Значение пословицы гостю в переднем углу место. Пословицы о гостях. Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Содержание

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационнуюзадачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен бытькратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведитечётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 85.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1.1. Гражданин России получает паспорт по достижении 14 лет.

1.2. Президент России является главой Правительства РФ.

1.3. Россия – многонациональное государство.

1.4. Угроза атомной войны возникла в XIX веке.

Ответ :

1.1 1.2 1.3 1.4
да нет да нет

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 2

Установите соответствие между примерами жизненных ситуаций и правами гражданина, к которым они относятся. Свой ответ внесите в таблицу.

Под буквой впишите соответствующую цифру.

Примеры жизненных ситуаций Права гражданина
А) Иван воплотил в жизнь свою мечту стать машинистом поезда.

Б) Ученики 4 класса «А» получили учебные пособия из школьной библиотеки.

В) Семья Ивановых решила переехать в другой город.

Г) В 20 лет Женя совершила первое самостоятельное путешествие.

Д) Пётр Иванович уже 20 лет пишет картины на исторические темы.

Е) Катя с мамой посетили поликлинику, чтобы сделать прививку.

Ж) Екатерина Петровна 20 лет работала на фабрике швеёй, но затем решила поменять профессию и заняться росписью тканей.

З) Первоклассники впервые пришли в школу 1 сентября и узнали, какие предметы будут изучать в этом году.

И) Композитор Иванов решил попробовать себя в новом музыкальном стиле.

К) Маша заболела, и мама вызвала доктора на дом.

1) право на образование

2) право на охрану здоровья

3) право выбирать род

деятельности и профессию

4) право на свободу передвижения

5) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества

Ответ :

А Б В Г Д Е Ж З И К
3 1 4 4 5 2 3 1 5 2

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 3

Дайте краткое обоснование рядов (что объединяет перечисленные элементы), укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию, и объясните почему.

3.1. Христианство, ислам, буддизм, храм, иудаизм.

3.2. Философия, биология, социология, экономика, психология, политология.

3.3. Труд, пища, общение, управление, дружба.

Ответ :

По 2 балла за каждое верное объяснение , что объединяет элементы ряда .

1 балл за указание лишнего элемента , 1 балл за объяснение , почему указанный элемент является лишним .

Максимум за задание 12 баллов .

Задание 4

Назовите обязанности человека и гражданина, которые отражены на представленных ниже картинках. Свои ответы запишите в таблицу.



Ответ :

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 5

Прочитайте внимательно стихотворение О. Григорьева «Гостеприимство», выполните задания.

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?

5.1. Почему название стихотворения звучит иронично?

Ответ :

Гостеприимный хозяин не будет делать замечания гостям относительно их поведения, запрещать смотреть книги и сидеть на диване. (Ответ может быть дан в иной формулировке.)

2 балла за верное объяснение .

5.2. Выберите одну из приведённых ниже пословиц о гостеприимстве и объясните её смысл. Ваше объяснение должно содержать четыре связанных между собой по смыслу предложения.

а) «Хоть небогат, а гостям рад».

б) «Не спрашивают: чей, да кто и откуда, а садись обедать».

в) «Гостю в переднем углу место».

Критерии оценивания :

Учащийся должен продемонстрировать понимание им смысла выбранной пословицы.

За каждое предложение , содержащее развёрнутое высказывание , ставится 2 балла . Дополнительно 2 балла ставится в случае , если предложения не разрозненные , а представляют связный текст . Если смысл высказывания не раскрыт , то за задание ставится 0 баллов . Предложение , не связанное по смыслу с выбранным высказыванием , оценивается нулём баллов .

Всего 10 баллов .

Максимум за задание 12 баллов .

Задание 6

Внимательно рассмотрите рисунок, на котором в образной форме представлена одна из проблем современного мира. Напишите сочинениерассуждение от лица главы государства, выступающего на саммите глав европейских стран, посвящённом этой проблеме. В своём сочинении придерживайтесь следующего плана.

6.1. Назовите эту проблему.

6.2. Приведите два примера проявления данной проблемы.

6.3. Укажите три последствия возникновения проблемы.

6.4. Сформулируйте два возможных пути решения данной проблемы.

Ответ :

6.1. Проблема глобального потепления.

1 балл за названную проблему .

6.2. Повышение средней глобальной температуры, таяние льдов.

Могут быть приведены другие примеры .

По 2 балла за каждый названный пример .

Всего 4 балла .

6.3. Таяние мерзлоты, расширение торфяных болот приведёт к повышенному выбросу в атмосферу таких опасных газов, как метан. Меняются условия обитания животных, рыб, что приводит к гибели некоторых видов. Изменение климата, увеличение пустынь, увеличение частоты экстремальных погодных явлений, включая волны жары, засухи и ливни; потеря мест обитания людей изза повышения уровня моря

Пословицы и поговорки для школьников. Гости в пословицах и поговорках для детей и взрослых.

Пословицы и поговорки о гостях

Рад не рад, а говори: «Милости просим!».

Встречай гостя не с лестью, а с честью.

Идёшь в гости, неси подарок в горсти.

Редкому гостю двери настежь.

Желанный гость зова не ждёт.

И невзначай, да кстати.

Желанному гостю — горячий привет, незваному гостю — хозяина дома нет.

Много гостей, много и новостей.

Гость немного гостит, да много видит.

В гостях — не дома: воля не своя.

Гость хозяину не указчик.

Гость доволен — хозяин рад.

Хозяин весел — и гости рады.

За пустой стол гостей не сажают.

Умел звать, умей и угощать.

Чем богаты, тем и рады.

Не зови гостей, коли нет и костей.

Каковы дружки, таковы им и пирожки.

Кто поздно приходит, тот ничего не находит.

Кто опоздает, тот воду хлебает.

На незвана гостя не пасена и ложка.

Незваный гость — хуже татарина.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

Охота ездить в гости, да никто не зовёт.

Звать — зовёт, а адреса не даёт.

Поназвали гостей полный двор, а сами из дома вон.

Милые гости, не надоели ли вам хозяева?

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное)образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана

Учитель социально-бытовой ориентировки:

Ткаченко Людмила Анатольевна

Тема урока: Приём гостей.

Цель: актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;

Задачи:

    прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;

    формировать навыки самообслуживания;

    воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

Оборудование: компьютерная презентация,инструкционные карты, карточки-задания, чайный сервиз, угощение для гостей, рабочие тетради.

Ход урока:

    Организация класса и рабочих мест учащихся.

II . Объявление темы урока.

— Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1) И сегодня на уроке мы познакомимся с правилами для хозяина, научимся сервировать стол к чаю, а также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.

III . Повторение правил гостеприимства.

    Вводная беседа:

Русский человек всегда считался и счи­тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы, придуманные народом.

пословица « Много гостей – много новостей» (Слайд 2)

    Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит, будет много новостей.

Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт. (Слайд 3)

    Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.

    В переднем углу избы находился духовный центр дома. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.

    Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. (Слайд 4)

Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.

С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. (Слайд 5)

    Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.

Виды самоваров. (Слайд 6)

    Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. (Слайд 7)

    На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные

Гостей и близких привечаем

Ароматным, сладким чаем.

Учитель . Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён. Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол­жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.

А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат) :

    Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.

    Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.

Учитель. А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным?

Дети: быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять внимание.

Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по возможности, думать не только о том,чем угостить, но и чем занять. Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей.

Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.

Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры.

Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать гостю плохого настроения.

– Молодцы.

IV . Правила хозяина.

СЦЕНКА.

Учитель.

Сначала посмотрите небольшой сюжет. События происходят в современной квартире.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами(красит лаком ногти). К «двери» подходят гос­ти и «звоня т». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)

X о з я и н. А, это вы!

Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиг­рать в новую игру.

Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру —

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать —

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать —

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.

Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя­ин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правиль­но угостить . Он не должен жа­леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

    Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро­кинет вазу или разобьет что-нибудь?

    А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

    Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?

    Если гостю не нравится телевизионная передача, как должен поступить хозяин?

    Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?

Учитель.

Прочитайте основные правила поведения для хозяина. (Слайд 8)

1.Встречай гостей в нарядной одежде.

2.Обязательно угости гостя.

3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.

4.Познакомь гостей друг с другом.

5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.

6.Поблагодари гостей за визит.

V . Правила для гостей.

СЦЕНКА «В гостях».

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе новые журналы покажу … Музыку послу­шаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от­пуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь, открывает дверь. На пороге - Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)

Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает с полки часы.)

Игорь. Это подарили маме. На память.

Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смот­рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматрива­ет другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба­рахло всякое в доме держите?

(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!

Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да! Я у тебя диск с игрой взял: у меня такой нет. Отдам как-ни­будь.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ.

Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос­тя? Каким должен быть гость?

Ответы учащихся.(Вежливым, тактичным, ненавязчивым.)

Правила поведения гостя (Слайд 9)

1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.

2. Приходи точно в назначенное время.

3.Поддерживай общую беседу или игру.

4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.

5. В гостях долго не засиживайся.

6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.

VI . Сервировка стола.

Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).

Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.

Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью. (Слайд 10)

К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье). (Слайд 11)

Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки. (Слайд 12)

На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.

Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы)

Игра «Найди ошибку».

Девочки отворачиваются. Я что-то меняю в сервировке. Девочки поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят.

А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки.

– Молодцы!

Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать . Существует много способов складывания салфеток. И сейчас мы с вами потренируемся складывать салфетки. (Слайд 13)

VII . Повторение правил поведения за столом.

— Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
— Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
— Как сидим за столом?
— А кушаем как?
— Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?

Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом:

    не разваливайся на стуле;

    не клади локти на стол;

    ешь аккуратно;

    не нависай над тарелкой;

    не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;

    не ешь слишком быстро;

    не бери в рот сразу очень много еды;

    рот вытирай салфеткой;

    не разговаривай во время еды.

Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и нем», Объясняют её смысл.

Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или рассказывает сам.

Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.

VIII . Закрепление

Вопросы: (Слайд 14 -16)

    Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?

    Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:

придешь пораньше, придешь вовремя или не­много опоздаешь?

    Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?

    Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?

    Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?

    Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

    Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?

    Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?

    Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином игры?

    Как должен выглядеть человек, идущий в гости?

    Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?

    Как долго следует ждать опаздывающего гостя?

    Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто­лом громко икнул:

начнешь хохотать, чтобы и другие по­смеялись вместе с тобой;

постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

IX . Игры. (Слайд 17)

— Чем же могут заняться гости после того, как попили чай? (Теперь гости могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.).

Учитель предлагает детям поиграть.

А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего, даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами. Игрок должен срезать приз).

X . Уход гостей.

Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь.

XI . Подведение итогов.

Все дети возвращаются в класс.

— В какую игру мы играли?

— Что значит быть гостеприимным человеком?

XII . Оценка деятельности детей. (Слайд 18)

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

— Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем. Молодцы! Занятие окончено.

Loading...Loading...