Как запечь копченое мясо в духовке. Свиная шейка горячего копчения. Рыба, копчённая в духовке

Описательная психология

В.Дильтей - выдающийся немецкий историк культуры, философ и психолог. Он является основателем т.н. `описательной психологии`, в основе которой лежит метод `понимания` как непосредственного постижения духовной целостности. `Описательная психология` оказалабольшое влияние на ведущих представителей различных психологических школ XX века. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Вильгельм Дильтей

ГЛАВА ПЕРВАЯ МЫСЛИ ОБ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Задача психологического обоснования наук о духе

Объяснительная психология, привлекающая к себе в настоящее время столь значительную долю внимания и труда, устанавливает систему причинной связи, предъявляющую притязание на то, чтобы сделать понятными все явления душевной жизни. Она хочет объяснить уклад душевного мира, с его составными частями, силами и законами, точно так, как химия или физика объясняют строение мира телесного. Особенно яркими представителями этой объяснительной психологии являются сторонники психологии ассоциативной, Гербарт, Спенсер, Тэн, выразители различных форм материализма. Различие между науками объяснительными и описательными, на котором мы здесь основываемся, соответствует обычному словоупотреблению. Под объяснительной наукой следует разуметь всякое подчинение какой-либо области явлений причинной связи при посредстве ограниченного числа однозначно определяемых элементов (т.е. составных частей связи). Это понятие является идеалом подобной науки, образовавшимся в особенности под влиянием развития атомистической физики. Объяснительная психология, следовательно, стремится подчинить явления душевной жизни некоторой причинной связи при посредстве ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Мысль – смелости чрезвычайной, – она заключала бы в себе возможность неизмеримого развития наук о духе до строгой системы причинного познания, соответствующей системе естественных наук. Если всякое учение о душе стремится осознать причинные соотношения в душевной жизни, то отличительным признаком объяснительной психологии является ее убеждение в возможности вывести вполне законное и ясное познание душевных явлений из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Название конструктивной психологии было бы еще более точным и ярким наименованием ее. Вместе с тем это название выделило бы и подчеркнуло великую историческую связь, к которой она относится.

Объяснительная психология может достигнуть свою цель только путем сцепления гипотез. Понятие гипотезы может рассматриваться различным образом. Прежде всего, можно обозначить именем гипотезы всякое заключение, дополняющее при помощи индукции совокупность того, что добыто опытным путем. Содержащийся в таком заключении конечный вывод, в свою очередь, содержит в себе ожидание, простирающееся из области данного также и на не-данное. Психологические изложения всякого рода содержат в себе подобные дополнительные заключения, как нечто само собою разумеющееся. Я даже не в состоянии отнести воспоминание к прежнему впечатлению без такого рода заключения. Было бы просто неразумно желать исключить из психологии гипотетические составные части; и несправедливо было бы ставить употребление их в упрек объяснительной психологии, так как психология описательная точно так же не могла бы обойтись без них. Но в области естественных наук понятие гипотезы получило развитие в более определенном смысле на основании данных в познании природы условий. Так как чувствам даны только сосуществование и последовательность без причинной связи между одновременным или последовательным, то причинная связь в нашем понимании природы возникает лишь путем дополнения. Таким образом, гипотеза является необходимым вспомогательным средством прогрессирующего познания природы. Если, как обычно бывает, несколько гипотез представляются одинаково возможными, то задача состоит в том, чтобы, путем развития вытекающих из них следствий и сравнения этих последних с фактами, одну гипотезу доказать, а остальные исключить. Сила естественных наук заключается в том, что они в лице математики и эксперимента обладают вспомогательными средствами, придающими указанному методу высшую степень точности и достоверности. Наиболее значительным и поучительным примером того, как гипотеза переходит в область постоянного владения науки, может служить гипотеза Коперника о вращении Земли вокруг собственной оси в течении 24 часов без 4-х минут и о поступательном движении ее одновременно вокруг Солнца в 365 1/4 солнечных дней, гипотеза, развитая и обоснованная Кеплером, Галилеем, Ньютоном и другими, и ставшая теорией, не подлежащей более сомнениям. Другим известным примером возрастания вероятности гипотезы до степени, когда нет надобности уже принимать в соображение иные возможности, представляется объяснение световых явлений гипотезой колебаний в противоположность гипотезе эманации. Вопрос о наступлении момента, когда лежащая в основании естественнонаучной теории гипотеза достигает, путем проверки вытекающих из нее выводов на фактах действительности и в связи с общим познанием природы, такой степени вероятности, что может быть отброшено название гипотезы, – является, естественно, вопросом праздным и вместе с тем неразрешимым. Существует весьма простой признак, при помощи которого я различаю гипотезы в обширной области положений, основанных на заключениях. Пусть какое-нибудь заключение в состоянии ввести явление или круг явлений в подходящую для них связь, согласующуюся со всеми известными фактами и признанными теориями, но если оно не исключает других возможностей объяснения, тогда мы, конечно, имеем дело с гипотезой. Лишь только признак этот имеет место, подобное положение носит характер гипотетический. Но даже и при отсутствии этого признака, даже там, где противоположные гипотезы не выставлялись или не утверждались, все-таки остается открытым вопрос, не носит ли положение, основанное на индуктивных заключениях, гипотетического характера. Ведь мы не располагаем, в конце концов, безусловным признаком, при помощи которого мы при всяких обстоятельствах в состоянии были бы отличать естественнонаучные положения, нашедшие окончательную формулировку на вечные времена, от таких положений, которые выражают связь явлений лишь применительно к нынешнему состоянию наших знаний об этих явлениях. Между наивысшей степенью вероятности, которой может достигнуть индуктивно обоснованная теория, и аподиктичностью, свойственной математическим основным соотношениям, всегда лежит пропасть, через которую невозможно перекинуть мост. Не одни только численные соотношения носят такой аподиктический характер; как бы ни образовался наш пространственный образ, память об этом процессе изгладилась из нашего сознания; этот образ просто существует; мы можем в любом месте пространства представить себе одни и те же основные соотношения, совершенно независимо от места, в котором они возникают. Геометрия есть анализ этого совершенно независимого от существования отдельных предметов пространственного образа. В этом смысле гипотезам принадлежит решающее значение не только как определенным стадиям в возникновении естественнонаучных теорий; нельзя предвидеть, каким образом, даже при самом крайнем увеличении степени вероятности нашего объяснения природы, может когда-нибудь вполне исчезнуть гипотетический характер этого объяснения. Естественнонаучные убеждения наши нисколько от этого не колеблются. Когда Лаплас ввел теорию вероятности в рассмотрение индуктивных заключений, этот метод исчисления был распространен и на степень достоверности нашего познания природы. Этим вырывается почва у того, кто хотел бы пользоваться гипотетическим характером нашего объяснения природы в интересах как бесплодного скептицизма, так и подчиненного богословию мистицизма. Но так как объяснительная психология в область душевной жизни переносит метод естественнонаучного образования гипотез, благодаря которому то, что дано, дополняется присоединением причинной связи, то возникает вопрос, правомерно ли подобное перенесение. Требуется доказать, что в объяснительной психологии это перенесение точно имеет место и указать на те точки зрения, при которых возникают против него возражения; и то и другое затрагивается здесь лишь мимоходом, так как во всем дальнейшем изложении будут встречаться прямые или косвенные соображения по этому поводу.

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ-идеалист Вильгельм Дильтей (1833-1911 гг.), основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Основной психологический труд В.Дильтея - «Описательная психология» (1894 г.).

Деятельность Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания (наук о духе). Согласно В.Дильтею, все науки о духе должны базироваться на психологии.

Он исходил из положения о том, что все «системы культуры - хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства - возникли из живой связи человеческой души... и не могут, в конце концов, быть поняты иначе, как из того же источника. Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа».

Вследствие психологизации трактовки общества и наук о духе оказалось, что «развитие отдельных наук связано с разработкой психологии». Утверждалось, что «психология будет основанием наук о духе, подобно тому, как математика - основа естествознания».

Однако, существующая психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике, ибо до сих пор она развивалась из «неправомерного распространения естественно-научных понятий на область душевной жизни», так как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма научного знания.

Естественно-научная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у В.Дильтея отрицательную оценку.

«...В кровеносной системе познающих субъектов, которых конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, но разбавленный сок разума как чистой мысли психологии», которую Дильтей называет объяснительной, так как ее гипотезы, представления об элементах - атомах и их ассоциациях и др., - не доказуемы. Ее предметом не являлась полнота человеческой природы - объяснительная психология не может объяснить подлинную жизнь души потому, что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проистекают из непонимания специфики психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками по предмету и по методу.



Естественные науки имеют дело с фактами, которые даются извне при посредстве чувств, как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений.

В психологии факты выступают изнутри как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто, первично данное. Связные комплексы первоначальны и даны в переживании, они представляют неразложимую цельность.

По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привлечением гипотез, экспериментом. Природу мы объясняем. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснения в этом естественно-научном смысле, в смысле поиска причин. Душевную жизнь мы постигаем, то есть уясняем ее смысл. Эксперимент в психологии возможен, но - только в пограничных областях душевной жизни, в центральных же - нет.

Противопоставление понимания и объяснения - центральный методологический принцип всей описательной психологии. Это противопоставление явилось формой критики натурализации в психологическом исследовании, которая свойственна естественно-научно-ориентированной психологии.

Понимание как метод понимающей психологии, принципиально отлично от интроспекции. Интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного.

«Мы постигаем человеческую природу не с помощью интроспекции... Существуют новые категории, образы и формы жизни, к которым и следует обратиться и которые сами не обнаруживаются в индивидуальной жизни. Индивид - это лишь точка пересечения систем культуры и организаций, куда вплетено его бытие: как же можно их понять, исходя из индивида? » Понимание не тождественно и рациональному познанию о понятиях: описательная психология обязана выяснить невозможность того, чтобы переживания были возведены в понятия.

«Что такое человек, можно узнать не путем размышления над самим собой и даже не посредством экспериментов, а только лишь из истории». Понять - это значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи, которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культур"е, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.

По В.Дильтею, в противоположность психологии абстрактной, схематической, объяснительной - описательная психология (или расчленяющая) - есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится - не нравится), волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс. Внутренняя сопряженность этих моментов составляет собственную структуру сознания.

Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Они объединяют всю нашу душевную жизнь в единую связь таким образом, что именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при удовлетворении побуждений. Таким образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность.

Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом - это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения. Мы постигаем ценность жизненных отношений, взглядов и идей, деятельности, выбирая из этого то, что нам полезно, и создаем новые ценности в процессе жизни. Постижение ценностей и созидание новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического развития.

Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром - физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

В детстве игра является необходимым проявлением жизни.

В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых не испытаны.

В зрелости происходит осознание действительных ценностей.

В старости человеку открываются особо значительные ценности. Произведения, созданные в старости, отличаются особой возвышенностью.

Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий ее момент был бы исполнен чувства своей самодовлеющей ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям, ибо «с поступательным течением жизни развивается все более расчлененный склад душевной жизни, которому доступны все высшие достижения».

Мысли В.Дильтея о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностей, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств.

По точной оценке С.Л.Рубинштейна, «в противоположность глубинной психологии 3.Фрейда, психология В.Дильтея может быть охарактеризована как вершинная психология. Так же, как Фрейд, Дильтей хочет познавать психологию личности в ее глубинах. Но в отличие от Фрейда, и даже в противоположность ему, он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях».

Позиции В.Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрангера (1882 - 1963 гг.). Ее задачей является исследование отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмет общей психологии как науки о духе) и выявление типов (форм) смысловой направленности, получивших название «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе). Основное понятие психологии Шпрангера - формы жизни.

От общего утверждения В.Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности, как определяемой эмоциональным отношением субъекта, Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение (как это было у В.Дильтея), основанию.

Ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и т. п: Э.Шпрангер выделяет шесть типов объективных ценностей:

1) теоретические (область науки, проблема истинности);

2) экономические (материальные блага, полезность);

3) эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению);

4) социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);

5) политические (власть как ценность);

6) религиозные (смысл жизни).

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие, определяющие жизнь, - образуют психическую структуру личности.

На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:

1. Теоретический человек (все его стремления направлены к познанию);

2. Эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями);

3. Экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни);

4. Социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других);

5. Политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию);

6. Религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).

Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из этих психологических представлений, Шпрангер делал педагогические выводы. Всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.

Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии, как науке о душе. Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций, как чисто духовный процесс.

«При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным... понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития».

Мы кратко остановились на ведущих направлениях зарубежной психологии периода «открытого кризиса», их развитии и современных течениях, прямо или косвенно с ними связанных. Бессознательное и его влияние на сознание, целостные структуры, поведение, процесс личностного роста, измененные состояния сознания выступают на различных этапах в качестве новых предметов психологии.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) - основатель описательной психологии - еще одного направления, возникшего в результате «открытого кризиса».

Основные идеи описательной психологии:

1. Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главными задачами психологии являются постижение и понимание смысла душевной жизни.

2. Методом описательной психологии является понимание, которое принципиально отличается от интроспекции. Для понимания характерен целостный подход к человеку, при этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни.

3. Смысловые содержания душевной жизни личности становятся понятными, если постигается направленность данного человека (что для него ценно). Развитие личности рассматривается с точки зрения развития ее ценностей на каждом возрастном этапе, что предполагает качественное изменение ценностей и переход от элементарных к более сложным.

4. Личность - целостная структура, которая включает в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимодействующие между собой.

5. Душевная жизнь человека рассматривается не в органическом, а в историческом ключе, человеческая форма жизнедеятельности определяется как воплощение переживаний в творениях культуры.

6. Центральным пунктом человеческой природы с точки зрения ее исторического развития является переживание, которое выступает как некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимом русле, а причинами активности переживания являются индивидуальные ценности.

Историческая ценность концепции Дильтея:

Расширение понимания природы человеческой души, не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей;

Введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы;

Введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы.

64. Глубинная психология

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате «открытого кризиса», и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

1. Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате «открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного.И каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся.

Loading...Loading...