Что можно приготовить на 40 дней поминок. Общие правила проведения поминок. Поминальный кисель из черного хлеба

Освящение кутьи в греческой церкви. Фото: monastiriaka.gr

Каждый человек живет с глубокой внутренней уверенностью в собственном бессмертии и бессмертии своих близких. Да, он понимает и даже видит – люди умирают, но подсознание хранит спокойную уверенность – с ним и его близкими этого случиться не может. Таково свойство здоровой человеческой психики.

Когда в дом приходит беда – это всегда неожиданно и очень-очень больно. Люди в растерянности. Что делать?! Куда бежать?! Кто поможет?! Необходимо переделать кучу неизвестных до того дел в предельно короткие сроки. С чего начать, как сделать правильно?

Тут на помощь приходят люди, имеющие опыт, силы и, самое главное – доброе сердце.

Похоронные обряды, правила и традиции ведут родных покойного по заданному алгоритму, который, с точки зрения православных христиан, необходим для блага и спасения души усопших.

Поминальный ритуал существует во всех религиях мира. Считается, что жизнь души не прекращается со смертью тела, как и любовь живых людей к покойному. Живые могут общаться с умершим в процессе поминальных обрядов и способны своими молитвами и добрыми делами помочь его душе попасть в Рай.

Когда поминают покойного

  1. В день смерти , после чего душа покойного еще два дня находится с ангелами и ей позволяют ходить по земле там, где она захочет. А хочется ей домой, туда, где находится ее тело и любимые близкие. Считается, что добродетельная душа посещает места, где творила правду.
  2. На третий день , то есть, в день похорон, душа возносится на небеса для поклонения Богу. Третий, потому что умерший был крещен во имя Отца, Сына и Святого духа, веруя в Единосущую и Нераздельную Троицу. И еще потому, что в этот день меняется лицо (образ) покойного. А тем временем ангелы показывают душе умершего Рай, и на девятый день приводят ее к Богу.
  3. На девятый день , когда, с православной точки зрения, разрушается все тело, кроме сердца. А душу водят по местам, где грешил покойный, показывают Ад, демонстрируя муки грешников. Душа покойного приходит в ужас от увиденного и от осознания того, что и он тоже согрешил, о чем душа горько сожалеет и молит о прощении. Это продолжается до сорокового дня.
  4. На сороковой день , когда разрушается и сердце. А над душой покойного вершится Божий суд, определяющий, место ли ему в Раю или в Аду.
  5. В полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего и на все соответствующие религиозные праздники ежегодно: в Троицкую, мясопустную, родительские, Дмитриевскую субботы, в канун Пятидесятницы и на Радоницу.

Зачем нужны помнки

Поминки – не просто трапеза, а обряд, в ходе которого близкие усопшего ВСПОМИНАЮТ его самого и его добрые дела, где пробуждаются воспоминания об умерших предках, к которым в молитве обращаются за помощью, и где молятся за упокоение души усопшего, стараясь облегчить ее муки. В своих молитвах, обращенных к Богу – Святой Троице, живые просят простить покойному все его прегрешения, которые были содеяны словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Собираясь всей семьей, души живых обращаются к помощи древних психологических механизмов, стремясь ощутить себя неотъемлемой частью своего рода, который их защитит, поддержит, наделит новыми силами. И в семейный круг вливаются новые душевные силы, любовь и сострадание, исцеляющее живых людей.

Кутья – сладкая поминальная каша

Для проведения поминальной трапезы первым делом надо заготовить кутью (ее еще называют “коливо”) – это ритуальная каша, сваренная из зерен: пшеничных, ячменных или рисовых; подслащенная медом или изюмом; и освященная на панихиде. Зерна являются символом воскрешения души, ведь чтобы они плодоносили, их нужно вначале закопать в землю, где они истлеют, давая ростки – то есть, новую жизнь.

С православной точки зрения, тело усопшего предается земле, чтобы истлеть и появится нетленным в момент всеобщего Воскрешения. А мед и изюм выступают как символ духовной сладости благ вечной жизни в Царствии Небесном. Соединяясь в готовое блюдо – кутью, они выражают уверенность живых в грядущем воскрешении умерших и бессмертии души.

Как готовить кутью : зерна замочить на ночь или на несколько часов, сварить до готовности так, чтобы каша получилась рассыпчатой. Ближе к концу добавить сахар или подогретый мед, разведенный водой (чтобы легче впитался) и изюм (который необходимо предварительно промыть, ошпарить кипятком и подсушить). Еще в кутью можно добавлять мак. Здесь можно посмотреть рецепт кутьи (пропорции, советы). И еще вариант .

Принципы меню поминального обеда

Сам поминальный обед должен быть:

  1. простым и строгим;
  2. поддерживающим силы: физические и душевные (ведь известно, что еда – отличный антидепрессант);
  3. приготовленным из свежих и качественных продуктов, чтобы не омрачить этот скорбный день другими несчастными случаями;
  4. способствовать беседе и сохранению тихой душевной атмосферы, где скорбящие люди, собравшиеся для духовного общения в память об усопшем, смогут немного отдохнуть.

Конечно, состав блюд во многом зависит от традиций семьи, ее достатка и того, кто, предположительно, придет помянуть (ведь на поминки традиционно не приглашают, люди сами приходят). Если вы думаете, что пришедших помянуть окажется примерно столько, сколько бывает гостей на большой праздник, и вы сможете приготовить поминальную трапезу силами своей семьи, проведя ее дома, и нет сил, времени на продумывание и реализацию сложного меню, предложите пришедшим обычный обед (ужин). Чтобы он был примерно таким, каким вы бы накормили семью в выходной день.

Традиционно на Руси для поминального стола готовились щи, каши, блины, пирожки, кисели (твердые, желеобразные – как приготовить, можно посмотреть в конце этого рецепта киселя) и компоты. Можно предложить следующее простое и относительно недорогое меню: борщ, гречневая каша, куриные котлеты, домашние заготовки (салаты, лечо, консервированные огурцы и помидоры), компот и слойки с банановой начинкой.

Конечно, при желании можно нарезать свежих овощей и фруктов, колбасы и мясных деликатесов, подать разнообразные салаты, селедку или другую соленую рыбу, бутерброды с икрой, паштетами, шпротами.

Думаю, хозяева сами определятся, есть ли в этом необходимость. Главное, помнить, что при поминании нет цели – накормить до отвала и поразить изысканностью, дороговизной и обилием блюд. Зато есть цель – насытить гостей, поблагодарив за помощь и участие, вспомнить усопшего, помолится за упокоение его души и отпущение его грехов, и оказать друг другу психологическую помощь и поддержку. Главное – не еда, а люди – живые и умершие, объединенные горем расставания и изменением жизни – земной и загробной.

Что приготовить на поминки

Итак, приступим к приготовлению поминальной трапезы.

Домашний борщ

Некоторые считают, что борщ на следующий день, настоявшись и загустев, становится только вкуснее. Потому, если мы решим приготовить его накануне, вкус блюда изменится, но не пострадает. Кстати, слово “накануне” произошло от греческого “канун” (корзина), в них в церковь для освящения приносили продукты, приготовленные для поминального стола.

Для борща готовим бульон из мяса с косточкой. На разогретую сковороду вливаем растительное масло, аккуратно ссыпаем мелко нарезанный лук. Как только уловили сладкий луковый дух, растекшийся по всей кухне, добавляем свеклу и морковь, нарезанные небольшими кубиками. При такой обработке свекла сохранит свой окрас, а морковь заиграет ярким оранжевым пламенем в свекольных глубинах.

Простой и вкусный борщ

Овощи будут томиться в сковороде до перехода твердого состояния в мягкое. Из кастрюли уже проливается аппетитный мясной аромат? Пора познакомить бульон с картофельными кубиками (нарезанные размером со свеколько-морковные. Компоненты блюда должны составить однородное ассорти).

Помните, что овощи сохраняют наибольшее количество витаминов и яркий вкус, когда готовятся на быстром и сильном огне. Чуть погодя засыпаем в бульон овощи со сковороды, и когда они немного проварятся, добавляем тонко нашинкованную капусту, чеснок, лавровый лист, несколько горошин черного перца, нарезанные кубиками помидоры и сладкий перец, разумеется, они должны быть размера, аналогичного остальным компонентам.

Уже осталось чуть-чуть. Пробуем. Посолили. Подсластили, если показалось, что надо. Добавили капельку лимона или уксуса, если свекла слегка потеряла свой шикарный цвет. Все.

Есть еще вариант приготовления борща с тертыми морковкой и свеклой (рецепт) .

Заранее можно приготовить и куриные котлеты . Это вкусное, недорогое, несложное блюдо.

Котлеты

Нам необходим куриный фарш – свежий или замороженный (если, оттаяв, он окажется слишком жидким, попробуйте слить лишнюю воду. Если не поможет, наши котлетки формой будут больше напоминать оладьи, что все равно вкусно).

В фарш добавляем натертый на крупной терке лук, чеснок, яйца (если он жидковат, яиц можно положить больше обычного) и геркулесовые хлопья.

Вымешиваем фарш, солим, можно слегка поперчить. И теперь формируем котлетки, предварительно обмакивая руки в мисочку с водой, чтобы фарш не приставал к ладошкам. Если же он был изначально жидковат, то зачерпываем ложкой будущую котлету и шмякаем ее на сковороду с горячим растительным маслом. Когда сторона, соприкасающаяся с дном сковороды, уже достаточно крепенькая и изменила цвет (тут уже на любителя, кому-то нравятся зажаристые, темно-коричневые с явно ощущаемой корочкой, кому-то – нежные, светлые), переворачиваем и обжариваем котлету с другой стороны.

Потом складываем ароматные мясные вкусности в кастрюлю, дно которой залито невысоким слоем растительного масла, где они остаются в ожидании все котлетной партии для дальнейшего тушения. Когда все котлетки уложены, доливаем воды примерно до середины мясной конструкции, накрываем крышкой и томим на медленном огне до появления ярких характерных ароматов. Совсем забывать о кастрюльке не стоит, иногда поглядывайте, может, стоит долить воды или немного встряхнуть, чтобы котлеты не пристали к посуде. Можно в котлетную водичку бросить лавровый лист и эстрагон.

Вот другие рецепты приготовления тушеных в кастрюле котлет и тушеных в духовке котлет с советами, точным составом продуктов, количеством штук.

Сладкое

Пока тушатся котлеты, можно испечь слойки . Для этого берем готовое слоеное тесто и бананы.

Почему именно эта начинка? Аромат бананов действует на человека успокаивающе, умиротворяющее, а вещества, содержащиеся в них, расщепляясь, вызывают ощущение счастья. Пусть это будет хоть и маленькая, но помощь людям, встретившимся за поминальным столом.

Если вам не нравятся бананы или вы хотите разнообразить начинку слоек, можно использовать сладкую творожную массу, кусочек яблока, сырные полоски или смесь тертого сыра и жирного творога, и другую начинку.

Раскатываем оттаявшее слоеное тесто (можно и дрожжевое, и бездрожжевое), прочерчиваем ножом прямоугольники, выкладываем начинку (в нашем случае – банан, нарезаем его поперек на 4-5 частей, если кусочки слишком крупные, можно разделить их вдоль на половинки).

Соединяем края теста, так, чтобы начинка целиком оказалась в слоеном плену, чуток прищипываем и выпекаем в предварительно разогретой духовке при t = 220*С минут 10-15, до подрумянивания. После чего можно присыпать слойки сахарной пудрой.

Компот

Когда варить компот ? Наверное, лучше накануне, меньше забот будет потом. Тут уже ориентируетесь на то, что у вас есть в запасе и на время года. Есть ли у вас замороженные ягоды или готовые банки с компотом/вареньем, или напротив – сейчас летняя пора и все необходимое в изобилии. Компот не должен быть очень сладким или чрезмерно кислым, для придания свежего и прохладного привкуса можно добавить в него веточку мяты или мелиссы и пару бутонов пряной гвоздики.

Ягоды, фрукты или варенье бросаем в кипяток, добавляем немного сахара и варим на сильном огне, очень быстро. Чуток прокипел компот (минуты 2-3) – сразу выключайте. Да вы и сами, наверняка, все это знаете.

Если сомневаетесь в пропорциях, на кастрюлю в 4-5 литров потребуется банка ягод емкостью в 0,7 – 1 литр или такой же объем нарезанных фруктов, 0,5-1 кг сухофруктов или 0,5 литра варенья (все зависит от того, из чего именно вы готовите компот. Некоторые фрукты и ягоды обильно выделяют сок, другие – очень сдержаны, маловыразительны и нуждаются в дополнении из кислых ягод или лимонного сока). Если у вас ягод меньше, не расстраивайтесь, кидайте все, какие есть, возможно, и этого будет достаточно. Вы попробуйте, если вкус компота достаточно насыщенный, ощутимый, значит начинки достаточно. Если слабенький: добавьте еще ягод (или варенья, или горсть сухофруктов, оставшихся от приготовления кутьи, например) или накапайте лимонного сока, чтобы появилась свежесть и приятная кислинка. Если собираетесь оттенить компот цитрусовой корочкой (лимон, апельсин, мандарин), то бросайте ее в готовый горячий напиток, чтобы она не варилась. Иначе – компот будет горчить.

По вопросу сахара – на этот объем воды начинайте с половины стакана и пробуйте, достаточно ли сладко. При приготовлении компота из сладкого варенья, сахар может не потребоваться. В любом случае, пробуйте и ориентируйтесь на свой вкус.

Если вам больше нравится кисель, можно сварить его (рецепт киселя).

Гречневая каша

На день поминок остается только приготовление гречневой каши , она сварится довольно быстро и не потребует больших усилий. Заранее можно приготовить для нее вареные вкрутую яйца, из расчета 1 яйцо на стакан крупы. Когда до трапезы остается минут 40, можно приступать.

Берем кастрюлю (не эмалированную) с толстыми стенками, похожую на чугунок, наполняем водой и крупой из расчета 2 стакана воды на 1 крупы.

Если у вас найдутся сушеные белые грибы – кидайте и их из расчета 1 гриб на стакан крупы. Они обогатят вкус и аромат блюда.

Ставим на очень сильный огонь. Накрываем крышкой. И выдерживаем в таком виде 4-5 минут после закипания, после – переходим на огонь средней интенсивности (и в этот промежуток добавляем в кашу слегка обжаренный и мелко нарезанный лук. Просто кидаем сверху. Он сам найдет дорогу в гречневые недра), а ближе к концу приготовления, когда воды стало значительно меньше – переходим на маленький огонь.

Пар играет ведущую роль в приготовлении каши, поэтому, следите за положением крышки, она должна плотно прилегать к кастрюле.

Запрещается перемешивать. Строго соблюденное соотношение компонентов и температурного режима, посуда с толстыми стенками, создадут правильную структуру блюда, там появятся поры для испарения лишней влаги, и любое вмешательство разрушит эту гармоничную гречневую конструкцию. И все это готовится 15-16 минут (если крупы берется от 1 до 4 стаканов. И чуть дольше, если крупы больше).

Переваривать не стоит. Может улетучиться особенный гречневый аромат, каша станет невкусной. Выключили? Теперь позвольте каше дойти, настояться, минут 5.

После чего, наконец, можно добавить мелко порубленные яйца и добавить ложечку-другую сливочного масла. Перемешать. Посолить. Перемешать снова. Вкусно?!

Считается, что это блюдо выступает как самостоятельное, оно не является гарниром. Когда вы попробуете, поймете, почему. Желательно подавать горячей.

Что будет на поминальном столе

Смотрите, что у нас получается . Есть сытный и очень вкусный борщ. Потом мы подаем гречневую кашу. К ней можно добавить нежные куриные котлеты. А можно съесть их и отдельно, с черным хлебушком, закусив соленым огурчиком или сладким перцем из лечо (которое будет приятно сочетаться и с гречневой кашей).

Если даже остановиться на этом, люди уже окажутся сыты. А у нас еще есть компот со слойками.

Конечно, кашу можно заменить картошкой, или подать на второе качественные готовые пельмени, или потушить картошку с мясом (все это готовится очень быстро, легко и стоит недорого). Можно сформировать стол из многочисленных овощных салатов и салатов под майонезом, колбасно-сырно-рыбно-овощной нарезки, конфет и печенья.

Примерное меню поминок после похорон

Вариант поминального стола на 25-30 человек, вот такое примерное меню для поминок:

  1. кутья,
  2. котлеты (3 кг фарша),
  3. жареные куриные бедрышки (поштучно, 30 шт.),
  4. картошка-пюре (ведро картошки),
  5. рыба в кляре (2 горбуши),
  6. копченая скумбрия (2 шт.), нарезанная кружочками,
  7. селедка (3 шт.),
  8. нарезка из колбасы, ветчины и сыра (каждого по 0,7-1 кг),
  9. салат Оливье (больше, чем на Новый год, объем в 3 литра),
  10. салат из помидоров и огурцов (по 2 кг + зелень и лук),
  11. бутерброды с красной рыбой (1 большая) на сливочном масле (пачка) и ломтиком огурца (возьмите из тех, что на салат);
  12. яблоки (2 кг), нарезаные дольками,
  13. хлеб, булочка (по 2 шт.),
  14. 2 вида конфет (по 2-3 конфеты на каждого гостя, всего около 1 кг),
  15. сладкие готовые рулеты (4 шт.);
  16. вишневый кисель (4 литра).
  17. Из других напитков: минералка (4-6 бутылки, ориентируйтесь на погоду, лучше побольше), Кагор (3 бутылки) и водка (3 бутылки).

Людей осталось на поминки 20-25 и часть блюд до конца не доели. Котлеты исчезли почти все, вместе с ними большой популярностью пользовалась минералка. Осталось прилично салата из огурцов и помидоров, немного Оливье, бедрышки (треть), нарезка, рулеты, немного скумбрии и селедки. Водки и вина тоже осталось много от первоначального. Но это – смотрите, как у вас в семье принято.

Могу сказать, что всего было даже много, можно было помянуть и значительно скромнее. На 9 дней так и получается, приходят самые близкие (их же значительно меньше, чем в день похорон) и поминают за простым, сытным ужином.

Примерное меню для поминок на 40 дней

Например, на 40 дней были поминки из расчета на 12 человек, поминальный стол состоял из следующих блюд.

Недавно меня угораздило поспорить с молодым священником о поминальных традициях и о том, каким должен быть поминальный обед.

Этот батюшка близкий родственник одной моей знакомой. То ли брат двоюродный, то ли троюродный, что ли. Суть спора была в том, что я как раз собиралась идти на поминальный обед, на тот день пришлись сороковины моего дяди, а священник сказал, что поминальный обед – это язычество, поминать усопших надо в церкви молитвой, а не едой и водкой. На поминки я, разумеется, пошла, но тема меня задела, и я стала искать разную информацию о традициях поминальной трапезы.

Что интересно, мой оппонент батюшка оказался и прав, и не прав одновременно. В церкви мне сказали, что со строгой точки зрения поминальный обед совсем не обязателен и никакой пользы отлетевшей душе не принесет. Но и церковного запрета на поминки тоже нет. Только поминальную трапезу лучше начинать чтением молитв.


Поминальная
кутья .

На православных поминках обязательно нужно ставить на стол освященную кутью . Рецепт поминальной кутьи , насколько я поняла, часто бывает определен семейной традицией. В центральной России, в Сибири, на Урале ее всегда готовят из риса с сахаром и изюмом, но во многих семьях добавляют в кутью и что-то еще. Например, цукаты или даже орехи. А одна моя знакомая с Кубани родом рассказала, что во многих кубанских станицах рецепт кутьи не менялся с древности. Там ее готовят из разваренной пшеницы с медом и маком.

Блюда на поминки .

Размышляя над тонкостями поминального стола, я усвоила одно: еда на поминках должна быть простой, без изысков. Ведь это не торжество, а траурная церемония.

Вообще блюда на поминках , мне кажется, очень зависят от местных обычаев и традиций. Обязательно везде на стол ставят кутью , кисель или компот. На первое принято готовить щи, борщ или лапшу, некоторые другие супы (например, грибной, уху, просто бульон). Практически всегда и везде готовят блинчики и какую-то выпечку: пирожки, булочки, что-то сладкое. А дальше по-разному.

Например, в центральной России практически никогда не обходятся без мясного. Сейчас в основном на поминальный стол принято подавать котлеты и курицу. Еще на них иногда готовят мясную солянку. Но не суп, а горячее другого типа. Это квашеная или свежая капуста, тушеная с мясом, чаще всего с жирной свининой.

На российском юге на поминках обязательно должна быть жареная или соленая рыба. Кстати, в последнее время этот обычай распространился и в других местах. Я посмотрела поминальные меню в кафе и обнаружила, что почти везде есть, например, горбуша в кляре и селедка.

Постные блюда на поминки.

Если поминальный стол надо готовить в пост , то существуют самые разные постные блюда для этого случая. Например, я недавно сама на поминальном обеде ела морковные и соевые котлеты. Подойдут маринованные грибы, горячее на овощном и грибном бульонах, постные блинчики и выпечка (булочки, пирожки с капустой, картошкой, грибами). На закуску для постных поминок можно приготовить свеклу с чесноком, салат из квашеной или свежей капусты. Неплохо поставить на стол тертую редьку с уксусом и постным маслом.

Вторые блюда на поминках – это чаще всего картофельное пюре и каши из любых круп, лишь бы подходили ко всему остальному. Они подойдут и для постного поминального стола.

Из овощных блюд хорошо для поминального стола приготовить винегрет, салат из редиски, помидоров, огурцов, капусты.

А как у мусульман?

Кстати, узнала я, что мусульмане тоже поминают своих покойников. Блюда на поминки у мусульман очень похожи на православные. Подают, например, суп-лапшу (правда, обязательно без картофеля), кашу с гуляшом или просто жареным мясом. Мясо, конечно, должно быть только халяльным, то есть — никакой свинины . Мусульмане и салаты считают поминальным блюдом. И обязательно в мусульманском поминальном меню присутствуют сладости: разные сухофрукты, зефир, мармелад и конфеты.

Поминки у древних славян.

Попутно в своих изысканиях я наткнулась на разные интересные факты о том, как поминали своих умерших наши предки. Надо сказать, что многие традиции мы, похоже, взяли из древности.

Я выяснила, например, что поминки покойных пищей – древний обычай не только славян, но и многих других народов. Наши предки поминали своих покойников как минимум два раза в году. Эти особые празднества в честь духов назывались тризнами. Ели-пили на тризнах очень помногу, чтобы духи не обиделись. Живые ставили около могилы кутью , сыто (или сыть), блины и пиво для духов. Сами ели то же самое в их честь и исполняли поминальные песни.

И после крещения Руси поминальный стол продолжали накрывать по традициям предков. Обязательно на нем стояла кутья , причем именно из пшеницы. Те, которые побогаче, добавляли в кутью мед и изюм. Еще был обязательный поминальный напиток сыть. Я так поняла, что сыть и канун – это одно и то же: напиток из меда, разведенного водой. Думаю, что сейчас именно вместо сыти на поминки варят кисель или компот.

В общем, зря со мной спорил тот молодой священник. Поминальный стол – слишком древняя традиция, чтобы от нее отказываться.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Поминки помогают душе перейти на небо в рай. В православии поминальные слова и молитвы - это прошение перед Богом за усопшего перед окончательным приговором. как ритуал –это коллективная трапеза родных и близких в память об усопшем.

Как правильно провести поминки

Говорят, человек по-настоящему умирает тогда, когда о нем перестают помнить близкие и все те, кому он когда-то был дорог. Сохранить светлую память о покинувшем этот мир человеке - миссия, которую надо принять и нести вопреки неумолимо бегущему времени и событиям, разделившим жизнь на «до» и «после» утраты. Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах , которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. Помнить - значит сохранить в памяти светлые моменты из жизни ушедшего, его хорошие поступки и дела.

О чем мы забыли

Наши мудрые предки придумали проводить поминки - своеобразный набор ритуалов, посвященный памяти ушедшего человека. Прошли века, а эта традиция сохранилась и по сей день помогает людям пережить горестное событие, соблюдая в трауре все почести покойному. Поминки столетней давности и современный ритуал существенно различны.

Так, сегодня не все идут в церковь, чтобы организовать панихиду об усопшем и освятить блюда для поминальной трапезы, и еще реже ходят на кладбище на могилу почившего человека. Хотя каждый из этих ритуалов считается обязательным в поминках и выполнялся нашими бабушками и дедушками не только в дни траура, но и спустя годы после похорон. Еще одно нарушение вековых традиций на сегодняшних поминках - часто допускаемое употребление алкоголя. Поминать ушедшего человека обильными возлияниями - мягко говоря, неправильно. Отсюда хмель, неуместное веселье, а порой и склоки и нелицеприятные выяснения отношений между родственниками. Разбираться на поминках, кому что достанется от имущества покойного, - без преувеличения, высшее проявление неуважения к только что ушедшему из жизни человеку. Но, увы, жизнь показывает, что и такие случаи не редкость в наше время. Помянуть усопшего достойно — наш абсолютный долг.

Православные поминки

Тем не менее многие христианские традиции соблюдаются большинством неукоснительно. Одна из них - проводить поминки строго . Почтить память отошедшего в мир иной человека нужно несколько раз. Первые поминки, согласно христианским традициям, проводятся в день похорон , то есть на третий день после смерти .
Следующие поминки должны приходиться на девятый день после ухода близкого. В этот день принято собираться, как правило, в узком семейном кругу, вспоминать покойного лишь добрыми словами и молиться за упокой его души. Молитвы на поминках верующего, независимо от того, на какой день они приходятся, должны произноситься всегда. Если вы и собравшиеся не знаете, как правильно провести православные поминки , лучше пригласить священнослужителя или духовного настоятеля, к которому вы обращались во время других важных жизненных событий - венчания, крестин. Молитва - не что иное, как обращение к богу, поэтому в эти мгновения на поминках должна царить тишина и покой.
На 40-дневные поминки, или сороковины , следует звать всех, кто хорошо знал усопшего.

О том, как лучше оформить приглашение на поминки — см.


О поминках устами священнослужителей

Поминальная трапеза: блюда и этикет

Вековая традиция на поминках - накрывать в этот день для собравшихся поминальный стол. Еда на православных поминках особенная, и готовят ее с соблюдением определенных правил и традиций.
Поминальная трапеза, организованная в столовой или кафе, - допустимый вариант для тех, кто хочет избавить себя от лишних хлопот в и без того непростые дни. Тем же, кто хочет приготовить угощения дома , своими руками и при этом соблюсти все правила поминального стола, хорошую службу сослужит статья с описанием основных блюд и рецептами - традиционными и постными.

Во время поминальной трапезы следует соблюдать тишину, громко не разговаривать (отдельно отметим, что мобильные надо перевести в беззвучный режим), не смеяться, и уж тем более, не выяснять отношения с кем-то из родственников. В случае некорректного поведения других гостей допустимо их одернуть, напомнив правила поведения на поминках . В эти часы мысли собравшихся должны быть сосредоточены на одном человеке, которого сейчас нет рядом, но память о котором для них по-прежнему дорога. Есть во время поминальной трапезы нужно не спеша, обязательно попробовав традиционные блюда (кутью и блины), но при этом соблюдать умеренность и не наедаться до отвала, словно во время свадебного пира.

Как рассаживать гостей

Независимо от того, где проводят поминки - дома или в банкетном зале , - собравшихся рассаживают за столом в определенном порядке. Первыми свои места занимают самые близкие родственники покойного - супруги, родители, родные братья, сестры. Они садятся рядом с местом, которое принято оставлять пустым на всех православных поминках как дань памяти усопшему. Дальше гости должны рассаживаться, соблюдая принцип родства или по старшинству. Важный момент: женщина должна сидеть рядом с мужчиной , на поминках лучше избегать соседства мужчин друг возле друга. При этом и супругов следует рассадить отдельно. Рядом с местом, которое оставлено пустым, на поминках иногда ставят портрет покойного и стакан с водкой, поверх которого кладут ломоть черного хлеба. Эту традицию принимают не все, считая, что алкоголь на поминках не допустим по христианским канонам.

Как одеваться (дресс-код) на поминках

Собираясь на поминки, важно продумать свой внешний вид и одежду , поскольку дресс-код не менее важен, чем приготовление блюд и нюансы поведения за поминальным столом. Так, не допускается, чтобы гости приходили в разноцветных и пестрых одеяниях. Женщинам лучше выбрать закрытое платье темного цвета до колен, а на голову повязать платок (желательно темных тонов). Вместо платья можно облачиться в костюм, но также классического покроя, без больших вырезов и открытых участков. Мужчинам предпочтительно прийти в темном костюме, в то время как рубашка может быть немного светлее пиджака и брюк. Если снять пиджак, то уместна также и темная рубашка и более светлый галстук сдержанной расцветки. Когда на поминках присутствуют дети, одевать их следует также в спокойном, выдержанном стиле.

Поездка на кладбище

В день поминок, кроме непосредственно самой трапезы, принято посещать могилу покойного. Сделать это можно как до, так и после угощений за поминальным столом. Перед поездкой на кладбище следует позаботиться о цветах и свежих венках . Цветы можно привезти как в форме букетов, так и в виде саженцев, если, к примеру, вы хотите, чтобы могила всегда была красивой и ухоженной. Если правила кладбища не ограничивают, то можно посадить на могиле дерево, но не в цветник. Для этого подходят хвойные растения (ель, сосна, пихта), символизирующие вечную жизнь.
Рядом с памятником можно оставлять ритуальные символы или предметы, которые были важны для покойного при жизни или могли бы стать таковыми. Это может быть свежая семейная фотография, если покойный так и не увидел, как появились на свет его внуки, или любимая мягкая игрушка, если судьба разлучила вас с родственником, который ушел из жизни в юном возрасте. Перед уходом с кладбища наведите порядок на могиле . Уберите сорняки, протрите монумент или освежите краску на ограде - это укрепит память о дорогом человеке и поможет снять груз печали, а может, и вины.

Поминки у мусульман

Поминальные традиции у мусульман имеют такие же древние корни, как и у православных верующих, но все же между ними существуют большие различия.
По мусульманским традициям усопшего хоронят как можно раньше, поскольку считается, что пока тело не нашло последний приют, душа человека не может вознестись на небо и терзается от мучений на Земле. Первые мусульманские поминки проводят в день похорон . Почившего человека готовят к погребению, совершая омовения и укутывая его в саван. К этому ритуалу допускаются только люди, обладающие большим авторитетом — как правило, старшего возраста и самые близкие родственники. Если предстоят похороны женщины, то к ней на это время допускаются только женщины. Если из жизни уходит мужчина, на омовения приходят мужчины. Пока тело не погребено под землей, рядом с ним всегда находятся люди, потому что покойного нельзя оставлять одного, — таким образом его как бы оберегают. Перед тем как процессия двинется в сторону кладбища, над покойном читают молитвы из Корана , и это обычно делает специально приглашенный мулла.

Хоронят же покойного только мужчины: по мусульманским традициям женщинам нельзя присутствовать на погребении. При этом мулла несколько раз читает молитвы за упокой души ушедшего человека и скорейшего попадания ее на небеса.

Поминальная трапеза и хаер

После похорон проводятся первые поминки. На них могут присутствовать все, кто приехал поддержать родных и близких усопшего. Для собравшихся накрывают стол, но в отличие от православных традиций, мусульманская поминальная трапеза не предполагает приготовление каких-то определенных блюд. И все же, на поминки у мусульман принято готовить суп с лапшой, мясо, вареный картофель и капусту, а из сладостей подавать национальные блюда - баусак и чак-чак, а также сладкий плов из риса и сухофруктов.

Во время трапезы принято вести себя тихо и внимать молитвам муллы. В прошлом за поминальным столом могли сидеть только мужчины, сегодня трапезу наравне с ними делят и женщины . Детей к поминальному столу, как правило, не допускают.

Поминальный этикет

Во время поминальной мусульманской трапезы принято раздавать от имени каждого присутствующего хаер, или подаяние. Хаер дают всем , кто сидит за столом. После каждого подаяния, которое совершается по кругу, мулла читает молитву. В качестве подаяния на мусульманских поминках можно раздавать деньги (сумма всегда остается на усмотрение раздающего), платки, мыло или чай. Как и у христиан, у мусульман не принято разговаривать за поминальным столом, но при этом присутствующие даже не произносят речей о покойном , оставляя все переживания как бы внутри себя.

Событие обязывает собравшихся выглядеть соответствующим образом. Женщины должны быть одеты в закрытые платья или кофты и длинные юбки . На голове обязательно должен быть повязан платок . При этом одежда преимущественно светлая и белая . У мужчин также - костюмы сдержанных цветов, либо рубашки и брюки в светлых тонах, на голове — тюбетейка. После трапезы гости не задерживаются и быстро расходятся. Нетронутые блюда и сладости хозяева дома раздают всем собравшимся в виде гостинцев.

Поминки на 7-й, 40-й дни и годовщина

Следующие поминки у мусульман проводятся на седьмой и сороковой день после ухода человека из жизни, а также спустя год и более. На каждое поминальное мероприятие принято приглашать муллу , родственников и просто людей, знавших усопшего. Традиции обязывают накрывать скромный стол, читать молитвы и совершать подаяния на каждых поминках. Поминки, которые проходят через неделю после смерти, на 40 дней и в годовщину, как правило, проходят в узком кругу близких и родственников покойного. Но у каждого, кто был знаком с ним, есть возможность почтить память усопшего в любое время. По мусульманским традициям, во имя ушедшего человека можно раздавать милостыню нуждающимся и совершать молитвы в мечети. Во время вторых и следующих поминок собравшиеся, в том числе и женщины, могут по желанию посещать могилу усопшего.

Возможно, кто-то скажет, что организовать и провести поминки по всем канонам — будь то христианские поминки, мусульманские или светские, - не всегда выполнимо. Одни родственники далеко живут, у других неотложные дела… Но какие бы события ни происходили вокруг, как бы ни складывались обстоятельства, важно помнить: поминки - это скромный, не требующий изысков и пафоса обряд , главное в котором - это содержание, которое вы вкладываете в свои действия, с какими мыслями об ушедшем накрываете стол или приходите на кладбище. Поминки - это, прежде всего, возможность для близких и родных сохранить в сердце светлую память о человеке, которого больше никогда не будет рядом.

«Изготовление памятников.ру» - это портал о памятниках и служба заказов, где можно, сравнив фото и цены, купить памятник в Москве или в Вашем городе по лучшей цене. Заполните заявку, и её увидят гранитные мастерские сделают вам предложение.

Но выигрыш не только в цене! Рекомендации от нескольких мастеров позволят получить новые идеи и обрести уверенность в правильном выборе.

В православии принято организовывать поминальные обеды, которые собирают вместе близких и родственников усопшего. Мы чтим покойного на похоронах и после них, на 9 и 40 дней и на годовщину смерти, накрывая стол и вспоминая близкого, но ушедшего от нас человека.

Если христианские поминки отличаются открытым выражением боли утраты и обилием блюд соответственно, то у мусульман не принято выражать свое горе в слезах и рыданиях, а стол должен быть скромным.

Поминальный обед: меню

Поминальный обед, или трапеза – это один из обрядов поминовения усопших, который является заключительной частью богослужения. Он имеет не только свою историю, традиции, но и меню. Стоит отметить, что трапезы для поминовения умерших проводились с древних времен, но христиане имеют на этот счет свое мнение. Итак, стол для почтения памяти усопшего накрывают на третий день после смерти, а также на 9, 40 дней и 1 год . Христиане не должны вкушать пищу на могилах умерших, а только после возвращения с кладбища и совершив перед трапезой обряд очищения. Если в давние времена это воплощалось в омовении всего тела, изменении одежды и мытье полов и стен, то в наше время все упростилось до мытья рук перед едой.

Для поминальных трапез установлен и свой этикет. Так, на них не могут прийти без приглашения. Сервировка стола происходит особым образом: используется обыденная посуда, ставится прибор для усопшего и его портрет с черной лентой, а гости рассаживаются по дальности родства, то есть, ближе всех к прибору покойного будут сидеть супруг или супруга, родители, дети и т.д. Все прибывшие с кладбища, должны вымыть руки, садятся за стол по приглашению. Во время обеда не принято громко разговаривать и смеяться. Трапеза для поминовения всегда начинается с зажигания свечи и чтения молитвы, а также заканчивается ею. Кроме обращения к богу во время такого обеда принято говорить и вспоминать все хорошее об усопшем, в память о котором он организован. После окончания обед и чтения молитвы все расходятся не прощаясь.

Теперь поговорим о меню. На стол в поминовение усопших готовят кутью из пшеничных либо рисовых зерен, заправленную медом. С нее начинается вкушение пищи, ею же завершается. Здесь зерна символизируют воскрешение, обещанное праведникам после страшного суда, а мед показывает, насколько сладкой будет жизнь в царстве господнем. Кутью святят в храме.

Далее еду готовят в зависимости от наличия в день проведения поминок поста. Желательно спиртное на поминальной трапезе исключить. Обязательными блюдами, которые подают на поминках, являются блины и кисель. Здесь блины символизируют суточный круг, когда после заката обязательно следует восход, так и бессмертная душа ждет возрождения. В старину блины подавались обязательно с медом до вкушения блюд основных.

Вообще вся еда, которую принято подавать к столу на поминовение усопшего, несет в себе особое значение и является конкретным символом. Первым яством, которое ставили на стол после кутьи с блинами, был горячий суп, от которого непременно должен подниматься пар, помогая душе усопшего вознестись к богу. На первое обычно подают борщ либо щи, а иногда их заменяют супом с лапшой. Далее по важности шла ячневая или пшеничная каши, демонстрируя заключенную в них силу. Также есть нужно было яйца, как символ перерождения души и ее бессмертия. Если обед приходится не на день поста, то среди необязательных блюд могли быть поставлены на стол:

На поминках подают салаты из овощей. Самыми популярными в таких случаях считаются винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, а также из капусты свежей или квашенной. Если поминальную трапезу организовывают дома, то ставят и холодец.

Подают и сладкие блюда: печенье, оладьи, конфеты, другую выпечку. Но не принято в таких случаях подавать торты, пирожные.

В старину по таким поводам подавали густой овсяный кисель, который разрезали на куски ножом. Сейчас напитками для поминовения на трапезах выступают компоты и узвары из сухофруктов, соки и кисели фруктовые.

Пищу, оставшуюся после окончания поминок, принято раздавать участвующим в нем, чтобы они дома со своими близкими продолжили поминовение, и тем самым, помогли душе усопшего приблизиться к творцу. При их организации следует помнить, что они должны служить поддержкой душе умершего в ее нелегком пути к господу, а не становиться пиршеством. Поэтому не стоит готовить и заказывать много еды. Все должно быть скромно и строго.

Все сказанные ранее слова были о людях, которые приняли крещение. Для некрещеных и самоубийц, по которым не свершается молебен и литургия, также можно организовать поминки, прочитав домашние молитвы, а в храме о таких людях молятся в родительскую субботу перед Троицей, когда читается моленье обо всех умерших.

Поминальный обед на 40 дней

Религиозные каноны говорят о том, что по истечении сорока дней после кончины душа умершего предстает перед господом и судят ее, и определяют ее место. Последнюю надежду на ее спасение могут дать молитвы и поминовение родственников. Оно заключается не только в мольбах, возносимых к богу, но и в добрых словах об упокоенном, в поминальном столе, который продолжает богослужение и является демонстрацией любви и уважения к нему.

Душа умершего на 40-й день возвращается в родной дом, чтобы через сутки покинуть его навеки. Для этого и накрывают стол, чтобы за ним еще раз помолиться о ее спасении и помочь обрести покой. Считается, что неуспокоенные души остаются в доме навсегда, потому что не могут уйти из него пока не успокоятся.

Для того чтобы облегчить скитания и мытарства духа усопшего, после его смерти нужно выполнить несколько условий:

  1. В церкви заказывают сорокоуст – молебен, который служится по покойному 40 дней. Дополнительно к нему, все эти дни молятся о душе покинувшего их родственники и близкие люди усопшего.
  2. Чтобы оказать ей весомую помощь, православные священники советуют принести себя в жертву хотя бы на этот период, отказавшись от пагубной привычки: курение, употребление алкоголя, чревоугодие и т.д.
  3. На 40 дней зовут лишь крещенных и верующих в бога людей. Только в их силах помочь душе близкого, но почившего в боге человека, получить прощение грехов и попасть в рай.
  4. Поминальная трапеза не должна превращаться в застолье. Это обряд поминовения и пустые разговоры неуместны.
  5. На поминках запрещено употребление спиртных напитков, веселье и пение песен.

На 40 дней накрывать на стол можно теми же блюдами, что и поминки после похорон. Здесь обязательными будут кутья и блинчики, а приготовить можно различные блюда. Меню на такую трапезу можно собрать такое:

  • закуска овощная из баклажанов и помидоров с чесноком;
  • гречневая каша с мясом или грибами;
  • бутерброды со шпротами;
  • салат из овощей, например, винегрет – зимой, а помидорно-огуречный – летом;
  • котлеты;
  • жареная рыба;
  • фаршированный перец или голубцы;
  • пироги с различными начинками: грибами, капустой, яблоками;
  • кисель из ягод или узвар.

Если на дату для проведения поминок припадает пост, то и подавать должны исключительно постные блюда.

На 40 дней христианский обычай предполагает раздавать нуждающимся вещи умершего с просьбой помолиться о его душе. Эта благотворительность может засчитаться ей при принятии решения о ее участи. Не розданные вещи принято относить в храм. Но выкидывать ничего нельзя.

В этот день во время вкушения пищи говорят слова в поминовение не только усопшего, по которому они организованы, но и вспоминают всех умерших родных. Считается, что все они незримо присутствуют вместе с живыми. Слова об умерших произносятся стоя.

Поминальный обед на 9 дней

По истечении 9 дней после похорон также принято поминать усопшего, организовав обед. Такая трапеза происходит исключительно дома.

Душа умершего после похорон готовится для встречи с творцом. Она, после трех суток пребывания с нами, отправляется в рай, где должна отдохнуть от мирских страданий и боли. Ей показывают все совершенные человеком при жизни грехи. На девятый день душа усопшего предстает перед богом, после чего ей положено отправиться в ад, чтобы претерпеть мытарства.

В православии считается, что постоянно оплакивать умершего нельзя, нужно постепенно успокоиться, ибо это мешает душе усопшего обрести покой. Своими слезами живые не дают душе уйти, удерживая ее на земле.

На 9 дней не принято приглашать людей, все сами приходят. Вначале и конце трапезы читают «Отче наш». Во время трапезы нужно молиться о прощении грехов покойного.

Начинают трапезу с кутьи, а после подают борщ и кашу. К ней подают котлеты, рыбу, грибы, мясо. Напитками могут быть компоты, а заканчивают ее пирожками с повидлом или другой сладкой начинкой, могут быть блины.

Поминальный обед на год

Годовщина смерти является итогом жизни на земле. В этот день ходят на кладбище и поминают умершего в церкви . Тогда же и накрывают стол, приглашая на поминальный обед. На годовщину смерти, кроме обязательной кутьи, принято подавать любимые покойным блюда. Меню должно быть простым. В этот день можно подать:

  • борщ;
  • лапшу или кашу с курицей и грибами;
  • мясные и рыбные блюда;
  • кисель, компот или сок;
  • пирог или пирожки;
  • нарезки: мясную, сырную, рыбную.

Поминальный обед в пост

Посты не являются причиной отказа в поминовении усопших. Исключением являются те дни, когда 9 и 40 дней попадают на будние дни Великого поста. В таком случае поминальная трапеза переносится на ближайшую субботу. Для проведения трапезы в пост примерное меню может быть таким:

  • постные борщ или щи;
  • грибы с картофелем, лапшой, гречневой кашей;
  • соленые, квашенные или свежие овощи;
  • бобовые: соя, фасоль;
  • постные блины и пирожки;
  • орехи и изюм;
  • на такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье разрешается готовить рыбу.

Молитва перед поминальным обедом

Ни один поминальный обед не обходится без молитвы. Вся суть этого обряда заключается в вымаливании прощения грехов душе усопшего и дарования ей вечной жизни в царствие господнем. Какую молитву читают перед усаживанием за стол? Традиционной для начала поминок является 17 кафизма. Также читают «Отче наш» или домашнюю молитву.

Loading...Loading...