Что значит кошерный товар. Насекомые и земноводные. Злаки и фрукты

Практически каждый человек знает о существовании понятия «кошерная еда». Что это за термин? Что он означает? Понятие о кошерных продуктах пришло к нам из Израиля. Именно там существует строгий свод определенных законов и правил для верующих евреев - галаха. Этот перечень норм охватывает устои как семейной, так и религиозной, а также общественной жизни. В галахе присутствует понятие «кашрут». Оно означает пригодность и дозволенность чего-либо для жизни верующих.

Законов кашрута строго придерживаются евреи при выборе продуктов для приготовления разнообразных блюд. Они диктуют религиозные правила и способы хранения пищи. Иначе говоря, контроль над качеством кошерной еды ведется довольно-таки жесткий. Его осуществляет сто семьдесят организаций Израиля, у каждой из которых имеется своя печать. В том случае, если пища соответствует требованиям кошерности, об этом будет знать каждый, кто захочет ее попробовать. Продукт будет отмечен одной из данных печатей.

Что включает в себя? Пища, которую должны употреблять согласно законам галахи, включает:

- «басар» (мясные продукты);

- «халяв» (молочные продукты);

- «парвэ» (нейтральные продукты).

Что значит кошерная еда басар? Это мясо животных. Причем для термина «басар» подходят только жвачные травоядные с раздвоенными копытами, местом обитания которых является суша. Таким образом, к кошерным животным можно отнести коров и овец, газелей и коз, жирафов и лосей. Не входят в этот перечень свиньи, кролики и верблюды. Для того чтобы стать кошерным, мясо не должно иметь крови. Религиозные законы в этом отношении весьма строги. Считается, что употребление еды с кровью (даже если она содержится в яйце в виде сгустка) пробуждает жестокость у человека.

Из птицы в перечень кошерности попали только индейки и утки, куры и гуси, а также голуби. Яйца, разрешенные религиозными законами к употреблению в пищу, должны обладать одним заостренным, а другим округлым концом. Рыба, считающаяся кошерной, обладает двумя признаками. У нее обязательно должны быть плавники и чешуя. Употребление в пищу насекомых, червей и змей галахой запрещено.

Молочные продукты, которые подходят под понятие кошерная еда, что это? Перечень «халяв» включает в себя только ту пищу, которая считается чистой. Другими словами, молочные продукты должны быть получены только от кошерных животных.

Нейтральные продукты, подходящие к термину кошерная еда, что это? «Парвэ» - это нечервивые фрукты и овощи. Помимо этого, нейтральные продукты разрешено употреблять в пищу религиозными законами только тогда, когда не было их контакта с некошерной едой. Например, запрещается лакомиться помидором, смазанным свиным жиром.

Кошерные продукты весьма распространены на рынке Израиля. Однако эта тенденция в последние годы стала неуклонно меняться. Уже появилась кошерная еда в Москве. И дело здесь не в увеличении количества проживающих в столице евреев. Просто все больше людей придает значение правильному и здоровому питанию.

Блюда, которые приготовлены из продуктов, соответствующих кашруту, предлагает десяток ресторанов Москвы. Причем с каждым годом количество таких заведений неуклонно растет. В Измайлово отведать пищу, приготовленную с соблюдением еврейских религиозных канонов, можно в заведении «Эшель». На Цветном Бульваре можно посетить ресторан «Тель-Авив», а на Садово-Триумфальной кофейня «Шоколадница» предложит широкий выбор кошерной молочной продукции.

Кулинарные традиции создаются не в ресторанах для гурманов, а руками самой природы. Именно природа диктует нам наши гастрономические привычки – если земля богатая, плодородная, значит, и блюда будут самыми разнообразными, если же климат суровый – кухня будет отличаться скучной питательностью. Именно по этому принципу и сложились кухни народов мира исторически. Сегодня, вопреки тому, что и кокосы стали доступными на севере, так же как и оленина с морошкой на юге, понятие национальных кухонь все еще не исчезло.

Единственное исключение составляют евреи – они живут (причем исторически) в самых разных уголках мира, при этом их кухня одна, и «стандартизирована» не «Матушкой Природой», а Священным писанием. Еда евреев называется кошерной пищей, что значит – пригодная еда, правильная, полезная.

Правила кошера

Кошерная пища – это еда разрешенная кашрутом. Кашрут – это свод правил, который диктует не только перечень разрешенных продуктов, но и способы приготовления. При этом, слово «кошерный» может легко применяться не только к еде, но и к человеку, ситуации, предмету. В любом случае, «кошерный» будет означать правильный, положительный.

О том, какая пища кошерная сказано в Библии – это животные с «раздвоенными копытами» и «жующие жвачку». Это относится к разрешенным к употреблению животным. Животных нужно не только правильно выбирать, но и забивать. Еврейские общины выдают разрешения мясникам, а те должны разделать тушу по всем правилам – полностью спустить кровь, провести предварительный осмотр. Мясо перед приготовлением вымачивают в соленой воде.

Что касается растений – они все кошерные.

Мясо

Итак, рассмотрим подробно, какая еда кошерная. Прежде всего, надо разобраться с мясом. Животные должны быть одновременно и парнокопытными, и травоядными, значит, это:

  • коровы;
  • овцы;
  • козы;
  • лоси;
  • газели;
  • горные козлы;
  • жирафы.

Свиньи запрещены по кашруту, ведь они не «жуют жвачку». Кроме того, не кошерно и больное или пойманное на охоте животное. Сало, находящееся возле желудка следует удалять, как и седалищный нерв. В животном «съедобна» по кошеру только первая половина тела. На примере коровы – начиная от вымени все мясо не кошерно.

Птица

Кошерными считаются домашние птицы, которые забиты резником с разрешением от общины. То есть, это – куры, гуси, перепела, индейки, голуби, утки и т.д. Кошерные яйца должны быть от разрешенных птиц. Если же в яйце найден сгусток крови его следует удалить.

Рыба

Кошерная рыба должна быть с плавниками и чешуей. Казалось бы, подходить совершенно вся рыба, но не все так просто. Осетра, угри, акулы, сомы, киты, дельфины не имеют кошерной чешуи. Значит, их употребление запрещено. Тот же запрет переходит и на ракообразных и моллюсков.

Сочетание продуктов

В рецептах кошерной пищи очень важно также сочетание и порядок потребления. Так, все продукты делятся на молочные, мясные и нейтральные. Молочные продукты нельзя есть с мясными, зато нейтральные можно совмещать и с первыми, и с вторыми. После потребления мясных продуктов, должно пройти несколько часов, прежде чем разрешено употребление молокопродуктов. Также, нельзя есть еду, в приготовлении которой совмещаются мясные и молочные продукты. Рыба считается нейтральным продуктом, однако традиционно ее не совмещают с мясом.

Законы кашрута настолько строги, что на кухнях имеются отдельные принадлежности, столы, шкафчики, и даже раковины для молочной и мясной пищи. В принципе, после первых «охов» негодования, нам в голову может прийти правило гигиены в кулинарии, которое гласит, что для работы с разными продуктами, нужно иметь отдельные ножи, разделочные доски, сосуды. А на кухнях ресторанов, как и у евреев, рыба и мясо, а также моются в разных раковинах.

Проще говоря, «кошерность» - это просто способ обезопасить, улучшить питание человека, возможность научить его следить за тем, что он ест и как он это готовит.

‏גלאַט כּשר ‏‎ - «просто/строго кошерное»)

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы (последних на сегодняшний день не принято употреблять в пищу) и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна, потому что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу .

Библейские животные, современные названия которых не установлены

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » и «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
  2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи . Этот процесс называется шхита (ивр. ‏שחיטה ‏‎), а квалифицированный резник - шо(й)хет (ивр. ‏שוחט ‏‎). В соответствии с Галахой, одним из необходимых условий для кошерной шхиты является шхита одним плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть (диаметра) трахеи и большую часть пищевода. Рваное движение ножа, задержка движения ножа, прокол тканей животного острым концом ножа делают шхиту некошерной, а животное - запрещённым в пищу евреям.

В Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать. Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Что касается ножа для шхиты, его лезвие должно быть не только очень острым, но и абсолютно гладким - такое лезвие лучше проникает в тело. Для такой заточки используется целый набор камней, от крупнозернистых до мелкозернистых. Ножи и камни, которыми пользуется резник, стоят немалых денег. Только процесс заточки ножа может занять несколько часов. Нож проверяют, проводя им по ногтю, и если при этом чувствуется хотя бы малейшая зазубрина - нож непригоден для шхиты. Галаха также отмечает, что чем выше уровень страха перед Небом у человека, тем более сосредоточенно он будет проверять нож. Поэтому есть обычай, что резник не только проверяет нож сам, но и дает его на проверку местному раввину.

Поскольку работа резника требует точности действий, старый или больной человек не имеет права заниматься шхитой. В связи с этим в прошлом, когда община обычно имела только одного резника, нередко возникали разногласия между раввином и резником. Например, если в общину приезжал новый молодой раввин, то бывало, что престарелый и всеми уважаемый резник, который на самом деле был уже непригоден для этой ответственной работы, отказывался расставаться с прибыльной должностью и мог настроить всю общину против раввина. В XIX веке рабби Шломо Клугер вёл активную борьбу с этим явлением в Галиции и соседних странах. В одной из таких историй, происшедшей в Бердичеве в 1843 году, он даже подвергался угрозам жизни со стороны хозяев местной скотобойни. Он также постановил, что община обязана иметь пенсионный фонд для обеспечения резника, который уже не способен выполнять свою работу.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо сначала на полчаса замачивают в воде комнатной температуры, для того, чтобы размягчить его, а затем посыпают со всех сторон крупной солью и на час помещают на специальную наклонную доску или решётку для того, чтобы кровь могла свободно стекать с мяса. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают в трёх водах.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. ‏משגיח ‏‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни (а именно гемофилии), по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. ‏מנקר ‏‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных . Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш ‏פּאַרעװע ‏‎ - «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать в одном блюде рыбу с мясной или молочной пищей. После употребления рыбы необходимо съесть что-либо (например, кусочек хлеба) и что-нибудь попить. После этого можно есть мясо.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Считается, что плавники есть у любой рыбы. Наличие чешуи является вторым обязательным признаком, поэтому, когда продают чищеную рыбу, то всегда оставляют на ней кусочек с чешуёй.

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская») .

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие соусы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Воля Творца

Иудейский закон рассматривает эту заповедь как «хок»(«закон») - не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые имеются в еврейской литературе (а иудаизм всячески приветствует поиск даже скрытого смысла), призваны только лишний раз показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла и дать человеку дополнительную радость от исполнения заповеди. Встречается также и подход, согласно которому еврей, а точнее - иудей, вполне может искренне считать свинину вкусной и питательной, и не есть её только потому, что ему этот вид пищи запрещён.

Подход хасидизма

С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» - состояния единства с миром, который, несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, всё же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и неевреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для неевреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) - а тем самым и Его Сущность - с физической материей.

Критика кашрута

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие евреи не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат Израиля или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион» , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить различные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов убрали некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов.

Страны-лидеры рынка кошерных продуктов - США , Израиль , Франция , Великобритания и Австралия . [ ]

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый в Москве супермаркет кошерной еды. [ ]

Всемирная организация по сертификации кошерной продукции OK Kosher Certification в 2010 году открыла специальный «Русский» отдел для работы со странами бывшего СССР. За два года работы сертифицировано более 60 заводов на территории РФ, стран СНГ и Балтии. На сегодняшний день OK Kosher Certification является самой [ ] крупной и опытной организацией в сфере кошерной пищевой промышленности на территории РФ, стран СНГ и Балтии. [ ]

Казусы, связанные с кашрутом

Рассказывают, как попал хасид в рай. Посадили его за стол, стали подавать райские угощения. А хасид и спрашивает:
- А кто тут проверяет у вас на кошерность?
- Как это кто? Сам Господь Бог и проверяет!
- Знаете что, я тогда поем только зелени.

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в Москве супермаркет кошерной еды.

Религия – это не только соблюдение определенных традиций, но и правил питания. Кошерная еда является термином, взятым из иудаизма, и ее обычно употребляют евреи, но в последнее время она стала появляться и в магазинах во многих странах.

Что значит кошерная еда ^

Кошерная еда – это пища, приготовленная по законам кашрута, который, в свою очередь, включен в список правил Галахи.

Согласно этому своду, блюда необходимо готовить в соответствии с определенными обычаями, а контроль за их приготовлением осуществляют еврейские организации, которые ставят на упаковках свою печать.

Что такое кошерная пища

В целом, кошерные продукты питания подразделяются на три группы:

  • «басар» — мясные продукты;
  • «парвэ» — нейтральные;
  • «халяв» — молочные.

Само понятие «кошерная» означает то, что такая пища полезна для здоровья и пригодна для употребления, поэтому употребляемые евреями продукты сейчас очень часто можно найти на магазинных прилавках.

Кошерная еда: польза или вред

Полезна ли кошерная еда? Конечно, на здоровье она влияет только положительно, потому как в ней нет красителей, консервантов, стабилизаторов, ГМО и различных препаратов, а упаковка, в которой хранятся продукты, абсолютно стерильна.

Что касается вреда от еврейской кошерной еды, то о нем однажды заявили специалисты из США, которые провели сравнение такой пищи с обычной. Им удалось выяснить, что птица, приготовленная обычным способом, содержит меньше вредных бактерий, чем та, которая была сделана кашерным образом.

Кошерное питание: как готовить блюда

Согласно кашруту, нельзя смешивать в одном приеме пищи молоко и мясо: временной промежуток между их употреблением должен быть равен не менее пяти часов. Кроме того, отдельные требования предъявляются и способу забоя животных: этим должен заниматься только специально обученный человек, и до того, как мясная продукция попадает в руки повара, из нее выкачивается кровь посредством вымачивания.

Категорически запрещается употреблять мясо больных животных, а молочная и мясная пища готовится не только в разных посудах, но и помещениях. Именно поэтому в еврейских семьях бывает две кухни, но если нет таковой возможности – можно заниматься готовкой на двух плитах.

Какая еда считается кошерной ^

Кошерная еда: список продуктов

Чтобы питаться кошерно, необходимо знать, какие продукты принято употреблять в соответствии с кашрутом:

  • Мясо : сюда относится говядина, козлятина, а также лоси, жирафы, газели и овцы – т.е. животные, которые имеют раздвоенные копыта и питаются растительной пищей. Из тех, у кого нет раздвоенных копыт, разрешаются даманы, верблюды и кролики, а из не травоядных допускается свинина. Самое главное в такой продукции – отсутствие крови: по мнение евреев, те, кто ее поглощают внутрь, могут стать агрессивными и жестокими. Также запрещены яйца с наличием кровяных сгустков;
  • Птица: запрещена сова, орел, пеликаны и ястребы, т.к. кушать можно только домашнюю пищу: гусей, уток, кур. Исключение составляют лишь голуби;
  • Яйца : они должны иметь особую форму – быть острыми на одном конце и округлыми – на другом. Если оба их концы притуплены – их есть нельзя, т.к. вполне вероятно, что они принадлежат питающимся падалью хищным птицам;
  • Рыба : на ней обязательно наличие плавников и чешуи. Полностью запрещаются все морепродукты (осьминоги, креветки, черви и т.д.), т.к. на них нет ни того, ни другого;
  • Молоко разрешается только то, которое было получено от кошерных животных, в противном случае его употреблять нельзя;
  • Овощи и фрукты : здесь ограничений нет, за исключением случаев, когда они являются червивыми или соприкасались с некошерными продуктами.

Кошерная еда: что употреблять в пищу кошерно, халяльно и вкусно

Некошерная еда: что употреблять не кошерно

Кошерная еда: рецепты

Рецепт форшмака из селедки:

  • Делим на филе сельдь, вымачиваем ее в молоке 40 минут, затем достаем и измельчаем;
  • Очищаем и удаляем семена из яблока, натираем его на терке;
  • Варим яйца, трем на терке;
  • Рубим мелко лук, перетираем отваренный в мундире картофель;
  • Все смешиваем, рубим ножом до сметанообразной консистенции;
  • Добавляем в массу подтаявшее сливочное масло, перчим;
  • Подаем в охлажденном виде.

Рецепт шакшуки:

  • Режем на кубики пару сладких перцев, очищаем от кожуры помидоры;
  • Обжариваем в оливковом масле на сковороде измельченный репчатый лук, затем добавляем перец и жарим 3 минуты, периодически помешивая;
  • Давим чеснок в чеснокодавке, смешиваем с кумином, куркумой и нарезанным на мелкие кусочки острым перцем, помещаем все в сковороду на одну минуту;
  • Добавляем туда же томаты, жарим 3 минуты;
  • Делаем при помощи ложки в овощах небольшую выемку, вбиваем туда яйца;
  • Солим и перчим, готовим до тех пор, пока белок не сварится;
  • Перед подачей посыпаем зеленью.

Рецепт шарлотки:

  • Очищаем от семечек и кожуры яблоки, режем кубиками;
  • Взбиваем сырые белки миксером, параллельно насыпая сахар небольшими порциями;
  • Добавляем желтки, растопленный маргарин и ванилин, вводим муку, соль и разрыхлитель;
  • Смазываем маслом форму, заливаем туда слой теста, сверху помещаем яблоки и доливаем оставшуюся смесь;
  • На поверхности выкладываем яблочные дольки, смазываем маслом и посыпаем корицей;
  • Запекаем полчаса в духовке при 200 градусах.

Полезна ли кошерная кухня: мнение врачей ^

Как считают врачи, приготовленные по-кошерному блюда имеют большое значение только с религиозной точки зрения, однако в медицине в целом к таким продуктам относятся не столь категорично, утверждая, что способ приготовления и сами ингредиенты способны повлиять на здоровье.

Раньше евреи сталкивались со многими кулинарными трудностями во время поездок и перелетов, но сейчас кошерная еда в самолетах – не редкость, и ее предоставляют некоторые авиакомпании, поэтому удается соблюдать религиозные традиции и правила, даже находясь далеко от дома и не имея возможности готовить пищу самостоятельно.

Восточный гороскоп на март 2019

Loading...Loading...