Название напитка для причастия. Кагор бывает разный. Как кагор появился в России

Как кагор появился в России?

Кагор — единственное вино, которое можно употреблять в Великий пост. В преддверии Пасхи АиФ.ru объясняет, с чем это связано и почему только этот напиток позволено освящать в церкви.

Непременными атрибутами светлой Пасхи являются не только крашеные яйца и кулич, но и вино, символизирующее кровь Христа. Впрочем, освящать в Церкви можно не все вина, а только кагор. Это единственный алкогольный напиток, который священники используют в религиозных обрядах. Его можно пить и во время Великого поста. Правда, только в выходные дни и весьма умеренными дозами.

Место кагора в православии

В Библии говорится, что сам Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а Бога-Отца — с виноградарем, который ухаживает за деревьями, отсекая бесплодные ветки. Превращение воды в вино — это первое чудо, совершённое Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода», — сказано в Евангелии от Иоанна.

Русская Православная Церковь использует кагор для Таинства Причастия. Креплёное вино также применяется в Таинстве Евхаристии — обряда, который помогает верующему соединиться с Богом. После сорокадневного поста христиане вкушают хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христову в качестве акта взаимной жертвенной любви.

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается», — так описана Тайная Вечеря в Евангелии от Луки.

Существует множество версий того, почему именно этот сорт вина стали использовать для религиозных обрядов.

Так, согласно правилам, описанным в «Известии Учительном», которое впервые отпечатали в 1699 году, Церковь должна использовать для причастия только некислое виноградное вино. Цвет напитка не уточняется, однако считается, что, поскольку во время Святого Причастия вино символизирует кровь Христа, насыщенный красный оттенок кагора больше подходит для этой цели.

Кроме того, в составе церковного вина не должно быть воды, экстрактов трав и сахара. Такой напиток получается очень крепким, поэтому в церкви его разбавляют водой.

Как кагор появился в России?

Само слово «кагор» пришло в русский язык из Франции. Там вина этого сорта называются похожим по звучанию словом «Cahors».

Впервые кагор упоминается в летописях XIII столетия. Родиной напитка насыщенного красного цвета с терпким, сладковатым вкусом считают Францию. Согласно летописям, кагор стали производить на правобережье реки Лот, где до сих пор выращивают редкие сорта винограда, из которых получаются самые вкусные, а потому и дорогие вина. Впрочем, надо заметить, что рецепт церковного кагора значительно отличается от французского.

А вот как вино стали производить в России, доподлинно неизвестно до сих пор. На территории Российской Империи виноделием не занимались вплоть до XVII века. По одной из версий, производство решили наладить потому, что поставки вина из Греции, Италии и Франции для религиозных обрядов обходились казне очень дорого. По другой, виноделием в России стали заниматься по указу Петра I — известного ценителя всего заморского. Выбор в сторону креплёного вина мог пасть и потому, что это один из немногих напитков, который мог выдержать длительную транспортировку, не потеряв своих вкусовых качеств.

Так как повторить европейскую технологию было невозможно, рецепт кагора, производимого на южных территориях страны, отличался от оригинального. В Российской Империи креплёное вино производили из сортов винограда Каберне и Саперави. Это добавляло ему необычный сладкий привкус и аромат чёрной смородины, а порой и шоколада.

Как производят кагор?

Кагор относится к видам креплёного десертного красного вина. В России, помимо отечественного, можно найти кагор из Азербайджана, Молдавии и Абхазии.

Современный кагор производят не только из винограда Каберне-Совиньон и Саперави, но и Морастель, и Мальбек. На переработку при этом поступают только ягоды с содержанием сахара не ниже 22-25%. Особое внимание уделяется их обработке, так как от выбранного метода зависит цвет напитка — одна из его основных характеристик. Отличаются и технологии производства десертного вина — у каждого производителя свой секрет. Например, при изготовлении абхазского кагора, названного в честь древнего монастыря «Новый Афон», виноград дробят и полученную мезгу нагревают до температуры в 55-60°С в течение 10-24 часов. Данная тепловая обработка способствует более полному переходу из мезги в сусло дубильных, красящих и других экстрактивных веществ, благодаря чему вино приобретает интенсивную окраску, благородный букет и полный бархатистый терпкий вкус, в которых особо выделяются тона чернослива и других плодов. В Крыму другая технология — в процессе изготовления вина к нагретой дроблёной виноградной массе добавляют виноградное бренди, после чего напиток выдерживается до полной готовности.

Вино в Библии для причастия (причащения, Вечери)

Размышляя об евхаристии, отдельно стоит остановиться на вине. В обряде причастия популярные конфессии используют алкогольное вино. Однако, согласно Библии Иисус и апостолы на Вечери причащались виноградным соком – новым вином:

от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29 , см. также Мар. 14:25).

Дело в том, что словом «вино» в библейское время в странах Малой Азии, Палестины и Восточного Средиземноморья назывался не только алкогольный напиток, но и виноградный сок и виноград. Несброженный виноградный сок именовался молодым или новым вином.

Из текста Евангелия следует, что Вечерю Иисус с учениками справляли в Пасху 14 Нисана (ранее Авива) (см. Мар. 14:12 , Лук. 22:7). В Писании же Богом дано четкое наставление, чтобы в этот день в домах Его народа не было ничего квасного, то есть сделанного при участии дрожжей, а значит и алкогольного вина. Ведь в производстве «квасного» хлеба и алкогольного вина действует один и тот же принцип брожения - процесс, когда сахар с помощью определенных грибков – дрожжей разлагается на спирт и углекислый газ. Согласно Химической энциклопедии (www.xumuk.ru) на спиртовом брожении основаны производство хлеба, пивоварение и виноделие. Вот почему хлеб пышный. Его делают таким газы, выделяющиеся в процессе брожения, а спирт затем просто испаряется при выпечке.

«Это - Пасха Господня... И да будет вам день сей памятен … Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших , ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля … С четырнадцатого дня первого месяца , с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших» (Исх. 12:11,14,15,18,19).

Именно поэтому неделя после Пасхи называлась праздником Опресн оков (см. Исх. 23:15 , Исх. 34:18 , Лев. 23:6). Я думаю, Вам, дорогой читатель, сложно сразу поверить новой информации о том, что ранее виноград и виноградный сок именовались тоже вином. Поэтому я предлагаю доказательства данному утверждению:

1. В тексте Библии описано, что вино висит на виноградной лозе и находится в точилах (приспособление для выжимания сока из виноградных лоз):

«Cобирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли. И возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много» (Иер. 40:10,12).

«И наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином » (Прит. 3:10 , см. также Иер. 48:33).

2. Во всех текстах Писания, где в современном Синодальном переводе употреблено словосочетание «виноградный сок» в оригинале на иврите используется понятие «молодое вино» , а в Септуагинте (перевод Писания с иврита на греческий, II в. до н.э.) применяется слово «вино» οινος (например, Ос. 9:2 , Иоил. 1:10 , Иоил. 2:24 , Мих. 6:15 , Агг. 1:11 и др.).

3. Священное Писание говорит, что младенцы пили вино , значит, речь идет о виноградном соке:

«Дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино ?», умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих» (Плач Иер. 2:11,12).

4. Знаменитая фраза Христа о молодом вине и ветхих мехах имеет глубокий смысл и доказывает, что в те времена молодым вином назывался виноградный сок.

В Интернете на сайте «Все для домашнего виноделия», (www.vinodelie.com) я ознакомился с процессом брожения и мысль Иисуса стала мне понятна. Оказывается, брожение имеет две стадии - бурную и тихую. Во время бурного брожения идет активное превращение сахара в спирт и углекислый газ. Бурное брожение продолжается примерно от 5 до 14 дней в зависимости от многих факторов, в том числе от крепости приготовляемого вина, которая регулируется количеством и видом дрожжей. Затем вино осторожно, чтобы не потревожить осадок, переливается в новую тару и наступает фаза тихого брожения. В это время вино подвергается специальной обработке - осветлению. Процесс осветления занимает до 3 суток. Во время тихого брожения (осветления) газ уже практически не выделяется. Маленький пузырек образуется лишь изредка - один за 15 и более минут. После осветления алкогольное вино готово, его можно употреблять сразу или подвергнуть выдержке для получения более тонкого вкуса и превращения запаха фруктов в букет. Выдержка может длиться несколько лет.

Таким образом, под молодым вином, вливаемом в мехи (мешок из шкуры животного), Иисус, естественно, подразумевал виноградный сок сразу после точила. Ведь у него еще впереди был первый процесс брожения, при котором обильно выделяется газ, способный разорвать мехи. Сейчас же «молодым» называется вино прошедшее как минимум бурный этап брожения, после которого оно уже представляет из себя хмельной напиток. То есть современное «молодое» вино не способно не то, что мехи, но даже целлофановый кулек прорвать: активный процесс брожения в нем прошел и уже не вернется, вино лишь может прокиснуть.

Естественно ветхие меха быстрее прорвутся от напора газа, чем новые, которые способны растягиваться, поэтому Христос советовал для хранения нового вина использовать новые мехи. Но, я думаю, Иисус в эту притчу вкладывал более глубокий смысл: в ветхих мехах сок сразу «заразится» активной винной палочкой брожения, оставшейся в них от предыдущего вина, то есть молодое вино (сок) начнет бродить и прорвет мехи. Таким образом, говоря о ветхих мехах, Иисус предупреждал об опасности «заразиться» закваской неверного учения фарисеев и книжников. Принятие (закваска) даже малой части лжедоктрин может погубить всего человека - заквасить все тесто:

«Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто ? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны … Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства , но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:6-8 , см. также Мф. 16:6,11,12 , Гал. 5:9 , Мар. 8:15 , Лук. 12:1).

С одной стороны, кажется, нет существенной разницы - пить на Вечери (в рамках обряда причастия) вино или сок. Однако вопрос этот очень важен. Христиане должны следовать учению Христа. И здесь не может быть мелочей. Вопрос принятия вина или сока более глубокий, чем может показаться изначально. Ведь то, как мы понимаем Вечерю Господню, показывает, как мы понимаем характер Бога. Если следовать доктринам традиционных церквей, получается, что кровь Христа представляет собой дурманящий напиток, затмевающий разум: «Вина … не пей ты и сыны твои …, чтобы вы могли отличать … нечистое от чистого» (Лев. 10:9,10 , см. также Ис. 19:14 , Ав. 2:15 , Пр. 20:1 , Пр. 23:29-35). Между тем виноградный сок - это питательный и вкусный напиток, наличие которого в семьях южных стран олицетворяло их благополучие.

Сегодня многие введены в заблуждение тем, что вино, мол, полезно для организма. Отчасти это так. Но полезные свойства в нем связаны не с процессом брожения, а с составом. То есть натуральный виноградный сок благотворнее влияет на человека, чем вино, ведь полезный состав винограда в них практически одинаков, но вино в отличие от сока имеет вредный компонент – этиловый спирт, который по утверждению многих ученых является наркотическим ядом.

Итак, хлеб символизирует тело Иисуса, ведь Христос в Библии назван хлебом жизни (см. Ин. 6:35,48,51), а виноградный сок безусловно символизирует кровь Иисуса, так как Христос назван в Священном Писании духовным питием (см. 1 Кор. 10:4), благодаря Которому верующие не будут жаждать (см. Ин. 6:35). Христиане должны задуматься над тем, какое новое вино они будут пить с Иисусом, когда станут небожителями в Царствии Божьем - алкогольное или сок?

«Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29).

Популярные конфессии подтверждение принятия на Вечери для причастия первыми христианами алкогольного вина видят в тексте послания Павла к Коринфянам:

«Всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается . Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих (1 Кор. 11:21,22).

Однако, если задуматься, то данный стих Библии указывает на другое. Здесь речь идет не о том, что алкогольное вино находилось в той чаше (см. 1 Кор. 11:26 , Мф. 26:27 , Мар. 14:23 , Лук. 22:17,20), из которой совершали причастие (пригубляли вино) участники евхаристии. Задумайтесь, даже если бы в чаше было алкогольное вино, то как могли верующие упиться лишь от его пригубления? Также ответьте, о какой своей пище говорится в тексте? На самом деле, ситуация с едой и упиванием некоторых верующих, объясняется просто. Известно, что во многих общинах первых христиан была практика обряд евхаристии, включающий причастие, совмещать с «трапезой любви», так называемой «вечерей любви» - «Агапэ», то есть «праздничным» ужином. Об этом писал апостол Иуда: «Таковые (некоторые люди. – Прим. авт.) бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами , без страха утучняют себя» (Иуд. 12). Именно во время таких застолий , продукты на которые приносили сами верующие, некоторые «горе-христиане» упивались . Таким образом, апостол Павел, вторя апостолу Иуде, в исследуемом тексте (1 Кор. 11:21,22) обличает тех верующих Коринфа, которые неверно понимали Вечерю Господню, воспринимая ее как возможность наесться и выпить:

«Это не значит вкушать вечерю Господню... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить (1 Кор. 11:20,21).

Наверное, нередко на такие «трапезы любви» более обеспеченные христиане приходили раньше и не дожидаясь менее обеспеченных братьев, которые естественно дольше работали, начинали застолье - съедали приносимое с собой, утучняя себя , а некоторые и упивались , всем этим унижая неимущих . Поэтому далее Павел рассказывает о правильном обряде евхаристии:

«Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-25).

Историческая справка

В библейские времена для того чтобы длительное время иметь возможность пить безалкогольный напиток из плодов винограда, люди пытались сберечь сок от процесса брожения. Делалось это разными способами: консервированием - герметичным закрытием и хранением в прохладном месте, кипячением, выпариванием воды и др. Абсолютно понятно, что в новых мехах сок дольше сохранялся от процесса брожения.

Исследование исторических документов подтверждает широкое толкование термина «вино» в библейские времена. Анализ древних свидетельств сделан в книге «Вино в Библии» Самуэля Баккиоки. Отметим, что и сегодня в некоторых местностях, где выращивается виноград, его и виноградный сок называют вином.

Накануне одного из наиболее важных христианских праздников, Крещения Господня, нужно затронуть важную тему: отношения церкви и вина. Всем известно, какая роль отводится вину в церковной церемонии святого причастия, но разрешается ли пить вино во время церковных праздников?

Зачастую особенно рьяные христиане считают, что церковь вовсе запрещает принимать алкогольные напитки, и этот запрет распространяется и на вино. Оказывается в православной традиции, по словам иерея Даниила Сысоева, количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В нем говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. О соблюдении меры при употреблении алкоголя говорит и Священное писание, и медики, и здравый смысл.
Какое вино употребляется для Святого Причастия? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Принципиального значения крепость и сладость церковного вина не имеют. Гораздо важнее красный насыщенный цвет. Это вино ведь олицетворяет Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем. Перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Кагор получил свое название от города на юго-западе Франции. Готовили его, используя виноград сорта Мальбек, дающего ярко окрашенный сок. Оригинальность этому вину придавала особая технология приготовления. Не следует путать французское сухое вино Cahors с известным у нас креплёным десертным вином Кагор, применяющимся при проведении православных таинств. Несмотря на то, что православное вино произошло от французского, сегодня эти два вина существенно различаются. Православный кагор относится к креплёным винам. В конце XIX века в Каоре стали готовить вино для использования в церковном обряде причастия по заказу русского духовенства. Согласно условиям контракта, французы изготавливали пурпурное, густое и сладкое вино, причем продавать его могли только России. После революции 1917 года контракт был разорван и убытки, которые понесли Французские виноделы, пришлось возместить зарубежной Русской Православной Церкви. Но винодельческие республики Советского Союза создали технологию приготовления церковного вина; используя сорта винограда с наиболее интенсивной окраской: Саперави, Каберне-Совиньон, Мальбек, Морастель, Матраса и другие. В Массандре промышленное производство этого вина было начато в 1933 году, под названием Кагор «Аю-Даг».
Сейчас Массандра выпускает Кагор «Южнобережный» из древнего грузинского сорта винограда Саперави и Кагор «Партенит», который дополнен сортами винограда Каберне и Бастардо. Саперави – сорт винограда, из которого практически невозможно приготовить белое вино, так как даже сок ягоды густо окрашен, сортовое название переводится с грузинского как «красильщик». Массандра соблюдает классическую технологию изготовления Кагора, включающую прогрев дробленой ягоды винограда (мезги) до 60-65°С, что способствует более активному выделению красящих и дубильных веществ из кожицы ягоды в сусло (сок). В результате вино становится более насыщенным цветом и приобретает мощный вкус. Кагор «Южнобережный» – высококачественное марочное десертное красное вино. При производстве молодое вино Кагор «Южнобережный» выдерживается в подвалах в дубовых бочках три года. Кондиции готового вина: 16° спирта и 18% сахара. Нужно отметить, что содержание сахара в вине достигается естественным путём благодаря высокой сахаристости собранной виноградной ягоды (на переработку идет виноград с сахаром не менее 24%). На международных конкурсах вино «Кагор Южнобережный» награждено семью золотыми и двумя серебряными медалями. Цвет вина – интенсивно-рубиновый, с тонами пурпура, почти не просвечиваемый, за что и получил поэтическое сравнение с цветом южной ночи. Букет очень сложный, с оттенками молочных сливок и черной смородины. При многолетней выдержке в бутылках в букете появляются тона кофе, шоколада, ванили. Вкус вина экстрактивный, с мягкой терпкостью и бархатистостью, с богатой гаммой чернослива, смородины, сливок и шоколада. Массандровские Кагоры зарекомендовали себя как высококачественные вина, которые при многолетней выдержке становятся более тонкими, мягкими и изящными. В коллекции Массандры хранятся бутылки Кагора «Аю-Даг» старше семидесятилетнего возраста.

  • Просмотры: 2772

Кагор - единственное вино, изготовленное по заказу Русской Православной Церкви.

Одна из его церковных задач- напоминать христианам об искупительной жертве Иисуса Христа.

Впервые кагор упоминается в 13 столетии. В это время вино с терпким вкусом и насыщенным красным цветом начинало приобретать свою популярность.

Родиной кагора считают Францию - страну с богатейшими традициями виноделия, а точнее, правобережье реки Лот, протекающей на юго-западе этой страны. Только на этих землях выращивают редкий сорт винограда, который является главным ингредиентом сухих вин сорта "Cahors ". Производным именно от этого названия и стало в русском языке слово кагор.

Но откровенно говоря, у привычного нам церковного кагора нет практически ничего общего с тем самым, французским.

История появления кагора.

По одной из версий, - очень понравилось Петру Первому, который позднее организовал его производство на родине.

Приверженцы иного мнения утверждают, что вино было выбрано представителями Православной Патриархии в качестве официального во время их пребывания во Франции.

Сделав выбор в пользу этого напитка, священнослужители поначалу решили закупать вино за границей в больших количествах, но такие поставки были достаточно дорогостоящими и обходились церкви "в копеечку".

Естественным выходом стало решение наладить производство кагора на южных территориях страны. Вследствие естественных географических и климатических причин, виноград, выращиваемый в России, не обладал такими же вкусовыми характеристиками, что и французский сорт.

У нас кагор производили из сортов винограда "каберне " и "саперави ", что придавало ему необычный бархатистый вкус и аромат черной смородины с нотками сливок и даже шоколада.

Поэтому наш кагор получился сладким, но это вовсе не означает, что он уступал своим насыщенным вкусом и богатым букетом французскому вину "Cahors ". Тем более, что русскому народу сладость родного кагора пришлась очень даже по вкусу.

Технология производства кагора.

При производстве кагора используют особые сорта винограда: Каберне-Совиньон, Морастель, Саперави и некоторые другие. Главное, чтобы их сахаристость была 22-25 процентов.

Самое важное в обработке ягод - из их кожицы извлечь как можно больше экстрактивных и красящих веществ.

Обрабатывают ягоды винограда на различных дробильных и центробежных машинах.

Церковный кагор относится к крепленым винам. Главная особенность технологии производства кагора состоит в достижении следующих качеств:

  • интенсивно окрашенного, ярко красного цвета;
  • сладость напитка;
  • ярковыраженный виноградный вкус.

Символичность кагора.

В православном христианстве используют для Таинства Причастия. Исходя из церковных канонов это вино должно быть виноградным и иметь насыщенный красный цвет. Одна из задач церковного кагора - быть похожим на кровь Христову.Что касается крепости, то церковный кагор следует относить к крепленым винам. Естественно, в церкви крепленый кагор разбавляется водой, но, что характерно, ничуть не теряет густоты своего красного цвета.

Сам Иисус себя сравнивал с виноградной лозой, а Бога Отца- с виноградарем, который очищает плодовитые ветви и отсекает бесплодные. А первым чудом Сына Божьего было превращение воды в вино на свадьбе.

Вино же в христианской традиции применяется в Таинстве Евхаристии, когда она превращается в кровь Христову, которую Он вместе с жизнью пожертвовал ради спасения человечества.

Христиане верят, что в Таинстве Евхаристии хлеб превращается в Тело, а вино в Кровь Христову, при этом вид и вкус хлеба и вина остаются неизменными. Христос взяв чашу и благодарив, подал им (апостолам) и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27-28). Вино, используемое для Причастия должно быть только виноградным, сладким и обязательно иметь насыщенный цвет, напоминающий кровь. Причем, цвет не должен меняться, если вино разбавить водой.
С таким заданием Русская Православная Церковь обратилась к французским виноделам, где выращивали интенсивно окрашенные сорта винограда: Каберне-Совиньон, Саперави, Бастардо, Мерло и др. Больше всего православным церковнослужителям подошло вино Cahors с богатым букетом. Это было в 18 веке, а до того русская церковь использовала греческие и итальянские вина.

Только к концу 19 века стали производить в Крыму, где сорта винограда больше всего отвечали требованиям производства церковного вина по сладости, крепости и цвету. Крымский кагор производили из сортов винограда «саперави» и «каберне», которые придали вину аромат черной смородины и особенный бархатистый вкус.

Кагор в христианстве

Членов Церкви причащают Телом и Кровью Христовой. Для этого крещенный православный верующий три дня поститься, молится, исповедуется. В день Причастия нужно стараться проводить день в особом благочестии и чистоте. Причащаться следующий канонам христианин должен не реже раза в год.

Детей причащают после крещения и до семилетнего возраста их разрешается причащать хоть каждый день.

Кагор в христианстве часто используют и простые люди, ставя его на стол в церковные праздники: Рождество, Пасху. Кагор можно пить во время Великого поста по выходным дням.

Настоящий кагор.

К сожалению, кагор нередко фальсифицируют, что обусловлено его высокой популярностью: ведь это вино используют не только для нужд Православной Церкви, но и на различных торжественных мероприятиях - свадьбах, именинах и т.д. К тому же, не следует забывать о его лечебных характеристиках: умеренные дозы прописывают для лечения и профилактики различных заболеваний.

Если однажды какой-нибудь француз заявит Вам, что настоящий кагор производится только во Франции, можете смело поспорить с ним. Кагор , это ни с чем не сравнимый вкус, аромат и польза.

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Loading...Loading...