеринарных наук, доценту кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. »;; |