Улиц пушечная. Ресторан и гостиница "альпийская роза" на софийке Ресторан альпийская роза


Всего 47 фото

Хочется мне рассказать об одном примечательном месте в Москве - Ресторане «Альпийская роза», что на Пушечной улице, 4 (бывшая Софийка). Сейчас этого ресторана здесь нет, но есть реальная история и уцелевшие исторические здания, где размещался этот, наверное, по словам Гиляровского, один из самых знаменитых ресторанов Москвы. Кроме того, меня инициировало на написание этого материала, что этот ресторан был местом действия раннего романа Булгакова «Дъяволиада» (1924 год). В общем, эти здания имеют отношение к булгаковскому наследию, а это означает, что я не мог его пропустить. Мало того, этот ресторан упоминается еще в ряде литературных произведений и не рассказать о нем было бы искусствоведческим преступлением) Как всегда будет много фото. Итак, начнем!

Ранее здесь было одно большое владение. В 1821 году этот земельный участок был приобретен полковником А.В. Аргамаковым, родословная которого связана с А.Н. Радищевым и Д.И. Фонвизиным. У него неоднократно останавливался состоявший под секретным надзором декабрист, член Союза благоденствия князь П.А. Голицын. В 1848 г. в одном из флигелей здания открылась типография А. Семена. В 1851 г. эту типографию захаживал Н.В. Гоголь. Позднее в 1870-х годах здесь помещалась "печатня С.П. Яковлева".
02.


Это вид со стороны Рождественки на гостиницу "Савой", справа от него - рестран "Альпийская роза".

Были тут в середине XIX века и модные магазины, Например заведение Виктора Булье, принимавшее в окраску и чистку, материю, кружева, дымку и модную тогда прозрачную, похожую на кисею ткань - тарлатан. Здесь была открыта одна из первых тогда фотография француза Девервиля, изготовлявшая дагерротипы. В 1860-е годы располагался магазин столовой посуды и хрусталя, изготовленных на фабриках Гарднера и Мальцова.
03.



Софийка (ныне Пушечная улица).

В 1880-х годах одна из Аргамаковых стала княгиней Туркестановой, и владение было разделено на две части (первоначально №4 и №6; сейчас - дом 4, строения 1 и 2). К началу XX столетия владение на Пушечной улице, 4, которое включало в себя и здание со знаменитым и презентабельным уже в то время рестораном «Альпенрозе» (Альпийская роза) (стр.2), находилось в собственности О.А. Туркестановой-Аргамаковой. Одна из ветвей княгини Ольги происходила от старейшего грузинского рода Туркенишвили, прибывших в Российскую империю в годы правления императора Петра I в составе свиты Вахтанга VI - последнего царя Грузинского государства.


В 1870-х годах открылся ресторан "Под Альпийской розой" с заграничным баварским (кольмбахским) пивом. Первым владельцем «Альпенрозе» был купец немецкого происхождения Генрих Гермес. Позднее ресторан и гостиница стали называться "Альпийская роза". Главными посетителями ресторана являлись его соотечественники из Немецкого клуба, который с 1860 года располагался на месте нынешних владений на Пушечной, 9 и другие представители этой европейской диаспоры, проживавшие в Москве.
04.

В 1898 году заведение на Пушечной улице, 4 выкупает И.К. Петкович, при котором и произошла русификация его названия, после чего ресторан становится известным, как «Альпийская роза». Спустя некоторое время новый владелец расширяет площадь зала и оформляет его в шикарном европейском стиле.

В 1901 г. на месте строения 4 был возведен четырех этажный особняк с сохранением старых стен по проекту архитектора А.А. Остроградского.
05.

В 1910 году ресторанный бизнес Петковича и расположенную рядом гостиницу (стр. 1 - на фото выше), которая была построена на месте доходного дома Туркестановой-Аргамаковой в 1902 году Павлом Павловичем Висневским по проекту архитектора Анатолия Александровича Остроградского, выкупил почетный гражданин и состоятельный купец А.А. Михайлов. Впоследствии Александр Александрович создает акционерное общество «Альпийская роза», которое включало в себя гостиницу, ресторан, а также виноторговый бизнес. Устав этой организации с капиталом в 200 тысяч рублей утвердил лично император Николай II в 1910 году 23 февраля.

Начиная с 1909 года история общества тесно переплетена со страховой компанией «Саламандра», выкупившей рядом стоящее здание на углу с улицей Рождественкой, 3/6, стр.1 у все той же Ольги Туркестановой-Аргамаковой и построившей на этом месте гостиницу-отель «Савой» (фото 02). Что касается здания ресторана «Альпийская роза» по улице Пушечная, 4, то в период с 1911 по 1912 годы архитектором Павлом Павловичем Висневским и его коллегой Александром Александровичем Весниным была проведена значительная реконструкция, после которой оно и получило современный вид. Открытие состоялось уже в 1913 году 13 февраля.

К открытию «Альпийской розы» газета «Московский листок» 13 февраля 1913 г. писала: «Старый, с былых лет излюбленный представителями московской немецкой колонии ресторан «Альпийская роза», как и многие другие московские рестораны, не устоял перед натиском времени. И вот в воскресение, 17 февраля, открывается новый грандиозный зал этого популярного в Москве ресторана...

Зал этот построен по проекту архитектора П.П. Висневского и поражает не только массой света, громадными размерами и роскошью отделки в стиле «барокко», но и оригинальным и смелым, даже при современных технических усовершенствованиях, железобетонным потолком, сделанным зеркальным сводом. Устройство этого зала … обошлось в солидную сумму...
07.

Но в «Альпийской розе» устроен не только новый зал; весь ресторан переделан заново, включая лестницу с вестибюлем в стиле итальянского возрождения, и кабинеты, и залы для заказов в стиле Ампир. Как характерную особенность следует отметить, что переделывая весь ресторан, превратив его в один из роскошнейших в столице, владельцы оставили неприкосновенным знаменитый «немецкий кабинет», к которому так привыкли представители немецкой колонии...»....

Владимир Гиляровский вспоминает: - «…Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах…».
08.

Роспись сводов холла ресторана "Альпийская роза".

«...Перестроенное помещение может считаться по обширности и красоте своей отделки одним из лучших существующих до сих пор ресторанов. Чудная бледно-палевая с золотыми блестками окраска зала придает ему величественный и уютный вид. Интересны и красивы люстры и бра стиля Версальских дворцов, исполненные фирмой А. Шнейдера. Это, кажется, первые люстры в ресторане, которые не носят характерного типа ресторанного освещения. Эти живописно развешенные хрустальные украшения невольно притягивают взор посетителей и заставляют радоваться за Москву, что с таким тонким европейским вкусом связаны не только эти люстры, а также и вся остальная арматура ресторана», - писал Гиляровский.

Любили собираться в заведении и артисты расположенных по соседству Большого и Малого Императорских театров: в субботние вечера здесь можно было увидеть Марию Николаевну Ермолову, Гликерию Николаевну Федотову, Надежду Алексеевну Никулину, не говоря уже о мужской части той и другой труппы. Помимо деятелей искусства в ресторан заходили пообедать известные в Москве юристы, художники, архитекторы, врачи, профессура городских университетов и просто состоятельные граждане.
09.



10.

До сих пор на фронтоне, венчающем здание, можно увидеть вензель ресторана «Альпийская роза»...
11.

12.

В книге знаменитого Бориса Савинкова "Записки террориста" описывается сцена, когда он и его друзья из Боевой организации решили погреться в ресторане после неудачного покушения на Великого Князя…

«…Мы пришли в ресторан «Альпийская роза» на Софийке, и, действительно, швейцар не хотел нас впустить [террористы были из соображений конспирации выряжены крестьянами]. Я вызвал распорядителя. После долгих переговоров нам отвели заднюю залу. Здесь было тепло и можно было сидеть... Каляев скоро оживился и с волнением в голосе начал опять рассказывать сцену у думы. Он говорил, что боялся, не совершил ли он преступления против организации, и что счастлив, что товарищи не осудили его. Куликовский молчал. Он как-то сразу осунулся и ослабел. Я и до сих пор не понимаю, как он провел остаток ночи на улице… Около четырех часов утра, когда закрыли «Альпийскую розу», я попрощался с ними. Было решено, что мы предпримем покушение на этой же неделе…».

13.


14.

В ресторане "Альпийской розы" устраивается Эраст Петрович Фандорин в романе Бориса Акунина «Смерть Ахиллеса» под видом лихого купчика, чтобы побольше разузнать о певице Ванде, у которой нашли мертвого Белого Генерала.

«…В восьмом часу вечера к немецкому ресторану "Alpenrose", что на Софийке, подкатил лихач: пролетка лаковая, на стальных рессорах, у пары вороных гривы переплетены алыми лентами, спицы на колесах выкрашены охрой. Лихач оглушительно тпрукнул, да еще залихватски щелкнул кнутом. - Просыпайся, ваше здоровье, доставили в лучшем виде! Сзади, откинувшись на бархатном сиденье, похрапывал ездок - молодой купчина в длиннополом синем сюртуке, малиновом жилете и сапогах бутылками. На голове гуляки залихватски скособочился сияющий цилиндр. Купец приоткрыл осоловелые глаза, икнул: - К-куда?- Куда заказывали, ваше степенство. Она самая "Роза" и есть…». …

... «…Первым делом сунул ему (швейцару) беленькую. Потом, обдав коньячным запахом, потребовал: - Ты мне, немец-перец-колбаса, стол обеспечь, и чтоб не какой у вас так на так пустой простаивает, а какой мне пондравится. - Народу много-с... - развел руками метрдотель, который был хоть и немец, но по-русски говорил на истинно московский лад. - Обеспечь, - погрозил ему пальцем купец. - Не то забедокурю!...».
15.


В 1918 г. в помещении ресторана помещался театральный уголок "Омона". Тут читали свои стихи поэту. Бывал здесь и Сергей Есенин. Из воспоминаний П.Н. Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе": «…Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке…».
16.

Ну, и наконец, здание этого ресторана было местом действия повести Михаила Булгакова «Дьяволиада».

«…На следующее утро Коротков с радостью убедился, что глаз его больше не нуждается в лечении повязкой, поэтому он с облегчением сбросил бинт и сразу похорошел и изменился. Напившись чаю на скорую руку, Коротков потушил примус и побежал на службу, стараясь не опоздать, и опоздал на 50 минут, …, запыхавшись, вбежал в канцелярию, как раз когда кухонные часы «Альпийской Розы» пробили одиннадцать раз». В канцелярии его ожидало зрелище совершенно необычайное для одиннадцати часов утра… - словом, вся канцелярия не сидела на своих местах за кухонными столами бывшего ресторана «Альпийской Розы», а стояла, сбившись в тесную кучку у стены, на которой гвоздем была прибита четвертушка бумаги. При входе Короткова наступило внезапное молчание, и все потупились.

Здравствуйте, господа, что это такое? - спросил удивленный Коротков. Толпа молча расступилась, и Коротков прошел к четвертушке. Первые строчки глянули на него уверенно и ясно, последние сквозь слезливый, ошеломляющий туман.

„Приказ № 1“

§ 1. «За недопустимо халатное отношение к своим обязанностям, вызывающее вопиющую путаницу в важных служебных бумагах, а равно и за появление на службе в безобразном виде разбитого, повидимому, в драке лица, тов. Коротков увольняется с сего 26-го числа, с выдачей ему трамвайных денег по 25-е включительно». Параграф первый был в то же время и последним, а под параграфом красовалась крупными буквами подпись: Заведующий Кальсонер... Двадцать секунд в пыльном хрустальном зале «Альпийской Розы» царило идеальное молчание. При этом лучше всех, глубже и мертвеннее молчал зеленоватый Коротков. На двадцать первой секунде молчание лопнуло. - Как? Как? - прозвенел два раза Коротков совершенно как разбитый о каблук Альпийский бокал, - его фамилия Кальсо-нер?...»...
17.


С 1935 г. и по сей день в этом здании находится «Московский городской дом учителя».
18.

Немного о гостинице «Альпийская роза»

Доходный дом княгини Туркестановой. В 1901 г. - строение 1 было реконструировано в модном тогда стиле модерн. Сейчас это четырех этажный особняк с сохранененными старыми стенами. В настоящее время здесь находится творческий союз цирковых деятелей России.

19.

«...Стиль этого дома тяготеет к наиболее пышному декору французского модерна - Ар Нуво. Фасад обильно украшен лепниной, при этом она отражает все разнообразие альпийских трав - между окнами четвертого этажа тюльпаны и ирисы, между вторым и третьим этажом причудливый орнамент из тягучих линий сплетающихся маков... Особенно стоит приглядеться к рельефу под последним этажом. Автор явно был под философским впечатлением лепного фриза скульптора Н.А. Андреева на фасаде гостиницы «Метрополь», чье строительство бурно обсуждалось во всех газетах города...

20.


21.


22.

И если фриз «Метрополя» «Времена года», где женщины, старухи и дети в непрерывающемся шествии пытаются вырваться из плоскости стены из круга Жизни символизирует собой тщетность борьбы с естественным кругом Жизни - рождением, расцветом и умиранием, то фриз на гостинице поддерживает его и перекликается с ним, ведь они стоят рядом, через квартал, почти параллельно. Тут дети, женщины и старухи пытаются выплыть из реки Жизни. Их смывает бурным потоком, и они плывут по жизни рождаясь, расцветая и старея приближаются к вечной жизни - смерти.
23.


24.

Глубокий философский смысл, вложенный автором в это творение - делает его одним из лучших образцов модерна в городе. Кроме всего прочего на фасаде, мы видим с вами удивительной красоты чугунные решетки балконов и ограждения карнизов крыши в виде причудливых стебельков извивающихся и стремящихся к свету. Остроградский очень любил эти ажурные орнаменты чугунного литья, очень украшающие все его постройки...».
25.


26.


27.


28.

Мы привыкли к тому, что при гостинице всегда есть ресторан. Его отсутствие - серьезный повод для размышлений: а настолько ли хороша и удобна гостиница, чтобы в ней останавливаться? В XIX и в XVIII веках люди рассуждали так же, как и мы сейчас, поэтому сегодня гостиничные рестораны уже возведены в ранг доброй традиции! Хотя бывало и так, что именно ресторанный бизнес являлся поводом для развития гостиничного бизнеса…

Сложилось так, что истории гостиниц и ресторанов часто переплетались. Всё начиналось с придорожных трактиров и постоялых дворов, в которых за отдельную плату гости получали не только ночлег, но и довольно неплохой стол. Со временем хозяйские кухни в таких заведениях превратились в самостоятельные трактиры, которые воспринимались уже не только как необходимость, но и как место, где можно было отдохнуть и отведать чего-то действительно вкусного и питательного. Известно, что в XVIII веке хозяева постоялых дворов даже «выписывали» к себе столичных поваров, дабы привлечь больше постояльцев. Дорогое удовольствие! Поэтому, к сожалению, иногда ресторан был для владельца отеля скорее обузой. Вплоть до 50-х годов

XX века считалась допустимой небольшая убыточность ресторана, которая покрывалась доходами от номерного фонда. Большинство постоялых дворов не могло себе позволить слишком дорогих поваров. И качество пищи часто оставляло желать лучшего. Постоялец отеля часто считал еду в гостиничном ресторане неважной по качеству и предпочитал обедать и ужинать вне гостиницы…

Однако по мере снижения «загрузки» гостиниц роль службы питания как источника дохода стала возрастать и вскоре практически сравнялась с ролью номерного фонда. Отсюда повышенное внимание к этой службе - рестораны отелей со временем становились всё более роскошными, число их в одном отеле увеличивалось, а в ХХ веке появились и специализированные рестораны с национальными кухнями, кофейни, бары и т. д.

Но не всегда именно появление гостиницы служило поводом для организации ресторана при ней. Часто происходило совсем наоборот. Существует множество примеров, когда обыкновенный ресторан становился настолько популярным, что гости предпочитали проводить в нем большую часть суток! Тогда руководство многих из них принимало решение о создании гостиницы при ресторане… Так получилось с ныне существующей московской гостиницей «Савой»: ее ресторан появился раньше, чем она сама. Более 80 лет ресторан «Савой» по праву считался одной из «жемчужин» среди московских ресторанов. Еще в середине ХIX века в доме по Пушечной улице, принадлежавшем княгине

О. А. Туркестановой, открылся немецкий ресторан «Альпенрозе». Позднее великий знаток Москвы Владимир Гиляровский писал об «Альпенрозе» как об одном из самых популярных заведений столицы. После спектаклей артисты Большого и Малого театров приходили сюда на собрания знаменитого Литературно-художественного кружка, объединившего цвет московской интеллигенции. Известные журналисты и редакторы, врачи и адвокаты, профессора и политики также входили в число постоянных посетителей «Альпенрозе». Ресторан «Альпенрозе» (позже - «Альпийская роза») сменил нескольких владельцев до того, как его новые собственники не приняли решение о сдаче в аренду части здания, которое должно было быть использовано как гостиница с кафе на первом этаже. Видимо, по аналогии с Савойскими Альпами, было решено назвать гостиницу «Савой». Позднее под этим названием стали понимать и гостиницу, и известный ресторан, который, кстати, и сегодня не утратил прежней славы и до сих принимает гостей, принося своим владельцам многотысячные доходы, а гостинице - славу и популярность.

Подобная история произошла и с московским рестораном «Яръ». Он открылся в

1851 году как загородный ресторан в Петровском парке на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект). А в 1910 году «Яръ» был перестроен: из деревянного дома он превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена «Яръ» прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским. По данным архивов, «Яръ» считался рестораном № 1 в России и Европе! В 1952 году к зданию ресторана «Яръ» по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле «русский ампир». И «Яръ» был переименован в ресторан «Советский» и стал частью гостиницы «Советская».

В то время он считался официальным «правительственным» рестораном и был широко известен в правительственных и дипломатических кругах. Ресторан «Советский» неоднократно награждался почетными грамотами и вымпелами!

Действительно, в советские годы рестораны при гостиницах снискали славу самых шикарных заведений! Отметить здесь юбилей или любой другой праздник могли себе позволить только люди состоятельные. Яркий пример - московский ресторан «Метрополь» при одноименной гостинице. Именно в нем в свое время Ленин произносил пламенные речи, пел Шаляпин и снимался фильм «Доктор Живаго». Знаменитый зал «Метрополь» стал главным в Москве местом для празднования особых событий. До сих пор над залом возвышается крыша из цветного стекла, которая придает ресторану уникальную атмосферу. В центре зала расположен прекрасный мраморный фонтан, и тихий звук падающей воды добавляет ресторану очарования. В конце зала находится сцена - еще одна причина множества запросов на проведение различных мероприятий в зале «Метрополь».

Итак, история доказывает, что гостиничные рестораны довольно скоро после своего появления завоевали особую нишу. Сегодня, как и несколько десятков лет назад, ресторан при гостинице - это часть стиля и имиджа, показатель соответствия международным стандартам качества. Достаточно заглянуть в меню гостиничного ресторана, чтобы в этом убедиться. Помимо набора услуг для постояльцев гостиниц - завтраков, обедов и ужинов - здесь существуют специальные предложения для деловых встреч, корпоративных праздников, свадебных торжеств, банкетов и фуршетов, а также возможности кейтеринга - выездного обслуживания. Кроме всего прочего, каждый ресторан имеет свое позиционирование, предлагает разнообразные блюда - от национальных кухонь до всемирно известного фаст-фуда. Словом, всё, что захочет клиент.

Специалисты говорят об определенной закономерности: чем выше класс отеля, тем значительнее роль ресторана! Теперь за ресторанную кухню отвечают профессионалы. Довольно часто помещение ресторана гостиницы со всем оборудованием сдается в аренду какому-либо профессиональному ресторатору, а в договоре аренды оговариваются условия, необходимые для удовлетворения потребностей постояльцев гостиницы. Вот почему гостиничные рестораны сегодня не утратили своего значения в ресторанном бизнесе и до сих пор остаются престижными местами, открывающими разнообразные возможности для всех гостей.

Это касается не только столичных заведений. В нашем городе существует огромное количество гостиниц, которые вправе гордиться своими ресторанами.

Ресторан бизнес-отеля «Полет»

Директор ресторана Соболева Рина Шамильевна:

Для удобства гостей в бизнес-отеле «Полет» имеется ресторан с одноименным названием. Специфичность отеля обусловливает и многофункциональность ресторана.

В первую очередь ресторан «Полет» - это место, где в спокойной обстановке гости отеля смогут пообедать и поужинать. Для этого им всегда будет предложено отведать блюда европейской и авторской кухни. Мы постараемся угодить как изысканному гурману, предложив ему карпаччо из семги и утку по-швейцарски, так и любителю сытной русской кухни, угостив его уральскими пельмешками и ухой с расстегаями. Для всех посетителей ресторана «Полет» - свежеиспеченные хлеб и выпечка. Просторный светлый зал, высокие окна и великолепный вид... Всё это располагает к отдыху и общению. Комфортная обстановка, выраженная в простоте и изысканности классики, дарит гармонию и чувство умиротворенности. С 3 до 10 утра гостям отеля предложат 7 вариантов завтраков, которые уже входят в стоимость проживания, - английский, европейский, уральский, континентальный, домашний, деревенский и десертный.

Во-вторых, ресторан «Полет» - это также и место для ведения дел. Часто два человека, работающих в одной или разных компаниях, решают, что им удобнее обсудить служебные проблемы в ресторане, где не раздражают постоянные телефонные звонки и никто не прерывает их разговор посторонними вопросами. Ресторан «Полет» располагает всеми условиями для того, чтобы комфортно и эффективно провести деловую встречу. Здесь гарантированы спокойствие, удобство и, конечно же, вкусная еда. С 12.00 до 15.00 - бизнес-ланч стоимостью 120 рублей. Беспроводной Интернет позволит даже в зале ресторана вести дела вдали от места работы. Для гостей ресторана «Полет» - услуги бизнес-центра, секретаря и переводчика. Отдохнуть или продолжить беседу можно в еще более неформальной обстановке - за стаканчиком виски, играя в бильярд. Также можно расслабиться с кальяном или выкурить хорошую сигару после еды.

В-третьих, ресторан «Полет» имеет огромный опыт банкетного облуживания корпоративных мероприятий ведущих компаний Пермского края. Для успешного проведения разнообразных мероприятий в отеле сотрудниками ресторана «Полет» разработано множество вариантов меню с разнообразными ценовыми предложениями завтраков, обедов, ужинов, банкетов, фуршетов, кофе-брейков. Ресторан «Полет» имеет сформированные пакеты предложений для таких мероприятий, как конференции, презентации, тренинги, юбилеи, свадьбы, корпоративные вечеринки. Для этого ресторан располагает двумя залами вместимостью 50 и

30 человек. Таким образом, ресторан «Полет» имеет возможность обслуживать мероприятия любого формата и структуры - от деловых вечерних мероприятий и дневных событий до неформальных торжеств.

Мы рады будем видеть вас в ресторане «Полет» в любое время суток! Какие акции проводятся в гостинице «Полет»? Последняя наша акция - это феерическое новогоднее шоу. Мы хотим пригласить не только всех желающих провести ночь под Новый год в «Полете», но и повеселиться на корпоративных вечеринках. С полной уверенностью могу сказать, что мы приятно удивим всех гостей новогодней программой, душевной и в тоже время зажигательной обстановкой.

А также, что немаловажно, - приемлемыми ценами. Искренне рады будем видеть всех в «Полете»!

Ресторан «Полет», тел. 2-949-646

Отель «New Star»

маркетолог Ольга Козлова:

Для гостиницы, большой или маленькой, ресторан является необходимым элементом. Гостю гораздо проще прийти в ресторан при гостинице, нежели бегать по городу в поисках подобного.

К тому же практически все гостиницы предоставляют своим гостям завтрак. Ресторан при гостинице - это неотъемлемая ее часть. Ранее считалось, что наибольшая составляющая прибыли гостиниц складывается благодаря ресторанам. По моему мнению, ресторану вне гостиницы продвинуться и завоевать позиции на рынке гораздо проще. Также бытует мнение, что ресторан при отеле работает лишь на его гостей, то есть на тех, кто живет в отеле. На самом деле ресторан при гостинице открыт для всех без исключения посетителей.

В гостиничном комплексе «New Star» - два ресторана. Ресторан «Европейский» предлагает попробовать блюда европейской и авторской кухни. Ресторан очень удобен для проведения мероприятий с большим количеством людей: его вместимость - до 200 человек. Кроме того, здесь установлены современная аудиоаппаратура и свет, есть плазменный телевизор и сцена. Китайский ресторан менее вместителен: зал на 100 посадочных мест. Вы можете заказать здесь блюда как русской, так и китайской кухонь. Кроме того, повара могут приготовить китайские блюда непосредственно перед гостями. И в европейском, и в китайском ресторанах обслуживание осуществляют метрдотели и официанты. Оба ресторана приглашают всех гостей и жителей города на бизнес-ланчи с 12.00 до 16.00. Кроме того, мы предоставляем услугу кейтеринга. Она сейчас наиболее интересна для предприятий, так как есть возможность организовать мероприятие в любом удобном для организации месте.

Рестораны отеля «New Star» дарят своим гостям специальные предложения. При заказе свадебных банкетов молодожены получают номер «Студио» за 50 %. В ноябре в ресторане «Европейский» - акция: при покупке бутылки французского вина «Божоле» вы получите сырную тарелку в подарок.

В пятницу и субботу рестораны приглашают посетить дискотеки. 2 танцпола - ретро и поп - сочетание прошлого и настоящего. Вход с флаером -

100 рублей. В ресторане «Европейский» и в китайском ресторане действует единая бонусная карта отеля «New Star».

Гости ресторана, столкнувшиеся с самой небольшой проблемой, обычно делятся на две категории. Одни с пеной у рта стараются доказать вину официантов и поваров, которые пережарили заветный стейк из лосося, и требуют скидки. Другие стоически молчат, даже если увидят в салате стайку тараканов. Находясь в вечных поисках истины, редакция сайт подробно разбирается в правах гостей, а также обязанностях представителей ресторана.

Защита прав потребителей регулируется

  • Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции 28.07.2012),
  • а также Правилами оказания услуг общественного питания , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 (в редакции 04.10.2012).

Отступления и наказания

Мы постарались разобраться, что будет если вы не хотите или не можете оплатить счет в ресторане. Читать заметку .

Во-первых, имейте в виду: совершая заказ в ресторане, вы заключаете публичный договор, соглашаясь с условиями, выдвинутыми рестораном (начиная с цены блюда и заканчивая его составом). Как заказчик вы вправе требовать точного исполнения выбранного блюда (не забывайте только, что у вас есть и обязанности ). Так эта система работает в идеальном мире, в реальности все получается немного запутаннее.

По действующему законодательству, меню (а также прейскурант) должно быть оформлено в строгом соответствии с определенными правилами. Способы приготовления, вес, сведения о составе блюд и их калорийность - все это, теоретически, должно быть указано рядом с каждой позицией меню. Если пытаться сделать все по закону, перечень блюд станет одним большим приветом из девяностых - унылым и аляповатым внешне, но, согласитесь, очень информативным. В последнее время все чаще можно увидеть фразу вроде: «Данный буклет является рекламным материалом. Официально утвержденное меню с подробной информацией, заверенной подписью и печатью предприятия, предоставляется по первому требованию посетителя». Это позволяет рестораторам, с одной стороны, делать удобное и стильное меню без привязки к правилам оказания услуг общественного питания, а с другой - игнорировать некоторые свои обязанности.

Пара примеров из меню Пицца 22 см :

Как должно быть:

Крокеты с салями и моцареллой, 270 руб.

Вес: 320 граммов,
Cостав: Картофель Рогс-мини, зелень свежая микс, сыр пармезан, соль морская, перец черный, сыр моцарелла, яйцо, колбаса салями “Пепперони”, сухари панировочные, мука пшеничная, зелень, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 138 гр./3 гр./15 гр./1 гр./0,1 гр./10 гр./1 шт./30 гр./40 гр./10 гр./60 гр.

Лазанья, 340 руб.

Как должно быть:

Лазанья, 340 руб.

Вес: 362 грамма,
Состав: макароны «Лазанья», ПФ соус «Болоньезе» (свиная шея, говядина 1С, томаты с/с), ПФ Базилик (базилик свежий, масло растительное, соль морская (сахар-песок, соус табаско), лук репчатый, морковь, свинина грудинка Поркетта, ПФ соус «Бешамель», (мука пшеничная, масло сливочное, молоко сухое, специи мускатный орех, соль морская), базилик свежий, соус томатный (п.ф. томаты с/с, соль морская, перец черный, соус табаско, чеснок св., базилик св., орегано, масло оливковое, сахар песок),
Выход: 38 гр./172 гр./20 гр./40гр./40 гр./60 гр./102 гр./2 гр./50 гр.

Шоколадный брауни, 220 руб.

Как должно быть:

Шоколадный брауни, 220 руб.

Вес: 176 граммов,
Состав: ПФ Брауни (сахар-песок, яйцо, мука пшеничная, какао-порошок, шоколад в ассортименте, масло сливочное), мороженое в ассортименте, мята свежая, сахарная пудра,
Выход: 130 гр./55 гр./1 гр./5 гр.

Возьмем простой пример: в меню нет злополучной фразы про «рекламный материал». Вы заказываете морс из черной смородины, а вам приносят напиток и с черной смородиной, и с малиной. При таком раскладе, вы можете брызгать слюной, праведно возмущаться и требовать вернуть деньги или заменить напиток на правильно приготовленный - с точки зрения закона вы будете абсолютно правы. Тем же самым вы можете заниматься, если блюдо приготовлено с явным браком. Согласно статье 18 закона о защите прав потребителя: «Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы» . Муха в супе, нарушение санитарных норм или явный технический брак в приготовлении блюда - все это вполне резонные причины отказа от оплаты или требования замены.

Брак - это не ваше субъективное мнение

Оговоримся сразу: технический брак - это не ваше субъективное мнение («Этот стейк недостаточно из мяса»), он определяется пунктом 19 правил оказания услуг общественного питания: «Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа». Это же касается и вина: одно дело, если вам не понравилось только что открытое мерло (ну не любите вы этот сорт, с кем не бывает), а другое - если оно действительно испортилось в процессе хранения и, например, пахнет «пробкой».

Исходя из 26 правила оказания услуг общественного питания, потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  • безвозмездного повторного изготовления продукции общественного питания надлежащего качества.

В случае, если вы отравились в ресторане, нужно первым делом обратиться к врачу и попросить его указать в медицинских документах (сначала в медкарте, а потом и в выписке из нее), что вы жалуетесь не просто на боль в животе, а именно на отравление после посещения заведения общественного питания. После лечения, нужно будет написать красивую, но юридически грамотную кляузу на ресторан или кафе, сославшись на 14 и 15 статью закона о защите прав потребителей (они затрагивают имущественную ответственность заведения за вред, причиненный вследствие недостатков товара и компенсацию морального вреда соответственно). В претензии необходимо указать, что вашему здоровью был причинен ущерб, и приложить к заявлению все имеющиеся документы (включая чек из ресторана или, если он отсутствует, показания свидетелей). Для пущего устрашения рестораторов, можно припугнуть их статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных для заведения штрафах или Роспотребнадзором, функции которого сейчас стремительно расширяются.

Чаще всего представители ресторана стараются решить такие вопросы полюбовно (а по закону они должны возместить убытки ужина в заведении, похода к врачу и лечения, а также компенсировать моральный ущерб). Если же ресторан решил по какой-то причине не удовлетворять ваши требования, со спокойной совестью идите в суд. Но, предупреждаем, судебные разбирательства и исполнительное делопроизводство в России длятся довольно долго - иногда до шести месяцев.

Если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится

Из забавного: с точки зрения закона № 2300-1 потребителем может считаться только: «гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Поэтому в том, что касается трактовки обеда или ужина во время деловых переговоров, мнения юристов могут расходиться. Один из опрошенных экспертов считает, что если находиться в ресторане как представитель юридического лица, то в отношениях с заведением вы выступаете в качестве гражданина, так как заказывая еду, вы удовлетворяете свои экзистенциальные потребности в питании. Другой, что если если во время деловых переговоров, которые проходят в ресторане, в вашей тарелке окажется волос, таракан и отпечаток ботинка шефа, пожаловаться у вас никуда не получится, а суд встанет на сторону ресторана. Просто потому, что в данном случае вы представляете собой не гражданина, а юрлицо.

"Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА"

Московский артистический кружок был основан в шестидесятых годах и окончил свое существование в начале восьмидесятых годов. Кружок занимал весь огромный бельэтаж бывшего голицынского дворца, купленного в сороковых годах купцом Бронниковым. Кружку принадлежал ряд зал и гостиных, которые образовывали круг с огромными окнами на Большую Дмитровку с одной стороны, на Театральную площадь-с другой, а окна белого голицынского зала выходили на Охотный ряд.

Противоположную часть дома тогда занимали сцена и зрительный зал, значительно перестроенные после пожара в начале этого столетия.

Круг роскошных, соединенных между собой зал и гостиных замыкал несколько мелких служебных комнат без окон, представлявших собой островок, замаскированный наглухо стенами, вокруг которого располагалось круглое фойе.

Любимым местом гуляющей по фойе публики всегда был белый зал с мягкой мебелью и уютными уголками.

Великим постом это фойе переполнялось совершенно особой публикой-провинциальными актерами, съезжавшимися для заключения условий с антрепренерами на предстоящий сезон.

По блестящему паркету разгуливали в вычурных костюмах и первые

"персонажи", и очень бедно одетые маленькие актеры, хористы и хористки. Они мешались в толпе с корифеями столичных и провинциальных сцен и важными, с золотыми цепями, в перстнях антрепренерами, приехавшими составлять труппы для городов и городишек.

Тут были косматые трагики с громоподобным голосом и беззаботные будто бы, а на самом деле себе на уме комики - "Аркашки" в тетушкиных кацавейках и в сапогах без подошв, утраченных в хождениях "из Вологды в Керчь и из Керчи в Вологду". И все это шумело, гудело, целовалось, обнималось, спорило и голосило.

Великие не очень важничали, маленькие не раболепствовали. Здесь все чувствовали себя запросто: Гамлет и могильщик, Пиккилы и Ахиллы, Мария Стюарт и слесарша Пошлепкина. Вспоминали былые сезоны в Пинске, Минске, Хвалынске и Иркутске.

Все актеры и актрисы имели бесплатный вход в Кружок, который был для них необходимостью: это было единственное место для встреч их с антрепренерами.

Из года в год актерство помещалось в излюбленных своих гостиницах и меблирашках, где им очищали места содержатели, предупрежденные письмами, хотя в те времена и это было лишнее: свободных номеров везде было достаточно, а особенно в таких больших гостиницах, как "Челыши".

Теперь на месте "Челышей" высится огромное здание гостиницы

"Метрополь", с ее разноцветными фресками и "Принцессой Грезой" Врубеля, помогавшего вместе с архитектором Шехтелем строителю "Метрополя" С. И.

Мамонтову.

А в конце прошлого столетия здесь стоял старинный домище Челышева с множеством номеров на всякие цены, переполненных великим постом съезжавшимися в Москву актерами. В "Челышах" останавливались и знаменитости, занимавшие номера бельэтажа с огромными окнами, коврами и тяжелыми гардинами, и средняя актерская братия-в верхних этажах с отдельным входом с площади, с узкими, кривыми, темными коридорами, насквозь пропахшими керосином и кухней.

Во второй половине поста многие переезжали из бельэтажа наверх...

подешевле.

Вторым актерским пристанищем были номера Голяшкина, потом -

Фальцвейна, на углу Тверской и Газетного переулка. Недалеко от них, по Газетному и Долгоруковскому переулкам, помещались номера "Принц", "Кав-

каз" и другие. Теперь уже и домов этих нет, на их месте стоит здание телеграфа.

Не менее излюбленным местом были "Черныши", в доме Олсуфьева, против Брюсовского переулка.

Были еще актерские номера на Большой Дмитровке, на Петровке, были номера при Китайских банях, на Неглинном, довольно грязные, а самыми дешевыми были меблирашки "Семеновка" на Сретенском бульваре, где в 1896 году выстроен огромный дом страхового общества "Россия".

В "Семеновку" пускали жильцов с собаками. Сюда главным образом приезжали из провинции комические старухи на великий пост.

Начиная от "Челышей" и кончая "Семеновкой", с первой недели поста актеры жили весело. У них водились водочка, пиво, самовары, были шумные беседы... Начиная с четвертой-начинало стихать. Номера постепенно освобождались: кто уезжал в провинцию, получив место, кто соединялся с товарищем в один номер. Начинали коптить керосинки: кто прежде обедал в ресторане, стал варить кушанье дома, особенно семейные.

Керосинка не раз решала судьбу людей. Скажем, у актрисы А. есть керосинка. Актер Б., из соседнего номера, прожился, обедая в ресторане.

Случайный разговор в коридоре, разрешение изжарить кусок мяса на керосинке... Раз, другой...

А я тоже собираюсь купить керосинку! Уж очень удобно! - говорит актер Б.

Да зачем же, когда у меня есть!-отвечает актриса А.

Проходит несколько дней.

Ну, что зря за номер платить! Переноси свою керосинку ко мне... У меня комната побольше!

И счастливый брак на "экономической" почве состоялся.

Актеры могли еще видеться с антрепренерами в театральных ресторанах:

"Щербаки" на углу Кузнецкого переулка и Петровки, "Ливорно" в Кузнецком переулке и "Вельде" за Большим театром; только для актрис, кроме Кружка, другого места не было. Здесь они встречались с антрепренерами, с товарищами по сцене, могли получить контрамарку в театр и повидать воочию своих драматургов: Островского, Чаева, Потехина, Юрьева, а так-

же многих других писателей, которых знали только по произведениям, и встретить знаменитых столичных актеров: Самарина, Шумского, Садовского, Ленского, Музиля, Горбунова, Киреева. Провинциальные актеры имели возможность и дебютировать в пьесах, ставившихся на сцене Кружка-единственном месте, где разрешалось играть великим постом. Кружок умело обошел закон, запрещавший спектакли во время великого поста, в кануны праздников и по субботам. Кружок ставил-с разрешения генерал-губернатора князя Долгорукова, воображавшего себя удельным князем и не подчинявшегося Петербургу,- спектакли и постом, и по субботам, но с тем только, чтобы на афишах стояло: "сцены из трагедии "Макбет", "сцены из комедии "Ревизор" или

"сцены из оперетты "Елена Прекрасная", хотя пьесы шли целиком.

Литературно-художественный кружок основался совершенно случайно в немецком ресторане "Альпийская роза" на Софийке.

Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах.

В одном из них председательствовал певец А. И. Барцал, а в другом-литератор, историк театра В. А. Михайловский - оба бывшие посетители закрывшегося Артистического кружка.

Как-то в память этого объединявшего артистический мир учреждения В. А.

Михайловский предложил устраивать время от времени артистические ужины, а для начала в ближайшую субботу собраться в Большой Московской гостинице.

Мысль эта была подхвачена единодушно, и собралось десятка два артистов с семьями. Весело провели время, пели, танцевали под рояль. Записались тут же на следующий вечер, и набралось желающих так много, что пришлось в этой же гостинице занять большой зал... На этом вечере был весь цвет Малого и Большого театров, литераторы и музыканты. Читала М. Н. Ермолова, пел Хохлов, играл виолончелист Брандуков. Программа вышла богатая. И весной 1898 года состоялось в ресторане "Эрмитаж" учредительное собрание, выработан был устав, а в октябре 1899 года, в год столетия рождения Пушкина, открылся Литературно-художественный кружок в доме графини Игнатьевой, на Воздвиженке.

Роскошные гостиные, мягкая мебель, отдельные столики, уголки с трельяжами, камины, ковры, концертный рояль... Уютно, интимно... Эта интимность Кружка и была привлекательна. Приходили сюда отдыхать, набираться сил и вдохновения, обменяться впечатлениями и переживать счастливые минуты, слушая и созерцая таланты в этой непохожей на клубную обстановке. Здесь каждый участвующий не знал за минуту, что он будет выступать. Под впечатлением общего настроения, наэлектризованный предыдущим исполнителем, поднимался кто-нибудь из присутствовавших и читал или монолог, или стихи из-за своего столика, а если певец или музыкант - подходил к роялю. Молодой еще, застенчивый и скромный, пробирался аккуратненько между столиками Шаляпин, и его бархатный молодой бас гремел: Люди гибнут за металл...

Потом чаровал нежный тенор Собинова. А за ними вставали другие, великие тех дней.

Звучала музыка известных тогда музыкантов... Скрябин, Игумнов, Корещенко....

От музыки Корещенки Подохли на дворе щенки,-

сострил раз кто-то, но это не мешало всем восторгаться талантом юного композитора-пианиста.

Все больше и больше собиралось посетителей, больше становилось членов клуба. Это был единственный тогда клуб, где членами были и дамы. От наплыва гостей и новых членов тесно стало в игнатьевских залах.

Отыскали новое помещение, на Мясницкой. Это красивый дом на углу Фуркасовского переулка. Еще при Петре I принадлежал он Касимовскому царевичу, потом Долгорукову, умершему в 1734 году в Березове в ссылке, затем Черткову, пожертвовавшему свою знаменитую библиотеку городу, и в конце концов купчиха Обидина купила его у князя Гагарина, наследника Чертковых, и сдала его под Кружок.

Помещение дорогое, расходы огромные, но число чле-

нов росло не по дням, а по часам. Для поступления в действительные члены явился новый термин: "общественный деятель". Это было очень почтенно и модно и даже иногда заменяло все. В баллотировочной таблице стояло:

"...такой-то, общественный деятель",- и выборы обеспечены. В члены-соревнователи выбирали совсем просто, без всякого стажа.

Но членских взносов оказалось мало. Пришлось организовать карточную игру с запрещенной "железкой". Члены Охотничьего клуба, избранные и сюда, сумели организовать крупную игру, и штрафы с засидевшихся за "железкой"

игроков пополняли кассу. Штрафы были такие: в 2 часа ночи-30 копеек, в 2

часа 30 минут- 90 копеек, то есть удвоенная сумма плюс основная, в 3 часа

2 рубля 10 копеек, в 3 часа 30 минут - 4 рубля 50 копеек, в 4 часа-9

рублей 30 копеек, в 5 часов- 18 рублей 60 копеек, а затем Кружок в 6 часов утра закрывался, и игроки должны были оставлять помещение, но нередко игра продолжалась и днем, и снова до вечера...

Игра была запрещенная, полиция следила за клубом, и были случаи, что составлялся протокол, и "железка" закрывалась.

Тут поднимались хлопоты о разрешении, даже печатались статьи в защиту клубной игры, подавались слезницы генерал-губернатору, где доказывалось, что игра не вред, а чуть ли не благодеяние, и опять играли до нового протокола.

Тесно стало помещение, да и карточные комнаты были слишком на виду.

В это время Елисеев в своем "дворце Бахуса" отделал роскошное помещение с лепными потолками и сдал его Кружку. Тут были и удобные, сокровенные комнаты для "железки", и залы для исполнительных собраний, концертов, вечеров.

Кружок сделался самым модным буржуазным клубом, и помещение у Елисеева опять стало тесно. Выработан был план, по которому отделали на Большой Дмитровке старинный барский особняк. В бельэтаже-огромный двухсветный зал для заседаний, юбилеев, спектаклей, торжественных обедов, ужинов и вторничных "собеседований". Когда зал этот освобождался к двум часам ночи, стулья перед сценой убирались, вкатывался десяток круглых столов для

"железки", и шел открытый азарт вовсю, переносившийся из разных столовых, гостиных и специальных карточных комнат. Когда зал был занят, игра происходила в разных помещениях.

Каких только комнат не было здесь во всех трех этажах! Запасная столовая, мраморная столовая, зеркальная столовая, верхний большой зал, верхняя гостиная, нижняя гостиная, читальня, библиотека (надо заметить, прекрасная)

и портретная, она же директорская. Внизу бильярдная, а затем, когда и это помещение стало тесно, был отделан в левом крыле дома специально картежный зал-"азартный". Летняя столовая была в небольшом тенистом садике, с огромным каштаном и цветочными клумбами, среди которых сверкали электричеством вычурные павильончики-беседки для ужинающих веселыми компаниями, а во всю длину сада тянулась широкая терраса, пристроенная к зданию клуба в виде огромного балкона. Здесь у каждой компании был свой излюбленный стол.

Едва ли где-нибудь в столице был еще такой тихий и уютный уголок на чистом воздухе, среди зелени и благоухающих цветов, хотя тишина и благоухание иногда нарушались беспокойным соседом-двором и зданиями Тверской полицейской части, отделенной от садика низенькой стеной.

Выше векового каштана стояла каланча, с которой часовой иногда давал тревожные звонки о пожаре, после чего следовали шум и грохот выезжающей пожарной команды, чаще слышалась нецензурная ругань пьяных, приводимых в

"кутузку", а иногда вопли и дикие крики упорных буянов, отбивающих покушение полицейских на их свободу...

Иногда благоухание цветов прорывала струйка из навозных куч около конюшен, от развешанного мокрого платья пожарных, а также из всегда открытых окон морга, никогда почти не пустовавшего от "неизвестно кому принадлежащих трупов", поднятых на улицах жертв преступлений, ожидающих судебно-медицинского вскрытия. Морг возвышался рядом со стенкой сада... Но к этому все так привыкли, что и внимания не обращали.

Только раз как-то за столом "общественных деятелей" один из них, выбирая по карточке вина, остановился на напечатанном на ней портрете Пушкина и с возмущением заметил:

При чем здесь Пушкин? Это профанация!

Пушкин всегда и при всем. Это великий пророк... Помните его слова, относящиеся и ко мне, и к вам, и ко многим здесь сидящим... Разве не о нас он сказал: И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Говорившего дополнил сосед-весельчак:

Уж там запишут или не запишут ваши имена, а вот что Пушкин верно сказал, так это: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть.

И указал одной рукой на морг, а другой - на соседний стол, занятый картежниками, шумно спорившими.

Этот разговор происходил в августе 1917 года, когда такие клубы, действительно, были уже "у гробового входа".

Через месяц Кружок закрылся навсегда.

Когда новое помещение для азартной игры освободило большой двухсветный зал, в него были перенесены из верхних столовых ужины в свободные от собраний вечера. Здесь ужинали группами, и каждая имела свой стол. Особым почетом пользовался длинный стол, накрытый на двадцать приборов. Стол этот назывался "пивным", так как пиво было любимым напитком членов стола и на нем ставился бочонок с пивом. Кроме этого, стол имел еще два названия:

"профессорский" и "директорский".

Завсегдатаи стола являлись после десяти часов и садились закусывать.

Одни ужинали, другие играли в скромные винт и преферанс, третьи проигрывались в "железку" и штрафами покрывали огромные расходы Кружка.

Когда предреволюционная температура 1905 года стала быстро подниматься, это отразилось и в Кружке ярче, чем где-нибудь.

С эстрады стало говориться то, о чем еще накануне молчали. Допущена была какая-то свобода действия и речей.

Все было разрешено, или, лучше сказать, ничего не запрещалось.

С наступлением реакции эстрада смолкла, а разврат усилился.

Правительство боялось только революционеров, а все остальное поощряло: разрешало шулерские притоны, частные клубы, разгул, маскарады, развращающую литературу,-только бы политикой не пахло.

Допустили широчайший азарт и во всех старых клубах.

Отдельно стоял только неизменный Английский клуб, да и там азартные игры процветали, как прежде. Туда власти не смели сунуть носа, равно как и дамы.

В Купеческом клубе жрали аршинных стерлядей на обедах. В Охотничьем -

разодетые дамы "кушали деликатесы", интриговали на маскарадах, в карточные их не пускали. В Немецком-на маскарадах, в "убогой роскоши наряда", в трепаных домино, "замарьяживали" с бульвара пьяных гостей, а шулера обыгрывали их в карточных залах.

Огромный двухсветный зал. Десяток круглых столов, по десяти и двенадцати игроков сидят за каждым, окруженные кольцом стоящих, которые ставят против банка со стороны. Публика самая разнообразная. За "рублевыми"

столами - шумливая публика, споры,

Вы у меня рубль отсюда стащили!

Нет, вы у меня сперли!

Дежурный!

Кто украл? У вас украли или вы украли?

За "золотыми" столами, где ставка не меньше пяти рублей, публика более

"серьезная", а за "бумажным", с "пулькой" в двадцать пять рублей, уже совсем

"солидная".

На дамах бриллианты, из золотых сумочек они выбрасывают пачки кредиток... Тут же сидят их кавалеры, принимающие со стороны участие в их игре или с нетерпением ожидающие, когда дама проиграется, чтобы увезти ее из клуба...

Много таких дам в бриллиантах появилось в Кружке после японской войны.

Их звали "интендантскими дамами". Они швырялись тысячами рублей, особенно

"туровала" одна блондинка, которую все называли "графиней". Она была залита бриллиантами. Как-то скоро она сошла на нет-сперва слиняли бриллианты, а там и сама исчезла. Ее потом встречали на тротуаре около Сандуновских бань...

Самая крупная игра - "сотенный" стол, где меньшая ставка сто рублей,-

велась в одной из комнат вверху или внизу.

Иногда кроме сотенной "железки" в этой комнате играли в баккара.

Раз игра в баккара дошла до невиданных размеров. Были ставки по пяти и десяти тысяч. Развели эту игру два восточных красавца с довольно зверскими лицами, в черкесках дорогого сукна, в золотых поясах, с кинжалами, сверкавшими крупными драгоценными камнями. Кем записаны они были в первый раз - неизвестно, но в первый же день они поразили таким размахом игры, что в следующие дни этих двух братьев-князей Шаховых- все записывали охотно.

Они держали ответственный банк в баккара без отказа, выложив в обеспечение ставок пачки новеньких крупных кредиток на десятки тысяч. За ними увивались

Ежедневно все игроки с нетерпением ждали прихода князей: без них игра не клеилась. Когда они появлялись, стол оживал. С неделю они ходили ежедневно, проиграли больше ста тысяч, как говорится, не моргнув глазом - и вдруг в один вечер не явились совсем (их уже было решено провести в члены-соревнователи Кружка).

Где же азиаты? - волновались игроки.

Напрасно ждете. Их вы не увидите,-заявил вошедший в комнату репортер одной газеты.

Молчаливое удивление.

Сегодня сообщили в редакцию, что они арестованы. Я ездил проверить известие: оба эти князя никакие не князья, они оказались атаманами шайки бандитов, и деньги, которые проигрывали, они привезли с последнего разбоя в Туркестане. Они напали на почту, шайка их перебила конвой, а они собственноручно зарезали почтовых чиновников, взяли ценности и триста тысяч новенькими бумажками, пересылавшимися в казначейство. Оба они отправлены в Ташкент, где их ждет виселица.

Потому, что для нашего читателя интереснее та сторона жизни, которая даже во времена существования клубов была покрыта тайной, скрывавшей те истинные источники средств, на которые строилась "общественная деятельность" этих клубов.

О последней так много писалось тогда и, вероятно, еще будет писаться в мемуарах современников, которые знали только одну казовую сторону: исполнительные собрания с участием знаменитостей, симфонические вечера, литературные собеседования, юбилеи писателей и артистов с крупными именами, о которых будут со временем писать... В связи с ними будут, конечно, упоминать и Литературно-художественный кружок, насчитывавший более 700

членов и 54 875 посещений в год.

Еще найдутся кое у кого номера журнала "Известия Кружка" и толстые, отпечатанные на веленевой бумаге с портретом Пушкина отчеты.

В них, к сожалению, ни слова о быте, о типах игроков, за счет азарта которых жил и пировал клуб.

Владимир Гиляровский - Москва и москвичи - ДВА КРУЖКА , читать текст

См. также Гиляровский Владимир - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Москва и москвичи - ДРАМАТУРГИ ИЗ СОБАЧЬЕГО ЗАЛА
Все от пустяков - вроде дырки в кармане. В те самые времена, о которых...

Москва и москвичи - ИЗ ЛЕФОРТОВА В ХАМОВНИКИ
На другой день после приезда в Москву мне пришлось из Лефортова отправ...

В 1870-м году в Москве рядом с Немецким клубом (дом 9) на Софийке открылся ресторан и гостиница "Альпийская роза" (дом 4). Ресторан был немецкий, с настоящим пельзенским пивом и европейской кухней. Завсегдатаями ресторана были немцы.
Однако вскоре москвичи разузнали про недорогое пиво, сытную кухню, и чинным бюргерам пришлось потесниться.

Ресторан "Альпийская роза" вообще-то считался заведением чинным, европейским. Во всяком случае, в
дневное время. В завтрак и обед сюда приходили московские немцы, как торговые, так и служилые. Кушали свиную ногу с кислой капустой, пили настоящее баварское пиво, читали берлинские, венские и рижские газеты. Но к вечеру скучные пивохлебы отправлялись по домам - подвести баланс по учетным книгам, поужинать да засветло на перину, а в "Розу" начинала стекаться публика повеселей и пощедрей. Преобладали все-таки иностранцы, из тех, кто легче нравом и при этом предпочитает веселиться не на русский, а на европейский лад, без пьяного крика и расхристанности. Б.Акунин "Смерть Ахиллеса"

В.Гиляровский вспоминает: "Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы. После спектаклей здесь собирались артисты Большого и Малого театров и усаживались в двух небольших кабинетах".

В неприкосновенности оставался только "немецкий" кабинет ресторана. Консервативные бюргеры заранее откупили этот кабинет за 600 рублей в год с условием, что кроме них никто занимать его не будет. До сих пор наверху в одной из комнат бывшей гостиницы есть заложенная кирпичом дверь, которая раньше вела на черную лестницу, по которой носили еду и напитки из ресторана в номера. Доход от гостиницы и ресторана был выше стоимости дома и составлял в 1903 году 45 тыс.рублей, а в 1909 году - 58.910 рублей.


Рельефный фриз "Альпийской розы" может соревноваться с фризом Андреева на "Метрополе".

С рестораном "Альпийская роза" был тесно связан "кофейный" или "кафейный" период русской литературы. «Был в истории русской словесности один этап, который можно назвать «кофейным периодом поэзии,» - писал А.М.Арго в своих воспоминаниях. Это были годы после революции: «Как-то в летний день 1918 года, когда начинался «кафейный» период в жизни поэтической Москвы, когда печатать стихи стало трудно, а за выступления в кафе поэтам платили, я зашел в кафе «Альпийская роза» на Софийке (теперь Пушечная)» - это воспоминания П.Н.Зайцева о Сергее Есенине, который был завсегдатаем литературных вечеров в "Альпийской розе".

Поэзия стала последним этапом в жизни кафе. После революции гостиница и ресторан закрылись.

Михаил Афанасьевич Булгаков описал "хрустальный зал" кухни "Альпийской розы" в своей "Дьяволиаде", именно в этой кухне располагалась контора Главцентрбазспимата (Главная Центральная База Спичечных Материалов) на штатной должности делопроизводителя и прослужил целых 11 месяцев товарищ Коротков.

Коротков пешком одолел три версты и, запыхавшись, вбежал в канцелярию, как раз когда кухонные часы "Альпийской розы" пробили одиннадцать раз. В канцелярии его ожидало зрелище совершенно необычайное
для одиннадцати часов утра. Лидочка де Руни, Милочка Литовцева, Анна Евграфовна, старший бухгалтер Дрозд, инструктор Гитис, Номерацкий, Иванов, Мушка, регистраторша, кассир - словом, вся канцелярия не сидела на своих местах за кухонными столами бывшего ресторана "Альпийской розы", а стояла, сбившись в тесную кучку у стены, на которой гвоздем была прибита четвертушка бумаги.

"Дьяволиада" сменилась цирком. И в наше время в доме 4 на Пушечной улице (бывшей Софийке) располагается Творческий союз цирковых деятелей России.

Loading...Loading...